Существующие требования к тахографам

0
Требования к тахографам.

С начала 2020 г. в России действует закон, обязывающий большую часть ТС, предназначенных для транспортировки груза и перевозки пассажиропотока, оборудовать цифровыми тахографами утверждённого образца.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Это позволяет вести своевременный учёт режима труда и отдыха водителей, контролировать их манеру езды и осуществлять своевременное наказание за превышение скоростных режимов. Условия эти прописаны в Приказе Минтранса «Об утверждении требований к тахографам» № 36 от 13.02.2013г.

Условия для организаций, устанавливающих устройства

Разрешение на установку, активацию и калибровку приборов может быть получено в ФСБ РФ. Данное условие прописано в ФЗ № 99 от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», в ст. 13. Помимо этого, информация дублируется в Постановлении Правительства от 16.04.2012г № 313 «Положение о лицензировании».

Объясняется это тем, что при первичной активации модуля СКЗИ, мастер, занимающийся его монтажом, отправляет запрос на регистрацию в ФСБ, так как устройство относится к криптографическим приборам, в котором используются шифровальные команды, находящиеся на контроле у госорганов.

Если этого не сделать и воспользоваться нелегальными пиратскими программами, в процессе дальнейшей эксплуатации, блок может выдавать сбои, а со временем перестанет работать.

Помимо этого, использование не зарегистрированного как положено устройства может стать причиной возбуждения административного дела по ст. 11.23 «Управление автомобилем или выпуск на линию без технического средства контроля…» КоАП РФ.

Согласно ч.1 данной статьи, осуществлять проверку транспортных средств на наличие и правильное использование прибора, уполномочены следующие категории должностных лиц:

  1. Инспектора ДПС ГИБДД, в соответствии с Указом Правительства № 711 от 15.06.1998г. «О дополнительных мерах обеспечения безопасности дорожного движения».
  2. Специалисты Роспотребнадзора по приказу руководства № АК-307 от 13.03.2014г. «Положения об осуществлении автомоторного и дорожного контроля по надзору в сфере автотранспорта».
  3. Сотрудники Роструда, в соответствии с Постановлением Правительства № 324 от 30.07.2014г. «Об утверждении положений о Федеральной службе труда и занятости».

В случае обнаружения несоответствия приказу № 36, ИП или государственное учреждение – собственник транспортного средства наказывается штрафом в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Требование об обязательном оснащении транспортных средств тахографами

Как говорилось чуть выше, основные требования, касающиеся установки и эксплуатации цифровых устройств, прописаны в приказе Минтранса № 36. Однако вопрос, затрагивающий перечень ТС указан в другом нормативном документе.

Приказ Министерства транспорта от 21.08.2013г. № 273 «Утверждении порядка установки устройств на ТС», с корректировками от 02.12.2015г. записанными в приказе того же ведомства № 348, гл.1 п.3, в ней приведён список автотранспортных средств, которые должны быть оборудованы техническими средствами контроля.

Таблица 1. Категории ТС, оборудованных тахографами в соотношении с датой переоборудования.

Категория ТС Дата переоборудования
М2 01.07.2014г.
М3 01.07.2014г.
N2 и N3 (ТС предназначенные для перевозки опасных грузов) 01.04.2014г.
N2 01.04.2015г.
N3(более 15т) 01.07.2014г.
N3 (более 3,5т) 01.09.2014г.

На сегодняшний день законодательство требует, чтобы все перечисленные категории, использующиеся на территории РФ, были оборудованы цифровыми тахографами с блоком СКЗИ, зарегистрированным в установленном порядке. Отдельно можно заметить, что определённые категории ТС подлежат отдельной сертификации и рассматриваются в индивидуальном порядке.

В качестве примера можно привести автобусы, использующиеся для перевозки детей. Согласно Постановлению Правительства от 30.12.2016г. № 1558 «О внесении изменения в Постановление № 1177 «Правила перевозки детей» от 17.12.2013г.». В нём говорится следующее: «Оборудованные школьные автобусы должны быть не старше 10 лет».

Это означает, что срок эксплуатации устройства, для осуществления контроля за безопасностью тоже будет равняться этому периоду, так как новая школьная техника комплектуется приборами на этапе производства. Данное требование вступило в силу с 01.07.2017г.

Правила установки

Большая часть сведений, касающихся установки тахографов на ТС раскрыта выше, однако есть ряд нюансов, которые ещё не затрагивались.

В первую очередь это факт того, что с 01.01.2018г. на территории РФ разрешается использовать 2 типа аналогичных устройств:

  1. С блоком СКЗИ для осуществления пассажирских перевозок и транспортировки грузов только на территории России.
  2. Устройства ЕСТР, которыми оборудуются ТС, предназначенные для международных рейсов. То есть, они легальны, как в странах ЕАЭС, так и в России. Однако для подтверждения допуска ТС к таким рейсам, водитель должен иметь при себе допуск к осуществлению таких поездок.

Оба устройства должны соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных ТС», но помимо этого и ещё ряду других нормативов, представленных на фото.

Если рассматривать оснащение ТС устройством с криптографическим модулем, здесь основные требования, касающиеся установки и последующего обслуживания прописаны в вышеупомянутом приказе Минтранса № 273, гл. II «Оснащение тахографами»:

  1. Оснащение происходит за счёт владельца ТС, в соответствии с «правилами обслуживания тахографов», прописанных в приказе № 36.
  2. Все работы осуществляются в мастерской, имеющей лицензию ФСБ.
  3. В процессе монтажа должны быть выполнены следующие задачи:
    • выполнена установка устройства, включённого в перечень Росавтотранса (rosavtotransport);
    • осуществлена активация и криптографического блока;
    • проведена поверка;
    • сделано опломбирование.

