Обслуживание тахографов

0
Обслуживание тахографов.

С начала 2019 года вступили в силу новые требования к тахографам, использующимся на грузовом и пассажирском автотранспорте, а именно на грузовых автомобилях весом более 3,5 тонн, а также на пассажирских автобусах с более, чем десятью местами в салоне. Данные изменения касаются только тех автомобилей и водителей, которые занимаются коммерческими перевозками.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Однако, многие частные предприниматели и организации не совсем понимают, что именно от них требуется: какие тахографы можно оставить, какие заменить, как их использовать и где покупать. Такие вопросы могут привести к трудностям в работе и даже неосознанному нарушению закона.

Какие приборы обязуют ставить в 2019 году

Конкретные требования, которым должен соответствовать тахограф, прописаны в законодательных актах, а именно:

Главное обновление, коснувшееся законодательства о тахографах, заключается в том, что теперь все приборы, установленные в грузовиках и автобусах, должны быть оснащены системой криптографической защиты информации (далее – СКЗИ).

По замыслу законодателей более совершенные устройства заменят устаревшие аналоговые тахографы и цифровые приборы, не имеющие блока СКЗИ. Еще одно нововведение – корпус тахографа отныне должен быть опломбирован:

На корпусе измерительного средства должна быть наклеена пломба (шильда):


Новый тахограф может эксплуатироваться в течение трех лет, затем потребуется замена блока СКЗИ. Оборудование может быть заменено и раньше, если тахограф сломается, либо потребуется внести изменения в данные о водителе или транспортном средстве (модель авто, VIN-номер и т.д.).

Как понять, что нужно менять устройство

В тексте приказа №273 указано, что замене подлежат все тахографы европейского образца, которые:

  • были внедрены производителями автомобилей до 1-го апреля 2014-го года;
  • установлены в автомастерской до 11-го марта 2014-го года.

То, какой именно тахограф устанавливать, зависит от вида перевозок: для рейсов внутри России подойдет тахограф с блоком СКЗИ, а для международных – прибор ЕСТР, соответствующий требованиям международных соглашений.

Важно: требование установки тахографа не касается международных перевозчиков, осуществляющих рейсы с карточкой доступа. Такую карту можно получить в Ространснадзоре на основании заявления при наличии регистрации в качестве ИП или юр.лица.

Перечень моделей блоков СКЗИ, которые можно устанавливать, а также список мастерских, имеющих лицензию на подобные манипуляции, можно найти на портале ФБУ «Росавтотранс» (далее – контролирующий орган).

В каких случаях можно не менять

Как было сказано выше, в 2019 году тахограф подлежит замене, если в нем отсутствует блок СКЗИ. Однако, в некоторых случаях тахограф можно не менять, даже если он не соответствует обновленным требованиям.

Согласно тексту приказа №36, от замены прибора освобождаются автомобили, соответствующие трем критериям одновременно:

  • занимающиеся коммерческими перевозками;
  • с тахографом, установленным на заводе-производителе до 8-го ноября 2013-го года;
  • автобусы с более, чем 20-ю местами для пассажиров и грузовики, перевозящие вес более 15 тонн.

Стоимость установки нового тахографа, оснащенного блоком СКЗИ, на сегодняшний день составляет около 35 тысяч рублей. В эту сумму уже входит монтаж прибора в мастерской и его настройка.

Стоит отметить, что устанавливать тахограф или осуществлять его техническое обслуживание можно только в тех автосервисах, которые имеют лицензию ФСБ на данный вид деятельности. Цена нового блока СКЗИ равняется где-то 25 тысячам рублей, обновлять его необходимо каждые три года.

Ошибки

Несмотря на то, что тахограф довольно сложный прибор, основная причина поломки – это неправильное обращение, а не сложные внутренние механизмы. Так, причиной поломки может стать игнорирование правил эксплуатации, несвоевременная выгрузка данных с прибора и карты-ключа.

Все проблемы, которые возникают в процессе эксплуатации, записываются в памяти устройства, где им присваиваются «коды ошибок». Если водителя остановит инспектор, он может распечатать эту информацию и выписать штраф.

Ниже приведены наиболее часто встречающиеся ошибки и их коды:

Основные коды ошибок тахографов vdo 1381, 3283, 81,1324, а также штрих м: описание, пути решения:

Распечатка информации с тахографа на разных моделях устройств:

Другие причины выхода из строя

Еще одна часто встречающаяся проблема – тахометр и спидометр не фиксируют скорость движения транспортного средства. Такая неисправность приравнивается к отсутствию тахографа и наказывается штрафом.

