Как пользоваться тахографом в России

0
Как пользоваться цифровым тахографом.

Пользоваться тахографом должен уметь каждый водитель транспортного средства, оборудованного данным прибором. Требование является обязательным.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Потому что при эксплуатации механизированного транспортного средства без него или с выключенным устройством, в отношении его, собственника или лица, выпустившего его на линию может быть возбуждено дело об административном правонарушении, штраф за который достигает 10 000 руб.

Обозначения на приборе

Эксплуатация устройства осуществляется путём выведения на экран пиктограмм, обозначение которых можно понять без знания иностранных языков.

По состоянию на 2020 г. расшифровка обозначений, показанных на дисплее, едина для всех устройств:

  1. Соотношение использующейся карты с выполняющимися действиями.
  2. Режим, в котором находится тахограф.
  3. Продолжительность действия.
  4. Отображение оборудования, которое анализируется.
  5. Редкие, специфические случаи.
  6. Сведения о различных ситуациях, случающихся в пути следования транспортного средства.
  7. Определение времени.
  8. Комбинированная пиктограмма, обозначающая различные ситуации.
  9. Отображение используемой карты.
  10. Метод и время вождения.
  11. Описание документа, подготовленного к распечатке.
  12. Наименование события показанного на дисплее.
  13. Возможные неисправности, которые могут произойти в процессе эксплуатации тахографа.

Зная эти знаки, разобраться в условных обозначениях по силам даже новичку, ни разу не сталкивавшемуся в данным прибором.

Как подключить тахограф самому

Первое, что бросается в глаза когда держишь в руках руководство по эксплуатации тахографа это надпись «Инструкция для мастерской». Таким образом, производитель ещё раз подчёркивает запрет на самостоятельную установку и подключение устройства.

Данное условие прописано в требовании ФЗ № 99 от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст. 13. Кроме этого документа, характеристика дублируется в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012г. № 313 «Положение о лицензировании».

Помимо этого, подключить прибор самостоятельно не получится, так как для этого необходим уникальный код доступа к СКЗИ, хранящийся в ФСБ и предоставляющийся по официальному запросу. Сделать этого без лицензии на занятие аналогичной деятельностью не получится.

Инструкция по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации тахографа, установленного на фуре, грузовике или автобусе должна быть в каждом автомобиле. Это условие не регламентируется российским законодательством.

Но мотивировать его можно тем, что наказание за неумение пользоваться тахографом расценивается как нарушение следующих требований:

  1. Ст. 12.5 п.1 КоАП РФ «управление ТС при наличии неисправности или условия, запрещающего его эксплуатацию».
  2. Ст. 11.23 КоАП РФ «Управление ТС или выпуск на линию без установленных средств технического контроля…».

Таким образом, если инспектор ДПС или любое другое лицо, уполномоченное осуществлять данную проверку, остановит автомобиль и выяснится, что водитель-новичок не обучен работе с тахографом.

Он имеет законные основания применять в отношении его, собственника или лица, ответственного за выход машины за пределы гаража, любое из представленных мер наказания. Поэтому настоятельно рекомендуется возить в бардачке инструкцию по эксплуатации прибором.

В качестве примерного ознакомления с данным руководством ниже приведён пошаговый механизм осуществления действий водителя, начиная с выезда из гаража:

  1. Внешний вид цифрового тахографа «DTCO 1381» по версии 1.3u на примере которого будет показан весь мануал.
  2. Карта водителя вставляется в слот № 1 до упора, при этом нужно немного подталкивать её по направлению движения. В случае необходимости, карта второго водителя вводится во второй слот, расположенный правее. Располагаться она при этом должна так, чтобы чип «смотрел» вверх.
  3. В процессе ввода водительских карт, на экран будут выводиться следующие обозначения.
  4. Появляется строка, запрашивающая согласие на ручной ввод данных. Если это необходимо нужно нажать «Да» или наоборот. Обычно это требуется в случае если режим занятости ранее не регистрировался на карте. В данном случае его нужно вписать в архив, подтвердив самостоятельный ввод сведений.
  5. В данном случае обязательно нужно установить режим «Отдых» в конце своей смены. В противном случае, устройство автоматически будет продолжать запись как в рабочем режиме.
  6. Вариант выводящихся на экран алгоритмов при отказе от ручного ввода сведений.

