Горячая линия юридической помощи
Железнодорожный переезд

ЖД переезд

Невозможно представить современный мир без поездов, которые занимаются не только перевозкой пассажиров, но и доставкой грузов до предприятий. Для безопасного движения в места пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами обустраиваются специальные переезды. Что такое ж/д переезд, и какие правила необходимо соблюдать при его пересечении, читайте далее.

Какие бывают виды

Итак, железнодорожный переезд – это место, в котором в одном уровне пересекаются ж/д пути и автомобильная, пешеходная или велосипедная дорога. Переезды бывают двух видов:
  1. Регулируемые. Такие переезды оснащаются средствами автоматической, полуавтоматической или ручной регулировки движения, а именно, шлагбаумами, светофорами, заградительной сигнализацией, дежурным и так далее.
  2. Нерегулируемые. Такие разновидности переездов не обустраиваются средствами сигнализации приближения поезда, и возможность/невозможность пересечения путей ж/д транспорта решается водителем автомобиля самостоятельно.
В зависимости от интенсивности движения все переезды подразделяются на 4 категории: от I с самым интенсивным движением и более высокой степенью опасности до IV с небольшой периодичностью движения, как поездов, так и автомобильного транспорта. Распределение переездов по категориям представлено в таблице: К каждому виду и категории переездов предъявляются определенные требования:
  • видимость водителя автотранспорта приближения железнодорожного состава должна составлять не менее 50 м с каждой стороны;
  • видимость машиниста при приближении к переезду должна быть не менее 1000 м;
  • пересечение дорог должно быть произведено под прямым углом (в некоторых ситуациях допускается уменьшение угла до 60º);
  • при приближении к переезду должны быть установлены специальные дорожные знаки, на проезжую часть нанесена соответствующая разметка;
  • машинист железнодорожного состава так же предупреждается о приближении к автомобильной дороге специальными знаками.
Каждому водителю, велосипедисту или пешеходу при пересечении ж/д путями требуется быть предельно внимательным.

Статистика столкновений на ЖД переезде

В 2017 году на территории РФ находится более 11 000 ж/д переездов. Все они являются местами высокой опасности и подтверждением этому факту являются статистические данные о количестве аварий, пострадавших и погибших:
Параметр 2016 год 1 полугодие 2017 года
Общее число аварий 211 134
Число аварий с участием ж/д составов 56 67
Пострадало 108 человек 86 человек
Погибло 31 человек 25 человек
Наибольшие показатели аварийности зафиксированы на Северо-Кавказской и Октябрьской железных дорогах. Причинами аварии являются:
  • несоблюдение ПДД водителями транспортных средств (проезд на запрещающий сигнал светофора или при закрытом шлагбауме);
  • использование неисправного автотранспорта, который по различным причинам может остановиться на переезде;
  • плохое обустройство или покрытие на переезде.
В целях сокращения аварийности на ж/д переездах предпринимаются следующие действия:
  • переезды оснащаются средствами автоматической сигнализации о приближении поезда, в том числе и звуковыми сигналами, которые за достаточно длительное время предупреждают участников дорожного движения о приближении железнодорожного состава;
  • производится ремонт путей и автомобильных дорог при приближении к переезду. Обустройство самого переезда должно быть выполнено в соответствии с нормативными требованиями и технической документаций;
    Около железнодорожных путей дорога должна быть в идеальном состоянии и оборудована всеми предупредительными знаками и элементами.
  • сотрудниками ГИБДД ведется профилактическая работа с водителями.

Как работает

Принцип работы ж/д переездов зависит от вида:
  • если переезд оборудован автоматической сигнализацией приближения поезда, то на расстоянии 800 – 1000 м от переезда устанавливается реле, которое при замыкании передает сигнал на светофор и шлагбаум. Первым включается запрещающий сигнал светофора, а через 10 – 12 секунд начинает закрываться шлагбаум. После прохода поезда реле размыкается и открывается проезд для движения автотранспорта;
    При пересечении переездов, оборудованных автоматикой, следует быть предельно осторожным, так как дежурный не всегда успевает во время отреагировать и исправить сложную дорожную ситуацию.
  • если переезд оборудован ручными средствами сигнализации, приводящимся в действие дежурным, то при приближении поезда передается сигнал на пульт дежурного, который включает светофор и/или закрывает шлагбаум. Перед выполнением работы сотрудник железной дороги должен убедиться в отсутствии на переезде транспортных средств и безопасности выполняемых действий;
  • при приближении к нерегулируемому переезду машинист поезда на определенных расстояниях от переезда (в местах установки специального знака «С») подает звуковой сигнал, чем и извещает водителей о приближении железнодорожного состава.

