Звонок бесплатный
Прохождение

Прохождение техосмотра авто

Обязанность проходить технический осмотр (далее – техосмотр, ТО) автомобиля по закону возлагается на собственника автотехники. В ст. 15 правового положения №170-ФЗ от 01.07.11 г. (после поправок 23.04.18 г.), указано, какие машины и как часто надо проверять. Диагностика заключается в проверке технического состояния и соответствии нормам безопасной эксплуатации автомобильных средств передвижения. Делает это для того, чтобы получить допуск, позволяющий законно управлять машиной. Необходимость сразу узнать, где проходят осмотр, какова стоимость, какие документы подаются и др.

Какие нужны документы

Требования к документации, на базе которой происходит оформление допуска к эксплуатации авто, изложены в пункте 2 ст. 17 правового акта федерального уровня №170-ФЗ. Для успешного прохождения технической диагностики автотранспортного средства необходимо подготовить следующий пакет бумаг:
  • паспорт гражданина-автовладельца;
  • ПТС – паспорт транспортного средства;
  • СТС – свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • доверенность, оформленная через нотариат, если вместо собственника автомобиль будет привезен на диагностику его представителем (поверенным лицом).
Неправомерно, согласно частям 2 и 4 ст.17 требуют следующие документы:
Допускается предъявлять что-то одно – либо ПТС, либо СТС. Если паспорт гражданина находится на прописке, либо переоформлении, тогда собственник машины обязан предъявить специальную справку, выданную органами ФМС, паспортным столом.
Документ, служащий свидетельством наличия и своевременности прохождения техосмотра по всем правилам, называется – диагностическая карта. Выдача и использование талонов ТО было упразднено в середине 2012 года (закон №130-ФЗ от 28.07.12 г.). Важной составляющей при оформлении полиса обязательного страхования по ОСАГО является именно документальное подтверждение пройденного техосмотра машины. Поэтому наличие действующей диагностической карты необходимо для всех владельцев авто. Внешне документ выглядит следующим образом:
  1. Бланк с прочерченными строками, клетками, «окошками» для заполнения.
  2. Формат документа – А4.
  3. Можно складывать в виде книжечки.
  4. Чтобы документ быстро не истёрся, его ламинируют.
  5. Существует вариант оформления электронной карты.
  6. Бумажные варианты выпускаются как на простой белой бумаге, так и в форме бланком с разными степенями защиты от подделок. Такие бланки обязательно учётные.
В карте содержится основанная информация, она подается блоками:
  1. Название вверху по центру прописано на русском и английском языке.
  2. В клеточках слева – уникальный номер карты, справа – срок действительности документа.
  3. В таблице указываются все сведения по собственнику и авто.
  4. Под основной таблицей с данными есть блок для заполнения специалистом ОТО (Оператора технического осмотра). В этой части бумаги указывают заключение о машине – допускается ли она к эксплуатации или нет.
Карта сразу изготавливается в 2-х экземплярах, один из которых принадлежит оператору ТО, а другой – владельцу осматриваемой машины. Диагностическую карту можно предъявлять не только на территории Российской Федерации, но и в странах зарубежья, подписавших 8 ноября 1968 г. (изменялась 28.09.2004 г.) международную Конвенцию в Вене о дорожном движении. Сюда не входят – Канада, Австралия, Китай, Индия и др. Данное межгосударственное соглашение дало прецедент для того, чтобы в последние годы в России изменялись форматы разных документов – водительских прав, полисов страхования, подтверждения техосмотра и др.

Сроки прохождения техосмотра и периодичность

Все сроки, отводящиеся на проверку у диагностов ТО, совпадают с обязанностью автовладельцев проверять машину с определенной периодичностью. Она указана в ст. 15 закона №170-ФЗ от 1 июля 2011 года. Сроки и периодичность всегда совпадают. Их устанавливают в зависимости от следующих факторов:
  • возраста авто или мототранспортного средства – смотрят по годам, сопоставляют с регламентом в ст.15 закона №170-ФЗ;
  • назначения, профессионального применения (напр., регулярные пассажирские рейсы, грузоперевозки);
  • специфика категории транспорта (напр., электротранспорт – трамвай, троллейбус).
Возраст техники Периодичность техосмотра Срок действия техосмотра Примечания
До 3-х лет Отсутствует обязанность проходить техпроверку Совпадает с периодичностью Все виды транспортных средств. Исключение: - пассажирские категории ТС (для регулярных рейсов); - некоторые грузовики (массой свыше 3,5 т); - техника, которая используется вместе со специальными сигнальными приборами (световыми, звуковыми); - машины на которых обучаются вождению с инструктором.
От 3 до 7 лет Проверяются каждые 2 года Совпадает с периодичностью
7 лет и более Ежегодно (1 раз в год) Совпадает с периодичностью
7 лет и более Каждые 6 месяцев Совпадает с периодичностью Пассажирский автотранспорт.
Любой По желанию собственника автотранспортной машины (ч. 6 ст. 15 закона №170-ФЗ) Устанавливается индивидуально, в зависимости от цели использования техники. Причины, по которым владелец в любое время сам изъявит желание провести диагностику своей машины через оператора: - предстоит поездка за границу РФ; - выявить неисправности, чтобы их устранить перед продажей авто и др.
Некоторые автомобилисты вовсе освобождаются от диагностики своих автомобилей в течение определенного периода времени. Это касается новых машин, которые целесообразно не проверять на соответствие техническому состоянию в течение 3-х лет потому, что для подтверждения пригодности машины существует её техпаспорт. Документ издается заводом-изготовителем, выпустившим автотехнику, он передается на руки собственнику после совершения покупки. Те же правила действуют и на мотоцикл любого типа, чья мощность превышает 50 км/ч.

