Краткая трактовка основных положений 170-ФЗ о техническом осмотре ТС

0
170 ФЗ о техническом осмотре транспортных средств.

Прохождение технического осмотра транспортными средствами направлено на недопущение таковых в случае несоответствия всем требованиям. Кроме того, без получения допуска на участие в дорожном движении невозможно получить полис ОСАГО в страховой компании.

Когда был принят и последние изменения

В своей первой редакции Федеральный закон № 170 вступил в силу 1 июля 2011 года. Документ не только подвергался регулярному обновлению и актуализации. Параллельно принимались и другие нормативные акты, которые регулировали нормативную базу, прямо или косвенно увязанную с технической процедурой.

Все нормативные документы, связанные с прохождением техосмотра, разделены на несколько групп:

  1. Общие нормативно-правовые акты. Сюда относятся все изменения к основному закону № 170 – последнее обновление датировано 12.02.2018 г (вступило в силу 22.02.2018 года — № 148). Также в эту группу входят общие организационные законы и постановления. К примеру, было принято Постановление Правительства от 23.11.2011 года № 1115 «О единой автоматизированной системе….».
  2.  Нормативные акты, регулирующие процедуру прохождения техосмотра. К примеру:
  3. Постановления и приказы, регулирующие обеспеченность пунктами для проведения осмотра транспортных средств.
  4. Документы, регулирующие порядок страхования ответственности владельцев транспорта.

Изменение законодательства в этой сфере проводится в рамках всех документов, связанных с Федеральным законом № 170.

Так в рамках последнего обновления внесены следующие поправки и дополнения в Правила проведения технического осмотра:

  • вместо визуального осмотра применено понятие «органы органолептического контроля» (п. 13, Постановление Правительства № 1008 с учетом изменений  (№ 148 от 12.12.2018 г. п. 1);
  • уточнены требования в отношении демпферов и рулевого управления с гидроусилителем (позиция 16, Приложение 1 Постановления Правительства № 1008);
  • не допускаются к использованию на автомобиле оптических элементов с окрашенной поверхностью (или бесцветных), а также с несоответствующими оптическими элементами (п. 19, Приложение 1 Постановления Правительства № 1008);
  • в отношении стеклоочистителей указывается на их работоспособность, и недопущение демонтажа отдельных элементов – например, заднего «дворника» (п.24, там же);
  • уточнены требования по использованию шипованных шин – только на все колеса (п. 32, там же);
  • наличие медицинской аптечки вновь названо обязательным условием (п. 56, там же).

Дополнительно некоторые пункты обязали соответствовать документам Таможенного союза, а отдельные положения исключили.

Сфера применения 170-ФЗ о техническом осмотре транспортных средств
Основные положения раздела изложены в статье 2 с одноименным названием – «Сфера применения».

Содержание параграфа выделяет 3 основных позиции, регламентируемых актуальным законом:

  1. Общие нормы – периодичность, порядок проведения, прохождение аккредитации организаций для выполнения процедуры.
  2. Определение категорий транспорта для обязательного прохождения осмотра. Не входят в эту группу маломощные транспортные средства – двигатель до 50 см3 или электромотор (до 4 кВт) и максимальной скоростью до 50 км/ч.
  3. Порядок осмотра отдельных категорий транспорта:
    • трактора;
    • машины с подчинением МВД, Министерству обороны;
    • другие виды спецтехники, определенных законодательством.

В случае необходимости прохождения осмотра владельцу следует ознакомиться с основными нормами закона с целью своевременности прохождения, определения соответствия состояния транспортного средства требованиям.

Выбор места прохождения ТО

На сегодняшний день владельцы авто и другого транспорта не привязаны к месту регистрации мобильного средства (статья 17, пункт 1 Федерального закона). Пройти оценку технического состояния и комплектности возможно в любом аккредитованном пункте.

До настоящего времени, в век мобильности, проблему испытывали многие люди, имеющие регистрацию, работающие не в регионе постоянного проживания или в месте постановки на учет единицы техники.

Периоды проверок

Необходимость пройти периодический контроль владелец автомобиля определяет самостоятельно. Установленные временные интервалы оговариваются в ст. 15 в 170-ФЗ. Владельцы должны руководствоваться следующими положениями.

Периодичность прохождения технического осмотра:

Возраст авто Периодичность Исключение/Действие Примечания
 До 3 лет Не требуется прохождение Кроме авто, занятых в перевозке пассажиров, опасных грузов и коммерческого транспорта Для заключения договора ОСАГО у страховщиков требуется пройденный осмотр – для нового транспорта эта норма не действует
 3-7 лет Раз в два года Для мотоциклов, легковых авто, прицепов и полуприцепов физических лиц, грузовиков до 3,5 тонн На сегодняшний день обязаны явиться для осмотра владельцы с машинами годов выпуска с 2011 по 2014
Старше 10 лет  Ежегодно Для транспорта из числа представленного в предыдущем пункте, а также для грузовиков свыше 3500 кг, любых учебных авто и спецтранспорта
Транспорт для пассажирских перевозок и для перевозки опасных грузов Раз в 6 месяцев Включая корпоративную перевозку пассажиров

Время представления машины для оценки состояния владелец определяет самостоятельно с учетом срока действия диагностической карты или возраста автомобиля. В случае приобретения подержанного транспортного средства не стоит откладывать прохождения осмотра при его отсутствии на авто.