Какое должно быть оборудование

Железнодорожные переезды оборудуются в соответствии со следующими документами:
  • Правилами эксплуатации ж/д дорог на территории РФ;
  • Инструкцией по эксплуатации, утвержденной Министерством путей сообщения;
  • ПДД;
  • ГОСТ 23457-86 (требования об организации движения);
  • СНиП 2.05.02-85 (автомобильные дороги).

Знаки

Железнодорожные переезды в зависимости от вида (регулируемый или нерегулируемый жд переезд) оборудуются следующим знаками:
  • переезд со шлагбаумом (устанавливается на регулируемом переезде);
  •  переезд без шлагбаума (устанавливается на нерегулируемом переезде).
Данные виды дорожных знаков должны быть установлены дважды:
первый знак устанавливается на расстоянии 300 м от переезда
второй знак устанавливается вместе со светофором или на расстоянии 50 м от переезда
Дополнительно при приближении к переезду устанавливаются предупреждающие знаки:
  • на расстоянии 300 м;
  • на расстоянии 150 м;
  • на расстоянии 50 м.
По правилам движения переезд так же должен обозначаться отдельными знаками в зависимости от количества железнодорожных путей в зоне пересечения с автомобильной трассой:
  • многопутная ж/д дорога;9
  • ж/д дорога с одним путем.

Освещение

Все переезды, в зависимости от категории должны быть освещены. Нормами допускается наличие освещения:
для 1 категории 5 лк
для 2 категории 3 лк
для 3 категории 2 лк
для 4 категории 1 лк
Так же имеются дополнительные требования к освещению:
  • в случае работы дежурного по переезду в обязательном порядке устанавливаются прожектора, которые могут включаться только при приближении поезда или в сложных ситуациях или гореть постоянно (в зависимости от категории переезда);
  • на переездах ж/д путей со скоростными магистралями или в жилых зонах устанавливаются дополнительные светильники.
В настоящее время ведется работа по оснащению всех категорий переездов освещением, мощность которого не менее 5 лк.

Семафор

Регулируемые переезды оснащаются светофорами двух типов:
  1. С двумя горизонтальными сигналами.
  2. С тремя сигналами: двумя красными, расположенными рядом друг с другом и бело-лунного, расположенного выше и посередине между красными огнями.
Если установленный светофор имеет два сигнала, то:
  • движение запрещено при мигающих красных;
  • движение разрешено при отсутствии сигналов.
Если на переезде установлен светофор с тремя сигналами, то:
  • движение запрещено при включении красных сигналов и выключении бело-лунного;
  • движение разрешено при работе бело-лунного сигнала и выключенных красных.

Заградительная сигнализация

На регулируемых переездах в дополнение к светофорам и предупредительным знакам устанавливаются шлагбаумы, которые могут быть:
  • автоматическими;
  • полуавтоматическими;
  • механическими.
Автоматические и полуавтоматические шлагбаумы закрываются после срабатывания реле от приближающегося поезда. Механические шлагбаумы закрываются дежурными самостоятельно после получения сигнала о приближении железнодорожного состава. В соответствии с техническими требованиями, разработанными Министерством путей сообщения:
  • шлагбаум в зависимости от ширины проезжей части может иметь длину 6, 8 или 10 м;
  • шлагбаумы располагаются на высоте 1 – 1,25 м от уровня проезжей части;
  • заградительные элементы должны перекрывать не менее ½ проезжей части;
  • на шлагбаумах должны быть установлены сигнальные огни: со стороны дороги красного цвета, со стороны ж/д путей – белого цвета;
    Огни должны работать в темное время суток или в условиях плохой видимости (дождь, туман и так далее) при закрытом шлагбауме. Если заградительное сооружение открыто, то огни могут быть включены только со стороны железнодорожных путей.
  • заградительные элементы устанавливаются на расстоянии 8,5 – 14 м от ближайшей рельсы. Такое правило утверждено для увеличения безопасности на переездах.