Размер госпошлины

По изменившимся правилам определения размера налоговых платежей в сфере технического автомобильного осмотра, с 01.01.2014 года (п.4 ст. 33 положения №170-ФЗ) государственную пошлину за оформление диагностических карт не взимается с владельцев ТС. Такое новшество работает также и в отношении выдачи дубликатов, копий. Оплачивается лишь сама процедура проверки технического состояния автотранспортного средства. В связи с правилами, указанными в ст.16 закона «О техосмотре» (№170-ФЗ), самый большой размер платы должен быть выявлен на основании:
  1. Проведенных ремонтных манипуляций – их объема.
  2. Категории ТС.
  3. Стоимости дополнительных техопераций.
Средние расценки по стране:
минимум 850-1000 руб.
максимум 2000-2500 руб.
Теперь для примера можно посмотреть предельные размеры цен по категориям ТС:
легковые 735 руб.
грузовики 2300 руб.
автобусы 2200 руб.
мотоциклы 2200 руб.
прицепные приспособления 1500 руб.
Устанавливать самые большие размеры оплат за техосмотр обязаны высшие исполнительные государственные структуры в регионе. Цены могут отличаться, если смотреть работу станций ОТО по разным городам России.
Поэтому операторы сами определяют размет платы, но, не выходя за рамки установленных властями тарифных диапазонов. Все аккредитованные станции ТО пользуются методикой расчета стоимости за проводимые услуги, которая приведена в Приказе ФСТ РФ №642-а от 18 октября 2011 года.

За что еще нужно заплатить

Любой владелец машины может столкнуться с разными специфическими сложностями при подаче своего авто на техническую диагностику. Дополнительно может понадобиться оплатить:
  • независимому эксперту, если появились несогласия с заключением пройденного ТО;
  • ремонтникам за то, что они быстро исправят неполадки;
  • юридические издержки в случае судебных разбирательств;
  • услуги нотариуса, если понадобится оформить доверенность.
Госпошлину платят сейчас только собственники тракторной, иной самоходной техники. Для них она составляет 400 руб. (ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ). Но такие машины и проверяются не на аккредитованных станциях ОТО, а в специальной службе –Гостехнадзоре.

