Горячая линия юридической помощи
Диагностическая карта

Диагностическая карта на транспортное средство

Применение талонов по пройденному техническому осмотру автотранспортного средства отменено с 30.07.12 г. Вместо них предусмотрен теперь совсем другая бумага – диагностическая карта. Её получение происходит на станции оператора ТО (техосмотра), аккредитованного в РСА (ст. 10 закона №170-ФЗ от 01.07.11 г.). Карта напрямую привязана к электронной базе данных ЕАИСТО – Единой Автоматизированной Информационной Системы Технических Осмотров. Это говорит о том, что водителям необязательно возить её постоянно с собой. Любой инспектор службы ГАИ сможет проверить своевременность прохождения техосмотра по базе данных ЕАИСТО.

Карта изготавливается в определенном порядке, установленного образца. Она имеет свои сроки действия и стоимость.
Следует знать все детали и подробности по оформлению техосмотра машины еще до того, как планируется ею управлять. Необходимо также знать, куда обращаться за оформлением карты.

Что это такое и как выглядит

Диагностическая карта (далее – ДК) – официально признанный в России документ, являющийся разрешением на эксплуатацию автотранспортного средства, прошедшего в надлежащем порядке диагностику технического состояния. Бумага формата А4 содержит полную информацию обо всех агрегатных и других системах, а также о дополнительном оборудовании, если оно устанавливалось на авто. Итог проведения оценки техсостояния отражается в ДК прописью фраз о соответствии, либо не соответствии машины стандартам и нормам безопасного и технически исправного ТС. Что должна отражать:
  • заключение о том, соответствует ли машина норме безопасной эксплуатации, либо нет;
  • срок действительности;
  • полный перечень неисправностей (если есть);
  • наличие регистрации в ГИБДД (если есть);
  • подпись оператора и его печать.
Формы выпуска:
  • бумага – формат А4;
  • ламинированная бумага такого же формата;
  • электронная версия, отражающая полностью внешний вид бумажного варианта.
Специфика внешнего вида:
  1. Бумажный бланк. Документ может складываться пополам.
  2. Бланки строгой отчетности со степенями защиты от подделок.
Особенности:
  1. Служит допуском машины к эксплуатации. Талоны ТО теперь не действуют.
  2. Выдаётся исключительно операторами технического осмотра (далее – ОТО), которые аккредитованы в РСА.
  3. Изготавливается на бланке строгой отчетности, имеет степени защиты от подделок и фальсификаций.
  4. Оформление производится исключительно по паспортам – автовладельца и самого ТС.
  5. Перед проведением техосмотра между оператором и автомобилистом будет заключаться договор, на основании которого оформят затем карту.
  6. Имеет свои сроки действительности.
  7. Получение документа платное (ввели такое правило с 2014 г.).
  8. Без данного допуска невозможно оформить и купить полис ОСАГО (Обязательного страхования автогражданской ответственности водителя).
Узнать месторасположение станций ОТО можно на сайте Госавтоинспекции. А удостовериться в легальности ведения деятельности оператором – на портале РСА (Российского Союза Автостраховщиков).
Если автомобилист получил карту от сомнительного производителя, тогда ему следует ее сразу проверить на подлинность. Такая проверка диагностической карты осуществляется по базе ЕАИСТО, либо на сайтах операторов и посредников.
У последних такие услуги будут платными, а бесплатно получить справочную информацию можно на сайте любого ОТО или – eaisto.info.

С какого года начали делать

Диагностические карты стали использовать вместо талонов ТО с 30 июля 2012 года. Такой порядок был регламентирован правовым актом №130-ФЗ от 28.07.12 г. последней редакции, который вступил в правовую силу 30.07.12 г. Этот документ оформляется на все виды средств перемещения – легковые авто, на мотоцикл или грузовой транспорт. Новшеством было введение в практику диагностических карт, которые постепенно заменили собой следующие документы:
  • техталон российского образца;
  • сертификат техосмотра международного образца.
До 01.08.15 г. было разрешено при оформлении полиса ОСАГО предъявлять диагностическую карту вместе с талоном, либо талон вместо ДК. После этой даты в практике введена только карта ТО. Это дало возможность полноценно использовать талоны или международные сертификаты, которые были получены собственниками после пройденного техосмотра еще до вступления в силу новшеств касательно введения диагностических карт. Процесс введения в применение ДК был постепенным. В таблице представлена полная картина, когда начали делать диагностические карты:
Год появления новшества Этап процесса введения ДК в практику
2012 Введено только правило – изготавливать и выдавать карты водителям, на основании которых они получали техталоны.
2015 Можно было совместно использовать талон и карту.
С 1 августа 2015г. и по настоящее время Используется только карта, талоны отменены.
Изначально карта служила основанием для того, чтобы водителю выдали талон пройденного техосмотра. Сейчас карта сама является подтверждением своевременной проверки ТС и наличия допуска к его эксплуатации (либо отсутствия разрешения). В связи с этим такие термины, как «талон ТО» или «международный сертификат» были исключены из обновленного законодательного акта №130-ФЗ от 28.07.12 г.