Причина явления – ненадлежащее техобслуживание машины, отсутствие регулярного осмотра и своевременного устранения неисправностей. Шестеренки привода на спидометре изнашиваются и перестают функционировать.

Как распознать «подмотку» на распечатке:

Реже причиной ситуации, когда скорость не фиксируется, становится выгорание сигнального хода датчика скорости, установленного на тахографе:

Это может случиться при «подмотке» спидометра, что легко выявляется при распечатке чека с графиком скорости.

Определить факт «подмотки» можно по мгновенному увеличению скорости ТС на графике без предшествующего ускорения.

Поэтому, чтобы тахограф не выходил из строя, стоит тщательно соблюдать правила эксплуатации и не пытаться внести изменения в записанные им данные. Тахограф имеет специальный блок защиты, который защищает сохраненную информацию от перезаписи.

Довольно редко причиной ошибки становится обрыв сигнального кабеля, ведущего от датчика скорости авто к тахографу. Он может зацепиться за ветку или другой предмет по ходу движения и оборваться.

Если тахограф после включения не реагирует на нажатия кнопок, отказывается переходить в рабочий режим, а на его экране отсутствует какая-либо информация, причина поломки, скорее всего, в недоработках программного обеспечения.

В таком случае тахограф необходимо передать изготовителю. Чтобы избежать проблем в процессе эксплуатации, важно своевременно проверять дату считывания на каждом приборе.

Интересно узнать: Согласно статистике, только в 2% случаев причиной неисправности тахографа становятся дефекты самого прибора.

Правила обслуживания

Правила обслуживания тахографа описаны в Приложении №4 к приказу №36 (далее – Приложение).

В них изложена информация о том, как:

  • выполнить активацию тахографа и блока СКЗИ;
  • осуществлять настройку и обслуживание прибора;
  • направить сведения об установленном тахографе в контролирующий орган;
  • выполнить калибровку устройства и корректировать его показания;
  • осуществлять регулярную проверку работы устройства, а также сохранности пломб;
  • измерять погрешности прибора, как заводские, так и обнаруженные в ходе эксплуатации.

Также в Приложении приведен перечень ситуаций, когда необходимо произвести проверку прибора:

  • после ремонтных работ;
  • изменения регистрационного номера ТС;
  • замены устаревшего или вышедшего из строя блока СКЗИ и другие случаи.

Приложение объясняет, как правильно вывести тахограф из эксплуатации по окончании срока его работы или в связи с неисправностью, почему нужно сохранять все данные, на каких законодательных актах основываются эти требования.

Резюмируя, можно перечислить основные обязательства, которые возлагаются на владельцев ТС и водителей, использующих тахограф в работе:

  • тахограф следует установить, активировать и настроить в соответствии с правилами его эксплуатации, указанными в инструкции, и требованиями закона;
  • после установки необходимо проверить его работоспособность, а также убедиться, что запись данных осуществляется верно, и прибор корректно взаимодействует с картами;
  • когда процедура установки и настройки завершена, информацию о тахографе необходимо направить в контролирующий орган, где прибор будет учтен и внесен в соответствующий реестр;
  • работающий тахограф необходимо регулярно проверять на наличие неисправностей или неточностей в замерах, а также изымать сохраненные данные и сохранять их;
  • по завершении эксплуатации тахограф нужно демонтировать, сохранить все имеющиеся в нем данные. Блок СКЗИ передают организации, которой принадлежит ТС, а информацию о списании прибора передают в контролирующий орган.

По истечении календарного года с момента снятия блока предприятие осуществляет его утилизацию и информирует об этом контролирующий орган.

Для того чтобы упростить контроль работы тахографа, можно приобрести специальный комплект для обслуживания прибора, который позволяет:

  • тестировать;
  • калибровать;
  • настраивать большинство моделей тахографов отечественного производства;
  • исправлять мелкие недочеты в их работе.

Програматор UTP 10 RUS, прибор для тестирования и настройки тахографа:

Образец выданного акта после проведения поверки тахографа:

Отличие от Глонасс

Нередко водители и руководство предприятий спрашивают: тахограф и Глонасс одно и тоже или нет? Полагают, что это одно и то же устройство.

При этом наличие установленного прибора Глонасс никак не отменяет необходимость приобретения тахографа. Чтобы понять различия между этими двумя устройствами, стоит разграничить их функции.