Правила и порядок проведения

Правила прохождения ТО:
  1. Предоставление автомобиля для экспертизы обязательно.
  2. Договор о прохождении техосмотра у оператора необходим всегда.
  3. Возможно заключение такого соглашения с дилером.
  4. Эксперты, техники, проводящие осмотр, обязательно должны иметь соответствующее образование и навыки.
  5. Оператор ТО должен быть аккредитован.
  6. Пари повторном осмотре проверяются только те детали, элементы, которые подлежали исправлению.
  7. В случае смены оператора для повторного осмотра, диагностика будет проводиться полная – соответственно и оплата будет выше, чем при неполной проверке ТС.
В случае неисправностей, найденных в машине, их необходимо устранить в течение 20 дней. В противном случае диагностическую карту получить легально будет невозможно.
Это касается также излишних элементов, не входящих в заводской конструктив, наличие которых противоречит ПДД (Правилам дорожного движения) и законодательству. В том случае, если документ о пройденном ТО выдали незаконно, в случае аварии, либо иных появившихся страховых рисков, страховая компания взыскивать будет с оператора техосмотра, а не владельца авто. Порядок проведения ТО:
  1. Узнать территориальное расположение станции техосмотра на сайте РСА (Российского Союза Автостраховщиков).
  2. Сначала подается заявка на заключение договора с оператором – аккредитованный центр (станция). Это можно сделать у него на сайте, или позвонив по телефону ОТО.
  3. Потом машину привозят на станцию техобслуживания.
  4. Перед началом проведения операций проверки, заключается договор между собственником авто и оператором.
  5. Потом машина проверяется.
  6. Затем выносится заключение и прописывается в диагностической карте, если состояние машины удовлетворительное.
  7. Если есть что исправлять, тогда карту не оформляют, а машину отдают на ремонт, чтобы все неисправности были устранены.
  8. Потом проводится повторное исследование технического состояния машины, и если все в порядке, оформят диагностическую карту.
  9. Все данные по машине и технической проверке, а также её результатах заносятся в специальную единую базу данных ЕАИСТО (Единая Автоматизированная Информационная Система Технического Осмотра).
  10. Сроки проведения проверки и оформления ТО измеряются примерно в диапазоне – от 1 до 2-х часов.
В исследовании затрагиваются не все конструктивы, подлежащие проверке при техосмотре, когда диагностика осуществляется специальными приборами, инструментами, оборудованием, а также визуальным осмотром, реальным тестированием. Основное, что проверяется при ТО:
  • соответствие всех номеров, проштампованных на агрегатных системах и указанных в документе ПТС;
  • наличие аптечки, знака «Аварийная остановка», огнетушителя, иных знаков, требующихся к установке в индивидуальном порядке (например, знак «Инвалид», если автомобилист имеет группу);
  • работоспособность дверных замков;
  • исправность люфта, подвески, базы (напр., лонжерон);
  • норму технических жидкостных составов;
  • целостность оптики (сигнальные фонари, стекла, лампы, их работа);
  • уровень загрязненности токсинами окружающей среды после выхлопа газов из машины;
  • тормоза;
  • рулевая система;
  • стеклоочистители.
Прецеденты отказа в проведении техосмотра, выдаче допуска к безопасной эксплуатации ТС (ч. 3 ст. 17 закона №170-ФЗ):
  1. Не все документы были предоставлены для рассмотрения и оформления диагностической карты.
  2. Обнаружились несоответствия информации, прописанной в документации по машине и в самой автотехнике.
Когда говорят о нехватке какого-либо документа при оформлении техосмотра, то подразумевается, в том числе случаи, когда нужны бумаги по требованию оператора, а не только те, которые указаны в ст. 17 закона №170-ФЗ. Несоответствия в документах и реальных конструктивах машины могут быть найденными в номерных штамповках агрегатных систем, не тот год выпуска, установленные лишние приспособления, изменяющие заводской набор деталей, а соответственно, и мощность авто и прочее.

Доверенность от юридического лица

В обязательном порядке доверенность для прохождения ТО всегда оформляют юридические лица, имеющие в собственности автотранспортное средство, которое пора проверять. Физические лица оформляют такой документ по необходимости. Заверение обязательно происходит у нотариуса. Виды возможных доверенностей, их функциональность:
Доверенность Какие права даёт
Одноразовая Разрешает осуществить только одно какое-то действие – например, подписать договор о проведении технической проверки авто.
Генеральная Имеет широкие возможности и позволяет распоряжаться (не полностью) ТС – передавать в аренду, возить на ТО, подписывать документы, участвовать в сделках от имени правовладельца.
Специальная Действия: - управление ТС; - сопровождение при техосмотре; - подписание документации, необходимой для оформления диагностической карты.
Образец доверенности на прохождение ТО автомобиля, принадлежащего физическому лицу: Образец от юридического лица отличается только тем, что заполняется фигурантом в качестве полного собственника, которым выступает компания, предприятие, содержащее на балансе машину. Указываются реквизиты, полное наименование юр. лица, а также данные по технике.

Возможно ли пройти ТО с трещиной на лобовом стекле

Эксплуатировать автотранспортное средство нельзя, если на лобовом стекле есть трещина. Все требования к этому элементу конструкции авто приводятся в ГОСТе 51709-2001. Так как машину необходимо привезти, а использовать с таким дефектом ее нельзя, то техосмотр этих машин не проводится. Езда с аварийным стеклом наказывается – выпишут штраф. Необходимо сначала устранить неисправность – поменять лобовое стекло, а затем уже отвозить авто на техническую экспертизу. Если трещины найдены на стеклах, где сидят пассажиры. Тогда ездить с таким недостатком разрешается.

Есть ли льготы пенсионерам

Бесплатно обслужиться на станции ОТО пенсионеры могут не в каждом регионе страны. Например, в Москве это разрешается (Постановление №666 от 29 декабря 2011 г.). Условия для такого осмотра:
  1. Регистрации пенсионера в той же местности, где и станция ТО.
  2. Воспользоваться льготами могут и другие категории граждан – ветераны, труженики, многодетные семьи, инвалиды и прочие.
  3. При обращении к оператору следует показать свидетельство, удостоверение, подтверждающее статус льготника.
Любой автовладелец должен знать все сроки и периодичность, когда ему проходить техосмотра своего автомобиля, грузовика, иное, чем он владеет.
Каждая такая проверка должна быть зарегистрирована в базе данных ЕАИСТО и оформлена подтверждающим правильность техосмотра документом – диагностической картой. При наличии выявленных неисправностей, необходимо все устранить, привести в надлежащий вид автомобиль, а затем пройти вторичную проверку. Госпошлина отменена, поэтому оплата установлена законом только за саму процедуру диагностики.

Видео: ТЕХОСМОТР 2018. Изменения. Как его пройти по-честному?!