Обязательно ли нужна

Если автотранспортное средство по мощности имеет минимальный предел конструктивной скорости более 50 км/ч, имеет объем мотора свыше 50 куб. см., тогда они обязаны проверяться на соответствие нормальному техническому состоянию в обязательном порядке. Это прописано Постановление российского Правительства №1008 от 05.12.2011 г. Остальные ТС, объем двигателей которых не превышает 50 куб. см., проходят проверку в Гостехнадзоре по регламенту, определенному Постановлением №1013 от 13.11.13 г. Поэтому получение диагностической карты на квадроцикл, электромобиль или скутер – обязательно. Причины для необходимого наличия диагностической карты у водителя:
  1. Получение допуска к использованию ТС.
  2. Приобретение страховки ОСАГО.
  3. Получение свидетельства о регистрации, если машина перешла другому хозяину (без полиса ОСАГО поставить на учет авто не получится).
  4. Доказательство своевременно пройденного техосмотра.
  5. При сделках купли-продажи авто.
  6. Получение страховых выплат по автострахованию (ОСАГО, КАСКО), доказательство невиновности автовладельца в ДТП.
В том случае, если в карте указали, что легковой автомобиль, грузовик, пассажирский или иной вид транспорта не соответствует по техническим параметрам к безопасному средству передвижения, собственнику дается еще время на исправление ситуации.
По срокам он должен вложиться в 20 дней, чтобы устранить все неисправности в машине, препятствующие допуску к эксплуатации. В случае, когда он не успевает этого сделать, придется либо проходить техосмотр заново с оформлением новой карты, либо

Что нужно для оформления

Порядок оформления, когда техосмотр уже пройден:
  1. Сначала все сведения по машине, её технические параметры, дополнительные приспособления, установленные вне заводского проекта, иное вносится в базу ЕАИСТО.
  2. После этого собственник машины обязан написать заявление на получение диагностической карты и приложить к нему пакет необходимых документов.
  3. Далее отводится время на ожидание. Чаще всего карту изготавливают день в день.
  4. Получение ДК на руки под роспись.
Список документов:
  • заявление (необходимо подавать не во всех ОТО);
  • паспорт гражданина;
  • паспорта машины;
  • свидетельство о постановке на учет в ГИБДД;
  • страховка ОСАГО (если есть);
  • квитанция об оплате услуг;
  • военный билет (по требованию).
Выдача:
  1. В 2-х экземплярах.
  2. Один экземпляр отдается автовладельцу.
  3. Другой – ОТО.
Хранение у оператора технического осмотра ДК бумажной формы производится в течение 3 лет, тогда как электронная версия документа может сохраняться в течение 5 лет. Сведения по техсостоянию авто, занесенные в базу Единой Системы, сохраняются в виде электронного файла тоже в течение 5 лет. Такие меры предосторожности помогают исключить распространение подделок и фальсификаций потому, что база ЕАИСТО надежно защищена от незаконного проникновения в нее недобросовестными пользователями.

Срок действия

Сроки действия диагностической карты полностью совпадают со сроками прохождения технического осмотра. В свою очередь, установление сроков проверки технического состояния машины зависит целиком от её возраста (года заводского выпуска). В некоторых случаях разница в сроках диагностики может быть еще и для разных типов транспорта (категорий ТС):
Возраст машины ПериодичностьТО, сроки действия ДК Примечания
3 года и менее Нет Все виды, кроме пассажирских и некоторых грузовых машин.
3-7 лет Каждые 32 года
7 лет и более Ежегодно
Каждые полгода Пассажирский автотранспорт.
Если срок действия документа еще не закончился, но он был украден, потерян, либо испорчен, тогда можно подать заявление руководству ОТО с просьбой выдать дубликат. Обращаться можно к любому оператору.
Получение не бесплатное – цена останется прежней (1/10 от цены за техосмотр), равно как и действующие сроки. При выдаче дубликатов специалисты, изготавливающие ДК, будут руководствоваться сведениями, которые представит им база данных ЕАИСТО. Важно! В случае, когда в течение периода действия карты изменяется собственник машины, либо появляются иные новые сведения по владельцу или техническому состоянию, документ все равно будет действителен в течение того срока, который в нем указан. Ничего дополнительно менять не требуется. Все изменения внесут уже в новую карту, когда будет пройден очередной техосмотр.