Камеры

Для предотвращения нарушений ПДД и снижения аварийности на ж/д переездах могут быть установлены камеры фото или видеофиксации. В настоящее время установка камер не регламентируется действующим законодательством, но в ближайшем будущем планируется оснастить современной техникой максимальное количество переездов. Камеры позволяют не только фиксировать нарушения, совершенные водителями, но и получать дополнительную информацию о переезде в целях его переоборудования.

Противотаранное устройство

Для снижения аварийности из-за нарушений водителями правил пересечения ж/д путей на переездах устанавливаются противотаранные устройства, которые, как правило, работают в автоматическом режиме (совместно со светофорами и шлагбаумами).
Противотаранные устройства представляют собой металлическое ограждение, устанавливаемое перед шлагбаумом и светофором.
После подачи сигнала о приближении поезда металлическое ограждение поднимается, тем самым, препятствуя проезду автомобильного транспорта.

Другое

Дополнительно переезды могут оснащаться звуковой сигнализацией. При приближении поезда, помимо включения запрещающего сигнала светофора и опускания шлагбаума подается звуковой сигнал. Как правило, такие устройства устанавливаются, если:
  • через пути проходит пешеходная дорожка;
  • через пути оборудовано прохождение скота;
  • переезд не оборудован светофором или заградительными приспособлениями.

Основные правила пересечения

В целях безопасности каждый водитель обязан четко соблюдать все правила переезда железнодорожных путей. Как правильно проезжать жд переезд? К основным правилам относятся:
  • пересечение путей можно производить исключительно в оборудованных местах, то есть на ж/д переездах;
  • при приближении к переезду необходимо сбавить скорость, чтобы успеть среагировать на сигналы светофора или жесты дежурного, выступающего в роли регулировщика;
  • запрещается выезжать на пути, если горит запрещающий сигнал светофора, закрыт шлагбаум или дежурный показывает соответствующие жесты (руки дежурного подняты вверх или вытянуты в разные стороны);
  • запрещается ПДД обгон на жд переезде;
  • не допускается самостоятельное открытие шлагбаума, даже если состав уже прошел;
  • на путях нельзя останавливаться, двигаться задним ходом и производить иные маневры;
  • нельзя начинать движение без разрешения дежурного по переезду, если он не оборудован светофором и/или шлагбаумом;
  • запрещается перевозить через пути сельхозтехнику, строительную или дорожную технику, если она не закреплена соответствующим образом или транспортируется с нарушением правил.

Штрафы за нарушение правил

За нарушение установленных правил проезда перекрестков с ж\д путями водитель может быть привлечен к административной ответственности, вид и размер которой регулируется КоАП:
Описание нарушения Статья Предусмотренное наказание
Пересечение жд путей вне обустроенного переезда Выезд на пути при запрещающих сигналах (светофора, регулировщика, шлагбаума и так далее) Остановка и стоянка на путях 12.10 часть 1 - штраф 1 000 рублей или - лишение прав на 3 – 6 месяцев
Нарушение правил переезда путей за исключением случаев в предыдущем пункте 12.10 часть 2 Штраф 1 000 рублей
Повторное нарушение правил пересечения жд путей 12.10 часть 3 Лишение прав на 1 год
Несоблюдение требований, установленных дорожными знаками или нанесенной на проезжую часть разметкой 12.16 Штраф 500 рублей
Нарушение правил, установленных для перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов 12.21.1 Штрафы: - для водителя – 1 000 – 1 500 рублей; - для должностного лица, который отвечает за транспортировку – 5 000 – 10 000 рублей; - для юридических лиц – 50 000 – 100 000 рублей
Нарушение правил, в результате которого потерпевший получил легкий вред здоровью 12.24 часть 1 - штраф в размере 2,5 – 5 тыс. рублей или - лишение прав на 1 – 1,5 года
Нарушение правил с причинением вреда здоровью пострадавшего средней тяжести 12.24 часть 2 - штраф 10 000 – 25 000 рублей или - лишение прав на 1,5 – 2 года
Повреждение ж/д путей или обустроенных переездов 12.33 Штрафы для: - граждан – 5 000 – 10 000 рублей; - должностных лиц – 25 000 рублей; - юридических лиц – 300 000 рублей

