Звонок бесплатный
Тахограф

Автомобильный тахограф

Согласно Приказу Минтранса № 36 от 13.02.2013г. «Утверждение требований к тахографам, устанавливающимся на колёсные ТС», с 1 января 2018г. все автомоторные ТС, относящиеся к категориям N2, 3 и M2, 3, использующиеся для транспортировки грузов и перевозки пассажиров на дорогах РФ, должны быть оборудованы цифровыми измерительными устройствами с модулем СКЗИ.

Соответствие маркировок ТС, указанных в Европейской конвенции о дорожном движении с рекомендуемыми ЕЭК ООН: Эксплуатация ТС, не оборудованных такими приборами, функционирующими в соответствующем режиме, запрещена. Такими образом, использование разрешённых в Приказе Минтранса № 273 от 13.08.2013г. «Об утверждении порядка оснащений ТС тахографами», аналоговых устройств, не допускается.

Что это такое

Контрольно-измерительное бортовое устройство, ставится на транспортные средства определённой категории. Предназначен для регистрации скоростных параметров, контроля за соблюдением РТО водителей и членов экипажа. Именно так в большинстве случаев характеризуется официальное наименования прибора.
Если говорить проще, это своеобразный аналог авиационного черного ящика в котором записываются основные сведения.
Однако, более подробные характеристики и свойства устройства можно узнать только после подробного ознакомления. Следует подчеркнуть, что условия установки, эксплуатации и технического обслуживания прописаны в ряде нормативных и законодательных документов и строго контролируются государством. Данные действия осуществляются в соответствии периодических проверок осуществляемых уполномоченными сотрудниками.

Комплектация прибора

Как сказано ранее, измерительный прибор нужен для осуществления беспрерывного контроля и мониторинга за ТС и экипажем. В его конструкции можно выделить ряд следующих компонентов:
  1. Дисплей на котором отображаются сведения.
  2. Клавиши, обеспечивающие возможность управления и взаимодействия.
  3. Принтер для распечатки контрольных лент с накопленной информацией.
  4. Считыватель тахографических карт идентифицирующих водителя, предприятие или мастера, осуществляющего обслуживание прибора.
  5. GPRS модем, предающий накопленные сведения на закреплённый сервер, где они сохраняются на несколько лет.
  6. Блок СКЗИ (НКМ).
  7. Приёмник сигналов Глонасс для выполнения глобального позиционирования.
Помимо этого, функциональность устройства обеспечивается связанной работой ряда отдельно установленных элементов, автомобиля:
  1. Карта тахографа с электронным чипом.
  2. Датчик скорости.
  3. Антенны, предназначенной для принятия и передачи сигнала.
  4. Комплект эксплуатационных деталей, предназначенных для соединения элементов устройства и их монтажа.
Принцип их работы заключается:
  • в передаче электромагнитных импульсов с датчика скорости, расположенного в коробке переключения передач на тахограф;
  • он, в свою очередь обрабатывает их и откладывает на собственную внутреннюю память, карту водителя, а так же передаёт сведения путем GSM/ GPRS сигнала;
  • подключение прибора осуществляется штатной автомобильной проводкой или CAN шиной.
Следует подчеркнуть, что карты водителя, устройства, предприятия и мастерской имеют определённый срок действия. Поэтому необходимо периодически проверять эти сроки. В случае, если карта тахографа будет просрочена, работать устройство сможет, но без записи сведений, за что в случае выявления водитель получит штраф.

Кому нужно устанавливать

Условия, касающиеся обязательного оснащения ТС тахографами прописаны в упоминавшемся ранее приказе № 36, однако в документе нет точных сведений о перечне. Здесь присутствует только ссылка на Приказ Минтранса № 273 от 21 августа 2013г. с корректировками, внесёнными 2 декабря 2015г. в п. 3. Приводится полный список колёсных транспортных средств, относящихся к данным условиям:
  1. Автобусы категорииM2 и 3, предназначенные для перевозки пассажиров. Не относится к использующимся для осуществления городских и пригородных регулярных рейсов.
  2. Автомобили, относящиеся к категории N2 и 3, применяющиеся для перевозки опасных грузов.
  3. ТС из категории N3, с массой более 15 тонн, предназначенные для междугородних перевозок.
  4. ТС категории N3, с массой более 15 тонн, использующиеся для транспортировки грузов, не относящихся к опасным.
  5. ТС категории N2, применяющиеся для перевозки грузов, не являющихся опасными.
  6. ТС, категории N2, 3, M2 и 3, на которые тахографы установлены производителем до 01.04.2014г.
Таким образом под действие перечисленных условий попадают практически все грузовые автомобили более 3,5 т. и автобусы, использующиеся не для личных нужд. С целью полного раскрытия предоставленной информации следует добавить документ, нормирующий характерную принадлежность ТС к той или иной категории. Раскрывается данное условие в ГОСТом Р 52051-2003 «Механические ТС и прицепы. Классификация и определение», гл. 3 и 4. Необходимо подчеркнуть, что информация, приведённая ранее полностью соответствует условиям Европейской Конвенции о дорожном движении, рекомендуемой ЕЭК ООН.