Наиболее распространённые ошибки в использовании тахографа при передвижении по территории России, происходят следующим образом. Извлекая карту из слота, водитель не должен забывать переводить запись в режим отдыха.

Выполнить последующие действия, наступившие после отдых и смены напарника, достаточно просто:

  1. Вставить карту.
  2. Выбрать ручной ввод режима отдыха.
  3. После того как данные обновились начать движение.

С картой СКЗИ

Общий принцип действий водителя при работе с цифровым устройством, использующим карты описан выше.

Однако, кроме этого необходимо подчеркнуть ещё ряд нюансов, встречающихся на некоторых типах тахографов, знание которых является обязательным:

  1. После того как карта введена в слот, необходимо ввести пин-код. Ошибочное введение кода несколько раз подряд блокирует её. Разблокировка может быть выполнена только вводом второго пароля, именуемого «PUK-код», выдающегося вместе с конвертом в котором была помещена карта в момент выдачи.
  2. Следует учитывать, что водительские карты имеют определённый срок действия, поэтому за этим нужно следить и заблаговременно получать новую.
  3. После того как карта вставлена и введён код, на дисплее должна появиться Ф.И.О. водителя. Если этого не произошло, нужно удостовериться что она вошла в слот полностью.
  4. При заведённом двигателе, запись всегда будет вестись как в рабочем режиме. Проверить текущее состояние можно на дисплее устройства.
  5. После того как двигатель остановлен, некоторые приборы автоматически переходят в режим «Отдых», другие требуют ручного переключения.
  6. Закончив движение, водитель вынимает свою карту, нажав на клавишу.

Следует учитывать, что ряд манипуляций строго запрещён и может привести к сбору ошибочных сведений или выходу из строя прибора.

Наиболее распространённые ошибки представлены далее:

  1. Управлять ТС без вставленной и активированной водительской карты.
  2. Вставлять её в процессе движения автомобиля. Данное требование касается как первого, так и второго водителя.

В случае начала движения без карты, устройство подаст предупреждающий звуковой сигнал и выведет на дисплей следующую запись: «Управление без соответствующей карты».

Без СКЗИ

Принцип работы с евротахографом идентичен. В нём, как и ранее, используется личная карта водителя, обеспечивающая индивидуальный контроль за автомобилем вовремя его вождения. Различия между СКЗИ (средства криптографической защиты информации) и ЕСТР (европейский стандарт тахографии) заключаются в том, что  на первом устройстве сведения записываются на уникальный блок СКЗИ.

Он в свою очередь зашифрован по современной технологии и подлежит сертификации в ФСБ, согласно указанному ранее ФЗ № 99. Использоваться данный прибор может только на территории РФ.

Второй, предназначен для осуществления, как международных, так и внутрироссийских перевозок. Однако, для подтверждения законности его использования на территории РФ необходимо иметь карту допуска для осуществления рейсов между странами.

Данный вопрос наиболее актуален, так как согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08. 2013г. № 273 «Об утверждении порядка оснащения ТС тахографами» и следующему за ним Приказу от 13.02.2013г. № 36 п. 1 «Об утверждении требований к тахографам…» с 01.01.2018 г.. Использовать устройства типа ЕСТР для перевозок только по России запрещено.

Если 2 водителя

Если в процессе использования задействовано 2 водителя, у каждого из них должна иметься личная карта, на которую записывается его режим работы. Процедура активации идентификатора напарника осуществляется одновременно с первой.

При этом если один человек находится за рулём, второй в это время отдыхает и наоборот. Эти сведения обязательно должны быть отображены на тахографе.