Вопросы и ответы

Далее коротко ответить на наиболее распространенные вопросы, касающиеся проезда перекрестков с ж/д путями. Что делать, если шлагбаум ударил по машине на ЖД переезде? Работа автоматического переезда через железнодорожные пути организована таким образом, что перед опусканием шлагбаума загорается красный сигнал светофора, причем между этими двумя действиями проходит как минимум 10 – 15 секунд. Этого времени вполне хватает, что водитель смог затормозить. Таким образом, вина в повреждении автомобиля при ударе шлагбаума полностью лежит на водителе, который проигнорировал запрещающий сигнал светофора. В этой ситуации:
  • ремонт поврежденного автотранспорта будет производиться исключительно за счет собственных средств автовладельца;
  • водителю будет выписан штраф за проезд ЖД переезда на красный свет.
Какой интервал закрытия шлагбаума на ЖД переезде? Интервал закрытия шлагбаума регламентируется техническими требованиями для каждого ж/д перекреста. В среднем между включением красного сигнала светофора и закрытием шлагбаума проходит не менее 10 – 15 секунд. Кроме этого в целях обеспечения безопасности на ЖД переезде все автоматические и полуавтоматические шлагбаумы дополнительно должны быть оснащены ручным управлением, которое располагается непосредственно на заградительном устройстве.
В случае крайней необходимости дежурный по переезду может принудительно открыть или закрыть шлагбаум, путем нажатия на соответствующую кнопку.
Что фиксируют камеры на ЖД переездах? В последнее время большое количество перекрестков с ж/д путями оснащаются камерами фото или видеофиксации. Специальные устройства предназначены:
  • для увеличения безопасности на особо опасной территории. За каждой камерой следит дежурный и в случае образования непредвиденной ситуации (остановка автомобиля, образование затора и так далее) можно передать информацию машинисту, который остановит поезд и предотвратит аварийную ситуацию;
  • для получения дополнительной информации о месте в целях увеличения уровня безопасности (например, для определения количества проезжающих автомобилей в то или иное время или необходимости принятия дополнительных мер по сокращению аварийных ситуаций);
  • для фиксации нарушений со стороны водителя. Например, за игнорирование сигналов светофора, обгон на переезде или иные правонарушения, предусмотренные КоАП, водитель получит «письмо счастья», в котором указана дата совершения нарушения и сумма штрафных санкций.
Разрешен ли разворот перед ЖД переездом? В соответствии с пунктом 8.11 правил движения разворот на железнодорожном переезде запрещен. Железнодорожным переездом в зависимости от вида считается пространство между:
  • стоп – линиями, обозначенными на дорожном полотне с обеих сторон от ж/д путей;
  • шлагбаумами;
  • знаками «Стоп»;
  • светофорами.
Если переезд не оборудован указанными символами, то границами зоны повышенной опасности считается расстояние в 10 м с каждой стороны от ближайшего рельса.
Еще одним условием возможности разворота является видимость, которая в соответствии с правилами движения (пункт 8.11) должна быть не менее 100 м в каждом направлении. При определении возможности разворота около железнодорожного переезда водитель так же может руководствоваться линиями разметки на проезжей части:
  • сплошная линия запрещает выполнение данного маневра;
  • прерывистая линия разворот разрешает.
Разворот и обгон после жд переезда разрешены, если ограничение на данные маневры не предусмотрены дополнительными знаками. Какие знаки устанавливают непосредственно перед жд переездом? По нормативным требованиям переезд в непосредственной близости должен быть оборудован следующими знаками:
  • однопутная или многопутная железная дорога в соответствии с количеством путей;
  • переезд, оборудованный или необорудованный шлагбаумом;
  • приближение к ж/д переезду.
Указанные знаки устанавливаются на расстоянии 50 м от переезда.
Если переезд нерегулируемый и зона видимости приближения поезда хотя бы с одной стороны составляет менее 100 м, то перед путями должен быть установлен знак, который запрещает проезд автотранспорта без остановки.