Время действия его, к примеру, истекло или машина ввезена в Россию из-за пределов страны. В этом случае владельцу отводится 10 календарных дней после постановки автомобиля на учет в подразделении дорожной инспекции.

Условия

Проведение процедуры осмотра оговаривается статьей 17 Федерального закона. Среди положений раздела значатся:

  • произвольный выбор места контроля технического состояния транспортного средства;
  • предоставления персональных документов с учетом требований.

Среди условий, когда аккредитованный сервис вправе отказать в осуществлении процедуры, значатся:

  • отсутствие обязательных документов, включая и дополнительные бумаги, если это потребовал оператор по проведению осмотра;
  • определение первоначального не полного соответствия транспортного средства требованиям нормативных актов.

Все виды работ по контролю технического состояния проводится на договорных основах, в результате чего выдается диагностическая карта. В этом документе отмечаются позиции соответствия или несоответствия по каждой содержащейся позиции.

Особый режим техосмотра предусмотрен по указанию Правительства РФ только для субъектов, участвующих в международных перевозках. Это определяется действующими международными документами, которые ратифицировала и исполняет Россия.

Требования к диагностической карте

Диагностическая карта является подтверждением соответствия транспортного средства к участию в движении по улицам и дорогам.

Согласно со статьей 19 Федерального закона существуют две разновидности документа с итогами диагностики:

  • при подтверждении технически исправного состояния авто – бумага с указанием разрешающего срока эксплуатации;
  • при выявлении отклонений – бланк с содержанием позиций, обязательных для исправления.

Число оформляемых бланков диагностической карты – два, по одному для каждой из сторон договора. Обязательно и составление электронной версии документа. Этот экземпляр отправляется в автоматизированную систему техосмотра, где сохраняется в течение 5 лет.

Бумажный вариант у оператора обязательно архивируется на три года. Вариант документа на руках у владельца также следует сохранять.

Следует учитывать, что в случае продажи автомобиля, карта технического состояния продолжает действовать до истечения своего срока. Это избавит от необходимости преждевременного повторения процедуры.

В случае утраты оригинала карты:

  1. Дубликат обязаны выдать в день обращения владельца на основании заявления и информации из электронного варианта документа.
  2. Сумма оплаты составит не более 10% от максимального тарифа за само проведения технического осмотра.
  3. При проведении повторных действий контроля состояния транспорта, это необходимо сделать в течение 20 дней после первичного визита.
  4. Объем действий будет определяться с учетом выявленных отклонений.
  5. Количество операций определит и размер оплаты за повторную проверку, так что определенного уровня оплаты здесь нет.

Размер оплаты и при первичном визите устанавливается дифференцировано с учетом:

  • объема проводимых работ (например, при установке газобаллонного оборудования), категории авто;
  • тарифа, установленного исполнительной властью с учетом методики и экономической целесообразности.

Ориентировочная стоимость осмотра для разных категорий транспорта приведена в таблице:

 Вид транспортного средства  Размер оплаты, рублей
 Легковой автомобиль  800
 Мототранспорт  240
 Прицепы (от грузоподъемности)  600-1050
 Грузовые авто (от грузоподъемности)  770-1630
 Пассажирский транспорт  1290-1560

Никаких дополнительных платежей в виде госпошлины или оплаты за бланки производить не потребуется.

Стоимость прохождения регулярного осмотра несколько больше, чем административная ответственность за его отсутствие. Но вот оплата штраф стоянки для владельца окажется неприятным сюрпризом.

В случае остановки инспектором дорожной полиции авто, вряд ли после уплаты штрафа водителю разрешат ехать дальше. Исключение не составляют и единицы транспорта при осуществлении пассажирских грузовых перевозок.

Документы

Предоставление необходимых документов для заключения договора об услуге – обязательное условие техосмотра. Что и оговаривается в статье 17.

Минимальный пакет документов включает:

  • документ для подтверждения личности владельца;
  • доверенность при нахождении за рулем другого лица;
  • паспорт транспортного средства (или свидетельство о регистрации).

Дополнительно обычно требуют и предъявление водительского удостоверения. Водителю нужно быть готовым, что при проведении контрольных действий проводится видеосъемка. Требования к прозрачности и качеству процедуры возрастают с каждым годом.

После получения диагностической карты и оформления полиса обязательного страхования, наличие результатов контроля технического состояния уже не обязательно.

Многие только по привычке продолжают возить заветный бланк с собой. А вот при осуществлении пассажирских перевозок водителю к полису ОСАГО бланк потребуется приложить.

Таким образом, подготовка к прохождению периодического контроля технического состояния транспорта не представляет сложности. Главное – подготовить сам автомобиль, и не пытаться обойти закон, получая поддельные документы. Безопасность на дороге зависит от каждого участника движения.

Видео: Техосмотр 2018. Изменения. Как его пройти по-честному.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