Сведения об установке блока СКЗИ на тахограф

0
Установка блока СКЗИ на тахограф.

Многочисленные технические средства контроля призваны упростить жизнь человеку. Некоторые же, могут привести к обратной ситуации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Сегодня на законодательном уровне предприниматели обязаны фиксировать информацию о передвижении своего транспорта с помощью тахографа с блоком СКЗИ. Остановимся на главных моментах вопроса или как сэкономить и не нарушить закон.

Оснащение транспортных средств приборами

Фиксаторы скорости, времени водителя в пути и его местонахождения, называемые «тахограф», в обязательном порядке должны использовать все автовладельцы, занимающиеся коммерческой деятельностью.

Это относится и к юридическим лицам, которые осуществляют коммерческие рейсы (Приказ № 36 от 13.02.2013 г.). Бортовой самописец представляет собой некий «черный ящик» с зашифрованной информацией. Его главная цель – сохранение, учет данных.

Это позволяет:

  • получить нужные сведения о транспорте при ДТП;
  • проанализировать эффективность работы водителя;
  • снизить количество аварийных ситуаций на дороге.

К устройству имеет доступ ограниченное количество людей. Для каждого из них есть своя карта:

Дополнительное оснащение автомобили получают в соответствии статьи 20 Закона 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 26.07.2017) согласно которым обязательна непрерывная, неизменяемая фиксация данных о маршруте и скорости движения транспорта юридических лиц и предпринимателей.

Что такое блок НКМ

Средство Криптографической Защиты Информации (СКЗИ), еще одно название которого Навигационный Криптозащитный Модуль (НКМ) является обязательной частью современных российских тахографов.

Право на ее извлечение, какие-либо манипуляции имеют только лица, получившие лицензию от ФСБ. У всех блоков есть свой номер, который заносится в базу Минтранса.

Внешне он имеет вид коробочки, в которую помещается:

  • микросхема;
  • модуль ГЛОНАСС/GPS (не у всех моделей);
  • запасной источник питания;
  • часы;
  • память RAM, работающая без учета энергоподключения.

Цель установки модуля – кодирование сведений о передвижении транспорта.

Вся информация сохраняется в виде:

  • архива;
  • памяти с защиты данных от доступа.

Доступ к последней возможен только при подключении всех обязательных карт:

  • организации, осуществляющей обслуживание;
  • контролирующего лица (организации);
  • владельца;
  • водителя.

В других случаях возможно копирование данных, которые распознаются при помощи специального программного обеспечения. Информация привязывается ко времени, географическому расположению.

Подкрепляется все цифровой подписью, годной 3 года. У некоторых производителей обязательным условием приобретения фиксирующего устройства с модулем является лицензия. Ее номер вписывается в договоре продажи или поставки.

Важно! При какой-либо поломке тахографа или НКМ транспортное средство эксплуатировать нельзя. Следует ждать замены или ставить новый прибор, получать новые карты.

Используется блок только на том ТС, для которого зарегистрировано. Если произошла поломка нельзя временно установить другой. Свой родной в дальнейшем нельзя продать, а только утилизировать соответственно рекомендациям, речь о которых дальше.

Удобной опцией некоторых бортовых самописцев является система ГЛОНАСС. Она определяет место нахождения ТС, но иногда ставится без подключения к скоростному датчику.

Практика показывает, что возможна неправильная фиксация скорости передвижения при такой установке. Это приводит к недостоверной информации, искажению данных относительно соблюдения ПДД.

Нужно ли менять ЕСТР

Многие транспортные средства, сходящие с заводского конвейера изначально оборудовались тахографами ЕСТР, соответствующими европейским стандартам. Сегодня они используются для выполнения международных перевозок при наличии соответствующей лицензии.

Другие ТС, которые работают в грузоперевозках по территории РФ, в соответствии с Приказом №36 от 13 февраля и №273 от 21 августа 2013 г., должны установить блок СКЗИ до 1 января 2019 года. Таким образом, система электронной криптозащиты должна присутствовать на всех автомобилях, осуществляющих коммерческие рейсы.

Важно! Работа СКЗИ предполагает использование водительских карт российского образца. Европейские не подходят, при подключении могут спровоцировать некорректную работу.

Важно! Использование российского тахографа, находящегося в ведомстве ФСБ, за пределами страны запрещено. Это может привести к уголовной ответственности, ведь на модули с криптозащитой распространяется Закон о государственной тайне.

Как часто надо менять блок

Требования по замене самой важной части самописца – блока СКЗИ является не очень приятным моментом для автовладельцев коммерческого транспорта. Выполняется процедура каждые 3 года в соответствии с Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36 Глава V п. 90. Цена вопроса минимум 20 тысяч рублей.

В случае смены номерного знака ТС, изменения цвета, элементов конструкции, влияющих на замену свидетельства о госрегистрации, требуется выполнять повторную калибровку, активацию СКЗИ или даже полную замену.

При смене владельца ТС, передачи его в аренду, лизинг также должно быть переоснащение на нового владельца (ФСБ № 0-422 от 17 апреля 2014 года):

Важным моментом является не только соблюдение сроков, но и выполнение других обязательных условий:

  1. Год нужно сохранять старый блок на территории транспортного предприятия.
  2. В ФБУ «Росавтотранс» сообщается о завершении срока эксплуатации.
  3. Информация с носителя должна быть перенесена (скопирована) в базу данных предприятия, включая сведения о приборе. Она также храниться год.
  4. Все работы должны соответствовать Положению ПКЗ-2005 приказа ФСБ от 9 февраля 2005 г. № 66.
  5. По истечению годового срока хранения выполняется стирание данных программным способом и физическая утилизация. В этот же день о произведенном факте сообщается в ФБУ «Росавтотранс». Такая же информация должна зафиксировать мастерская, обслуживающая тахограф, и владелец ТС.