Если на переезде ведутся ремонтные или восстановительные работы, то перед пересечением с железнодорожными путями должен быть установлен соответствующий предупреждающий знак: Что означает белый светофор на жд переезде? По техническим требованиям переезды с железнодорожными путами могут быть оборудованы светофорами двух видов:
  • с двумя красными огнями, расположенными горизонтально относительно друг друга;
  • с тремя огнями, два красных огня из которых расположены горизонтально и один белый выше и посередине между ними.
Если на первом виде светофора огни попеременно моргают, то движение через пути запрещено, а если светофор выключен, то можно двигаться дальше, не опасаясь приближения поезда.
Если на втором виде светофоров моргают красные огни, то это запрещающий движения сигнал, а если горит белый свет, то движение разрешено. За сколько метров надо останавливаться перед ДЛ переездом? Остановка и стоянка перед ЖД переездом регламентируются пунктом 15.4 правил дорожного движения. Если проезд через железнодорожные пути запрещен, то водитель автотранспортного средства обязан остановиться:
  • у стоп – линии, если такая линия предусмотрена разметкой, нанесенной на проезжую часть;
  • у знака «Движение без остановки запрещено»;
  • перед светофором, если переезд оборудован этим сигналом;
  • не ближе 5 м от установленного на переезде шлагбаума;
  • на расстоянии не менее 10 м от ближайшего железнодорожного пути, если остановка осуществляется на нерегулируемом переезде, не оснащенным светофорами, заградительными приспособлениями или специальными знаками.
Что делать, если автобус заглох на ЖД переезде? Какие действия необходимо предпринять водителю и пассажирам автобуса, если транспортное средство остановилось на железнодорожном переезде и по каким-либо причинам не может продолжать движение? Все лица обязаны действовать в соответствии с инструкцией, представленной в пункте 15.5 ПДД:
  • в первую очередь из автобуса необходимо немедленно высадить всех пассажиров, чтобы люди могли покинуть зону повышенной опасности самостоятельно;
  • далее водитель обязан предпринять все действия для освобождения переезда, чтобы не создавать помех поезду.
Одновременно с этим необходимо предпринять дополнительные меры предосторожности, к которым относятся:
  • подача сигнала общей тревоги при помощи звуковой сигнализации автотранспортного средства;
  • подача предупреждающего сигнала машинисту приближающегося поезда.
Сигналом общей тревоги считается подача одного длинного и трех коротких гудков звуковой сигнализацией автотранспорта. Сигнал подается, если в автобусе отсутствуют пассажиры, и никто не может предупредить о приближающейся опасности машиниста или если водитель может оставаться около транспорта.
Для подачи сигнала об опасности машинисту железнодорожного состава необходимо отправить двух пассажиров по ж/д путям в разных направлениях. Каждый пассажир должен подавать сигнал вращением руки по кругу. При этом в светлое время суток в руках должен быть красный лоскут или любое иное яркое устройство, чтобы машинист могут его увидеть на значительном расстоянии. В темное время суток в руке у человека, подающего сигнал опасности должен находиться фонарик или факел.
Если в автобусе только один пассажир, то для подачи сигнала его необходимо отправить по путям в сторону меньшей видимости.
Указанные действия помогут привлечь внимание окружающих и машиниста поезда для предотвращения трагедии. Если помимо вынужденной остановки автобуса на железнодорожных путях произошли и иные неприятности, например, авария, то необходимо:
  • оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь;
  • по телефону экстренных служб сообщить о дорожном происшествии в автоинспекцию, которые в кратчайшее время обязаны связать с обслуживанием железной дороги в данной местности.
Таким образом, железнодорожный переезд является зоной повышенной опасности и каждый водитель транспортного средства, велосипеда или пешеход должен быть предельно внимателен при пересечении ж/д путей.

Видео: Движение через железнодорожные пути