Где посмотреть номер и серию документа

Помимо того, что карта заполняет из ПТС, откуда в её графы вносятся номер VIN, шасси, двигателя, иное, у документа есть еще и свой номер. Он состоит из 21 цифры, которые проставляются в клеточках, расчерченных строкой сразу под названием. Этот номер является уникальным, он нигде больше не повторяется. Проверить номер или подлинность документа можно на сайте ЕАИСТО, ОТО, либо страховой компании. Что касается серии, то её не проставляют. Поэтому в случаях фальсификаций бланков, могут указывать серию. Это неверно – в ДК есть только её уникальный номер.

Сколько стоит получить диагностическую карту

Само прохождение техосмотра оплачивается отдельно, а получение карты после диагностики – отдельно. Четко установленных размеров цен нет. Каждый оператор вправе самостоятельно определять стоимость оформления ДК, но в пределах разумных границ – 1000-2500 руб. Поэтому заранее можно узнавать стоимость у самого оператора, либо написать на его сайте запрос, чтобы получить ответ по электронной почте или в чате портала.

Нужно ли иметь при себе во время езды

Возить ДК постоянно с собой – это право автомобилиста, а не обязанность.
Если был получен полис ОСАГО, значит, оформлялась и диагностическая карта. Без нее страховые компании полис попросту не выдадут.
Причем, в документе о ТО обязательно должно быть положительное заключение об успешно пройденной диагностике и получении допуска в эксплуатацию машины. Это говорит о том, что наличие полиса об обязательном страховании автогражданской ответственности является подтверждением того, что техосмотр был пройден вовремя, разрешение на использование транспортного средства получено. В карте, как и в полисе, указывается:
  • марка автомобиля;
  • имя и фамилия собственника;
  • год выпуска ТС;
  • параметры двигателя;
  • иные сведения из ПТС (паспорта машины).
Только в карте более полные сведения по техническому состоянию и эксплуатационным параметрам авто. Тогда как в страховом документе – такие сведения существенно сокращаются. Необходимость возить с собой бумаги по машине и правах вождения продиктованы тем, что при остановке инспектором ГАИ их следует подавать на проверку. Но в случае с диагностической картой, её не требуется в обязательном порядке возить с собой. Инспекция автодорожной патрульной службы сможет проверить наличие своевременности ТО и его результаты по машине в базе ЕАИСТО.

Проверка пробега

Узнавать пробег машины водитель может также и по диагностической карте. Обычно это требуется перед покупкой автомобиля б/у, а не из автосалона. Сведения из базы ЕАИСТО предоставляются в том случае, если будет подана соответствующая запросу заявка. Но это делается в том случае, когда продавец машины по каким-либо причинам не может показать диагностическую карту потенциальному покупателю. В обратном случае, необходимости подавать заявку в службу ЕАИСТО – нет. Кроме этого способа существует еще вариант проверки – использование сервиса портала «Автокод». Там в нужную интерактивную строку просто вводится номер карты.

Какие есть штрафы и за что

Существующие требования в обязательном порядке проходить технический осмотр транспортных средств подразумевают также и наличие ответственности за несоблюдение таких правил. Все размеры наказаний устанавливаются судом, берутся из статей КоАП РФ, которые диктуют условия назначения мер ответственности за нарушение.
После выставления счета государством, виновником должна быть осуществлена вовремя оплата штрафа. Есть даже скидки, если заплатить штраф в течение первых 20 дней через сайт Госуслуги.
Таблица штрафов, предусмотренных за нарушение получения, выдачи диагностических карт, и иные несоблюдения закона:
В чем состоит нарушение закона, правил Объем денежного взыскания для разных категорий автомобилистов, руб.
Граждане Предприятия
Неверно проведена аккредитация ОТО 10-15 тыс. 50-100 тыс.
Несовпадение сведений, вводящих в базу ЕАИСТО, либо отсутствие достоверных. 3000-5000 30-50 тыс.
Заполнение бланка ДК без прохождения техосмотра. - 100-300 тыс.
Внесение в базу ЕАИСТО данных по авто без технического осмотра.
В диагностической карте исчерпывающе представлены все сведения по машине. Она пригодна для использования на территории Российской Федерации за границей – в 45 странах мира (перечень стран можно уточнить на сайте Госавтоинспекции). Если совершается сделка купли-продажи автомобиля, наличие такой бумаги среди прочих – обязательно. В случае с получением, использованием поддельного диагностического заключения по техосмотру автомобиля, предусматриваются большие штрафы.

Видео: Как оформить диагностическую карту