Какие устройства разрешены в России и Европе

Прежде всего следует отметить, что для эксплуатации ТС на территории разрешено использовать только цифровые тахографы, отвечающие требованиям одноимённого Приказа № 36.
Подробные условия прописаны в приложении II «Категории и виды ТРС, оснащаемых тахографами».
Таким образом, для передвижения по российским дорогам автомобиль должен быть укомплектован цифровым записывающим устройством, оснащённым блоком СКЗИ: Помимо этого, допускается применение устройств, предназначенных для передвижения по европейским дорогам (ЕСТР), при условии наличия карточки международного перевозчика, оформленной на ТС. Для осуществления пассажироперевозок и транспортировки грузов, ТС должно соответствовать требованиям «Положения о допусках русских грузоперевозчиков к международным перевозкам», утверждённому постановлением Правительства № 730 от 16.10.2001г. Согласно приведённому документу, ТС, оснащённые тахографами ЕСТР могут использоваться, как для передвижения по российским дорогам, так и по зарубежным. Отечественные, с блоком СКЗИ – только для езды в пределах страны. Допускается использование моделей тахографов с блоком СКЗИ только из перечня, утверждённого ФБУ «Росавтотранс» (rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/equipment-info/tachograph/). Ознакомиться с ним можно перейдя по приведённой ссылке или в таблице, представленной далее. Таблица 1. Перечень тахографов СКЗИ, эксплуатируемых на территории РФ.
 Модель  Производитель  Адрес производства
 «ШТРИХ-ТахоRUS» SM 10042.00.00-13 ООО  «НТЦ Измеритель»  Москва
 «Касби DT-М»  АО «КЗТА»  Калуга
 «Меркурий ТА-001»  ООО «Астор Трейд»  Москва
 «DTCO VDO Continental»  ООО «Континентал Аутомотив РУС»  Москва
 «ТЦА-02НК»  ЗАО «Измеритель авто»  Смоленск
 «Атол Drive 5»  ООО «Атол Драйв»  Москва
 «ШТРИХ-ТахоRUS» SM 10042.00.00-14 ООО  «НТЦ Измеритель»  Москва
 «Efas V2 RUS»  ООО «Интеллик РУС»  Калининградская область, посёлок М. Исаково
 «ТЦА-02НК» в исполнении «У»  ЗАО «Измеритель авто»  Смоленск
 «Drive Smart»  ООО «Атол Драйв»  Москва
 «Микас»  ООО «НПП Итэлма»  Москва
Данный перечень является окончательным и утверждённым по состоянию на начало 2018г. Сведения, касающиеся списка разрешённых к использованию устройств ЕСТР, на сайте ФБУ «Росавтотранс» тоже есть (rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-eu/equipment-info/tachograph/). В него включены следующие модификации устройств:
  1. «Stoneridge».
  2. «SE 5000 Exact».
  3. «SE5000 Exact Duo».
  4. «SE5000 Exact Duo 2».
  5. «Continental DTCO 1381».
  6. «Efcon Efas-3».
  7. «Intellic Efas-4».
  8. «Actia Smar Tach».

Стоимость тахографа с СКЗИ с установкой

Прежде чем говорить о стоимости устройств и их установке следует заметить, что в соответствии с ФЗ № 99 от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» ст. 12 и аналогичной записи Постановления Правительства от 16.04.2012г № 313 «Положение о лицензировании» должен быть допуск к обслуживанию приборов. Исходя из представленных документов, осуществлять работы, связанные с установкой, активацией, обслуживанием и утилизацией криптозащитных средств (блоков НКМ) имеют право организации, получившие лицензию ФСБ, представленную на фото. Ознакомиться со списком мастерских в соответствии с регионом РФ, можно на официальном сайте Росавтотранса (rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/workshops/). Все компании, приведённые в данном перечне осуществляют реализацию и любые виды обслуживания тахографов, поэтому купить интересующую модель можно непосредственно на месте. Стоимость изделий варьируется в небольшом диапазоне, отличающемся в зависимости от комплектации и технических характеристик устройств. Ознакомиться с ориентировочными ценами можно далее. Таблица 2. Стоимость тахографов СКЗИ с установкой.
 Модель  Цена, руб.
 «ШТРИХ-ТахоRUS»  38 000
 «DTCO VDO Continental»  48 000
 «Efas V2 RUS»  35 000
 «Касби DT-М»  36 000
 «ТЦА-02НК»  34 000
 «Меркурий ТА-001»  35 500
 «Атол Drive 5»  38 000
Ориентировочная стоимость устройств приведена из прайс-листа одной из московских мастерских, по состоянию на начало 2018 г. В других сервисах величина может иметь другое значение. Помимо этого следует привести цены на сопутствующие товары и услуги:
  1. Карта водителя (ЕСТР – 4 200, СКЗИ – 2 100 руб.).
  2. Карта мастерской (ЕСТР – 4 200, СКЗИ – 2 100 руб.).
  3. Карта предприятия (ЕСТР – 4 200, СКЗИ – 2 100 руб.).
  4. Калибровка с выдачей сертификата – 2 000 руб.
  5. Поверка с оформлением свидетельства – 2 000 руб.