Как распечатать

Как показывает практика, проверить распечатку, характеризующую режим труда и отдыха водителя может любой сотрудник ГИБДД.

Хотя по этому поводу создано множество дискуссий, касающихся следующих нюансов:

  1. В документах, регламентирующих права и обязанности полицейских нет сведений, касающихся ситуации, когда они должны запрашивать у водителя документы на тахограф.
  2. В ПДД для водителей, по этому поводу тоже нет никакой информации. Согласно п. 2.1.1 «Общие обязанности водителя», они должны иметь при себе и передавать на проверку документы, разрешающие управление, допуск на осуществление перевозок, а также документацию на перевозимый груз.

Но, несмотря на это, знать, как снять показания в виде распечатки должен любой водитель.

Порядок действий в данном случае осуществляется следующий:

  1. Войти в главное меню, нажатием клавиши «Enter».
  2. Выбрать опцию, называющуюся «Печать», обычно она находится в начале списка.
  3. Выбрать один из двух вариантов: для водителя или автомобиля. Разница заключается в том, что печать сведений и транспортном средстве выводит информацию, касающуюся пути следования машины и не затрагивает режим труда и отдыха водителей.
  4. Следующий пункт определяет выбор следующих параметров:
    • технические данные ТС;
    • срок который автомобиль находится в пути
    • перечень нарушений или ошибок ПДД, совершённых водителем
    • превышение скоростных режимов
    • отклонение от установленных временных рамок, проведенных за рулём.
  5. Далее, следует выбрать пункт «Принтер» и нажать «ОК».

Согласно проведённым опросам водителей, чаще всего инспектор запрашивает для проверки следующие сведения:

  1. Перечень технических характеристик ТС для сравнения с информацией, приведённой в калибровочной таблице устройства.
  2. График управления ТС, распечатанный с карты водителя или автомобиля.
  3. Все ошибки и нарушения, совершённые в процессе эксплуатации тахографа.

Как снять тахограф

Самостоятельное снятие цифрового современного тахографа может понадобиться только в случае его полного удаления в транспортного средства. Чаще всего это происходит в случае продажи или утилизации автомобиля.

Основная разница между использующимися ранее аналоговыми (шайбовыми) и современными заключается в том, что каждое устройство в момент установки блока СКЗИ регистрируется в ФСБ, потому после того как оно удалено с автомобиля – водитель обязан сдать его в специализированные компании.

Следует добавить, что за это собственник тоже должен будет заплатить определённую сумму.

Если без снятия тахографа не обойтись, снять его достаточно просто.

Принцип установки сконфигурирован аналогично установке магнитолы:

  1. Пластиковый корпус расположен в металлическом кожухе (чаще всего).
  2. Подключение проводки осуществляется с задней стороны.

Прибор передаёт сведения о маршруте в режиме Глонасс, потому даже элементарное снятие электропитания (отключение АКБ), отобразится в его работе. Исходя из этого, выполнение любых ремонтных работ в процессе рейса может осуществляться только при согласовании с собственником ТС.

При этом следует учитывать, что вскрытие устройства своими руками и нарушение целостности пломб, может быть расценено как попытка получить сведения, касающиеся государственной тайны РФ, а в отношении лица, совершившего данные действия будет возбуждено уголовное дело по ст. 283 УК РФ.

Несмотря на то, что эксплуатация тахографов российскими водителями практикуется уже более 10 лет, в данном направлении ещё масса недоработок. Это касается не только законодательных нюансов, но и самих устройств. Хотя за приобретение, установку, последующее обслуживание и даже демонтаж, собственник авто платит из своего кармана немалые деньги, продукция отличается низким качеством.

Объясняется это тем, что некоторые комплектующие приборов отличаются низким качеством, так как созданы на базе карт для кассовых аппаратов. Это приводит к тому, что в процессе постоянных температурных перепадов, вибрации и возможных скачков в электропитании они часто приходят в негодность.

Видео: Как пользоваться цифровым тахографом VDO (Siemens).

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