Важно! Утилизация выполняется комиссией не менее, чем из 2 сотрудников предприятия или мастерской. В акте следует указать предмет утилизации, их количество.

Стоимость замены блока СКЗИ тахографа

Стоимость замены тахографа для владельцев ТС разная. Это зависит от особенностей автомобиля, стоимости в разных регионах России. Просто заменить деталь не удастся, так как для этого нужно обратиться в мастерскую для выполнения комплекса услуг.

Таблица 1. Стоимость выполнения работ.

Работа выполняемая специалистом Цена
Деактивация (отзыв активации) 1000 руб.
Замена устройства Стоимость обычно входит в активацию, деактивацию
Активация нового блока 1000 руб.
Калибровка 3000 — 4000 руб.

Новый модуль СКЗИ стоит 20 тысяч рублей, но есть модели и значительно дороже. Таким образом, итоговая сумма, к которой нужно быть готовым – минимум 24 тысячи рублей. Напомним, что процедура замены обязательна на каждые 3 года.

Использовать европейский аналог для транспортировки по территории России разрешено.

Таблица 2. Стоимость получения ЕСТР.

Этапы процедуры  Цена
Получение разрешения на 1 – 5 лет Международная лицензия стоит 5 тыс. руб. (сбор).
Оплата и прохождение обучения 20 тыс. руб.
Покупка тахографа Около 23 тыс.руб.
Калибровка 3000 — 4000 руб.

Такой вариант для многих предприятий может стать альтернативой, ведь не нужна защита, которую нужно переустанавливать каждые 3 года и платить внушительные суммы за услуги и деталь.

Российский стандарт основных фондов ОК 013-94 тахографы относит к коду № 143314310, как измерительные устройства данных по движению (четвертая амортизационная группа). Таким образом, обращать внимание следует на эти документы.

Можно ли дооснастить устройство

Устройство тахографа предполагает установку в нем элемента СКЗИ. Для этого следует:

  1. Демонтировать прибор, обратиться к производителю для дооснащения.
  2. Направить в мастерскую для установки, калибровки, активации.

Оплата всех действий, дооснащение, в некоторых случаях обходится дороже установки нового прибора со встроенным модулем. Другой вопрос – гарантия. В случае поломки его можно поменять по гарантии.

Если произошло дооснащение, снова придется оплачивать расходы для установки блока, ведь на него гарантия не распространяется. Получается, выгоднее изначально ставить укомплектованный прибор.

Рассмотрим для примера тахограф Меркурий ТА-001, что первоначально продавался без криптозащиты, ведь некоторые люди пользуются им и сейчас.

Таблица 3. Сравнительная характеристика стоимости установки нового тахографа Меркурий ТА-001 и его дооснащения.

 Название устройства, услуги  Цена, руб.
 Укомплектованное устройство  38 000
 Тахограф без СКЗИ  20 000
 Блок СКЗИ с активацией, заменой  22 000
 Калибровка  3 000

Из таблицы видно, что стоимость частей по отдельности, оплата услуг обходятся дороже, чем вариант «под ключ». В старых моделях Меркурия нужна замена старой платы, что также стоит денег.

По этой причине даже производители рекомендуют приобретать новое укомплектованное оборудование. Приведем перечень тех устройств, которые могут использоваться с целью фиксации информации на территории РФ и за ее пределами.

Таблица 4. Тахографы, разрешенные для установки и использования.

Зона использования  Название
Российская Федерация  ШТРИХ-ТахоRUS
 КАСБИ DT-20M
 Меркурий ТА-001
 DTCO 3283
 ТЦА-02НК
 Drive 5
 EFAS V2 RUS
Страны, допущенные к международным перевозкам  SE5000
 EFAS-4
 Continental VDO DTCO 1381

 Срок службы

С целью предотвращения устройств от взлома, согласно Приказа Минтранса РФ от 13.02.13г. №36, Глава V п. 90, замена СКЗИ обязательна каждые 3 года. При изменении какой-либо информации о предприятии-владельце транспортом или документах на ТС, также требуется замена.

Разрешается ли самостоятельное устанавливание

Выполнять самостоятельную установку тахографа или любых элементов, входящих в его состав запрещено. При выявлении такого факта предмет считается неисправным, а значит, приравнивается к его отсутствию с последующим административным наказанием.

Разрешен монтаж, настройка и другие возможные манипуляции только тем центрам обслуживания, которые получили лицензию в соответствии с Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах (Приказ Минтранса 13.02.2013 г. № 36, (Глава V п.81, 82).

Такое требование отражено в Приказе Минтранса №273 от 21.08.13 г. «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». В заключение статьи советуем в каждом конкретном случае подходить к вопросу, оценивая свою ситуацию.

Так или иначе, но тахограф должен установить любой частник. Перед тем как выбрать нужный вариант, следует просчитать затраты, узнать об устройствах с максимально стабильными характеристиками.

Видео: Устройство и назначение блока СКЗИ.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