Последующая тарировка должна осуществляться не реже чем 1 раз в 3 года или в соответствии с пр. 4 «Условия обслуживания приборов, устанавливающихся на ТС» приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013г.

Отдельно нужно подчеркнуть, что приказ № 273 определяет место расположения прибора в салоне: «…чтобы водитель смог получить доступ к устройству с рабочего места».

Что нужно для ЕСТР

В данном случае может возникнуть вопрос: почему европейцы, усердно требующие от российских перевозчиков использования цифровых приборов, сами пользуются аналоговыми?

Такая ситуация допускается только для осуществления внутренних рейсов, в пределах границ определённого государства. При выезде на территорию другого, необходимо наличие сертифицированного цифрового устройства.

При этом, в процессе эксплуатации, он должен соответствовать следующим критериям:

  1. Иметь свидетельство о соответствии международным требованиям Директивы № 3821/85 и ЕСТР.
  2. Быть внесённым в государственный Реестр средств измерений, что должно быть подтверждено на указанном ранее документе.
  3. Иметь акт калибровки (поверки) не нарушающий установленные сроки.
  4. На корпусе измерительного средства должна быть наклеена пломба (шильда), представленная на фото и подтверждающая целостность корпуса.

Международные перевозки

В случае получения допуска к осуществлению международных рейсов на автомобиле с максимальной массой более 3,5т. или количеством пассажиров более 9 вместе с водителем, нужно знать стандарты «Европейского Соглашения, затрагивающего международные рейсы на ТС» (ЕСТР).

Основными из них являются следующие:

  1. Время ежедневного непрерывного управления ТС не должно превышать 9 часов. 2 раза в неделю может быть увеличено до 10 часов. Может быть заменён равномерными паузами в 15 минут.
  2. После управления в течение 4,5 часа, должна делаться пауза для отдыха на 45 минут.
  3. Каждые сутки, водитель должен отдыхать непрерывно не меньше 11 часов. Допускается сокращение до 9 часов, но не больше 3 раз в неделю, при последующей компенсации.
  4. Кроме этого, рекомендуется ознакомиться с таблицей, представленной на фото ниже.

Таблица режимов труда и отдыха водителей регламентированных ЕСТР и правилами ЕС:

В дополнение следует добавить, что грузовые автомобили, предназначенные для транспортировки опасного груза, согласно условиям правил № 89 ЕЭК ООН, должны быть оснащены дополнительным устройством, ограничивающем движение ТС со скоростью более 90 км/ч.

Автобусы, перевозящие несовершеннолетних, исходя из этого же документа, комплектуются ограничителем, не допускающим разгон более 60км/ч.

Данный прибор должен:

  • соответствовать нормативам Технического регламента;
  • отвечать требованиям ДОПОГа;
  • иметь российский сертификат соответствия;
  • иметь пломбы, характеризующие его целостность.

Какие должны быть карты

При использовании тахографов в обязательном порядке требуются следующие виды карт, предназначенных для учёта РТО и режима управления ТС:

  1. Именная водительская карта, обеспечивает идентификацию сведения устройства, своевременно определить возможные отклонения в соблюдении РТО конкретным водителем. В зависимости от модели, устройства могут быть предназначенными как для приборов с блоком СКЗИ, так и для модификаций, предназначенных для поездок по европейским дорогам (ЕСТР).
  2. Карта тахографа, использующаяся для технического обслуживания.

Отличия между водительскими картами заключаются в следующем:

  1. Разный шрифт.
  2. Различные водяные знаки.
  3. Российская карта водителя СКЗИ имеет дополнительную степень защиты в виде пин-кода.
  4. Устройства содержат различную информацию, потому, используются в конкретных устройствах.
  5. Последняя стоит около 3 000 руб., ЕСТР – на 1 000 дороже.
  6. Период изготовления карты СКЗИ составляет не более 12 рабочих дней, для тахографов ЕСТР – около 21.
  7. Требования к фото на карту водителя в обоих случаях идентичны (3,5*4,5 см, на белом фоне, без головного убора).

Срок действия составляет 3 года, после чего держатель подаёт заявление в специализированную организацию, имеющую лицензию на право заниматься аналогичной деятельностью. Таким образом осуществляется замена просроченных и получение новых карт.

Наказание

Право контролировать использование тахографов на территории РФ возложено на несколько учреждений о которых говорилось ранее.

Уполномоченные специалисты данных ведомств имеют право осуществлять проверку и накладывать административное наказание по вышеназванной ст. 11.23 КоАП РФ.

При обнаружении нарушений, перечисленных в статье, на нарушителя накладывается мера наказания в виде штрафа, в следующем размере:

  1. Ч.1 от 1 000 до 3 000 руб., для физлиц, от 5 000 до 10 000 руб., для должностных.
  2. Ч.2 от 1 000 до 3 000 руб. для водителей.

Полные требования к тахографам можно почерпнуть из вышеприведённого приказа Минтранса № 36 и ряда сопутствующих ему документов, названных ранее.

В них чётко прописаны условия первичной установки, дальнейшего обслуживания и утилизации устройств, в случае списания или продажи транспортного средства.

Отдельно следует подчеркнуть, что любое отклонения и нарушение установленных законодательством требований может привести к дальнейшему возбуждению административного дела по ст. 11.23 КоАП РФ.

Видео: Что проверяет инспектор при проверке тахографа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