Глонасс осуществляет следующие задачи:

  • показывает положение автомобиля на карте, как в режиме реального времени, так и на протяжении всего маршрута;
  • контролирует пересечение ТС границ города, области или страны. Возможна также индивидуальная настройка границ определенного участка на карте;
  • фиксирует уровень топлива в баке, количество дозаправок в пути, а также слив топлива;
  • позволяет выходить на связь с диспетчером.

Память прибора Глонасс способна сохранять информацию о 10 тысячах километров пробега. Прибор имеет интерфейс, позволяющий отмечать треки, контрольные точки и другую информацию.

Использование Глонасс помогает оптимизировать маршрут движения, своевременно уведомит диспетчера о неполадках в автомобиле, уменьшить пробег грузового автомобиля.

С начала 2013 года все грузовики, которые транспортируют опасные грузы, обязаны иметь аппаратуру Глонасс.

Также прибор должны иметь автомобили, которые перевозят пассажиров (№22-ФЗ от 14 февраля 2009, Постановления Правительства под № 641 от 25.08.2008 и  № 323 от 30 апреля 2008 года).

Остальные предприятия могут установить аппаратуру Глонасс по собственному желанию. Стоит отметить, что такой прибор считывает информацию, только когда он включен.

В задачи тахографа входит регистрация и хранение такой информации, как:

  • скорость передвижения транспортного средства;
  • маршрут движения;
  • соблюдение правил ПДД;
  • контроль режима отдыха и труда водителя.

Тахограф обязателен к установке для всех грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих коммерческие перевозки (за исключением отдельных категорий ТС, предусмотренных законом).

Подводя итоги, можно выделить основные различия между этими приборами:

  • обязательность установки: Глонасс необходим лишь некоторым категориям транспортных средств, в то время как тахограф обязателен для большинства грузовиков и пассажирских автобусов;
  • сохраняемая информация: Глонасс фиксирует данные о маршруте и состоянии автомобиля, а тахограф, в первую очередь, следит за рабочим режимом;
  • назначение прибора: цель Глонасс – облегчить слежение за транспортом и снизить износ авто, главная задача тахографа – снизить количество ДТП и обеспечить нормальный график работы водителя;
  • возможность подмены данных или других злоупотреблений: Глонасс можно выключить, ВТО время как тахограф, даже если будет отключен, сохранит информацию об этом, что будет считаться нарушением правил эксплуатации и норм закона.

Из списка выше становится понятно, в чем разница между приборами, и для чего они нужны. В то же время, производители предлагают покупателям тахографы, объединенные с системой Глонасс, что может быть намного удобнее для организации.

Ремонт и обслуживание тахографов и блоков ГЛОНАСС

В большинстве случаев сбои в работе тахографа связаны с некорректной эксплуатацией. Водитель или работник мастерской на предприятии могут распечатать чек и, выявив неисправность по коду ошибки, устранить ее своими руками.

Но случается, что прибор не выдает никакой информации о причине выхода из строя, и тогда необходимо обратиться в мастерскую, где специалисты устранят проблему. Мастера осуществят комплексную диагностику тахографа и выяснят, в чем дело.

В большинстве случаев причиной поломки становятся:

  • повреждения механического характера: при сильной тряске или ударе машины о препятствие тахограф может выйти из строя;
  • то же самое происходит, если вылить на него какую-либо жидкость или уронить прибор;
  • попадание грязи внутрь устройства: тахограф нуждается в регулярной очистке от пыли и других загрязнений, в противном случае, его чип засоряется;
  • заводской брак: в этом случае тахограф просто заменяют новым;
  • выгорание на солнце: специальные знаки тахографа чувствительны к УФ-излучению, если его разместить вблизи лобового стекла, он может выйти из строя из-за постоянного нахождения на солнце. Если установить тахограф в темном месте не получается, лучше использовать специальный короб. Он защитит прибор от солнца и позволит поместить его там, где это удобно;
  • поломка датчиков: лучше не пытаться устранить эту проблему самостоятельно, а доверить ее решение сотрудникам сервисного центра;
  • окончание срока годности блока СКЗИ: каждые три года блок необходимо менять.

Несмотря на то, что тахограф является сложным устройством, он способен довольно долго работать без перебоев и ошибок, если своевременно выгружать данные, следить за чистотой устройства и не вмешиваться в его работу.

В случае выхода из строя, можно распечатать чек и устранить ошибку согласно информации в таблице кодов. Если причина неисправности более сложная, лучше обратиться в мастерскую, с которой заключен договор об обслуживании устройства.

Видео: Считывание, хранение и анализ данных с тахографов и карт водителей.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