Сколько можно работать по прибору

Условия, затрагивающие РТО водителя прописаны в Приказе Минтранса № 7 от 15 января 2014, редактирующегося в последний раз 7 ноября 2017г. «Об утверждении обеспечения безопасности транспортировки пассажиров и грузов…». В соответствии с приведённым документом происходит формирование графика рабочей смены. Из основных принципов, раскрывающихся в нормативе можно отметить ряд следующих:
  1. Одна смена не должна быть более 9 часов в одни сутки. В некоторых случаях разрешается продолжительность до 10 часов, при условии повторения не более 2 раз за 1 неделю.
  2. Каждые 4 часа, проведённые за рулём, водитель должен делать остановки, не менее чем на 45 минут.
  3. Максимальная продолжительность пятидневной рабочей недели не должна превышать 40 часов, шести дневной – 42.
  4. Время, отведённое на охрану целостности груза, тоже является рабочим временем. Расчёт осуществляется по специальной схеме, где полученная величина делится на 3.
  5. При осуществлении междугородних перевозок, разрешается увеличивать длительность рабочей смены до 12 часов, при условии последующего полноценного отдыха. Такое условие нужно для того, чтобы водитель смог доехать до места, где сможет полноценно восстановить свои силы.
Для примерного ознакомления можно привести таблицу с распределением действий водителя в течение всей смены. Таблица 3. График рабочего дня.
 Действия  Общее время  Рабочее время
 Медосмотр  15 мин.  15 мин.
 Вождение  4 ч.  4 ч.
 Обед  30 мин.  -
 Вождение  2 ч.  2 ч.
 Небольшой перерыв  15 мин.  15 мин.
 Вождение  1,5 ч.  1,5 ч.
 Общее время  8, 5 ч.  8 ч.

Правила пользования в Европе

Поверхностно можно сказать, что езда с тахографом по европейским странам практически не отличается от российских условий. Общий смысл один и тот же: все действия водителя должны фиксироваться в памяти устройства. А режим рабочего времени и отдыха в обязательном порядке соблюдается в соответствии с нормами, прописанными в Европейским соглашением, принятым 01.07.1970 г. в Женеве касающемся работы экипажей ТС, осуществляющих международные автомобильные перевозки. Выборочный анализ документа позволяет определить основные нюансы, которых должен придерживаться водитель:
  1. Длительность рабочей недели может быть увеличена до 10 часов, ст. 6.1.
  2. Каждые 4,5 часа должна делаться пауза, длительностью не менее 45 минут, ст.7.1.
  3. Обеденный перерыв можно заменить короткими перерывами по 15 минут, ст. 7.
  4. По истечении 6 рабочих смен, водитель должен получить еженедельный отдых, ст.8.3.
  5. В течение суток, работник должен получить время для непрерывного отдыха в размере не менее 11 часов, ст. 8.1.
  6. Каждое сокращение отдыха должно компенсироваться равным отрезком, ст. 8.3.

Штрафы за отсутствие или нерабочее состояние устройства

Проверить наличие, работоспособность, соблюдение ПДД и РТО, в соответствии с регламентирующими документами имеют право только сотрудники некоторых государственных структур. В первую очередь это касается ГИБДД. Инспектор руководствуется Указом Правительства № 711 от 15.06.1998г. «О дополнительных мерах безопасности дорожного движения». Кроме него полномочия к проверке есть у следующих представителей государственных структур:
  1. Роспотребнадзор в соответствии с Постановлением Правительства № 398 от 30 июня 2004г. «Утверждение надзора в транспортной сфере». Контролировать работу водителей могут сотрудники Госавтонадзора по приказу своего руководства №АК-307 от 13 марта 2014г. «Положение осуществления контроля по надзору в сфере автомобильного транспорта».
  2. Роструд, в соответствии с Постановлением Правительства от 30 июля 2004г. № 324 «Утверждение положений службы труда и занятости».
Любое из должностных лиц вправе наказать нарушителя по ст. 11.23 КоАП РФ «Управление ТС или выпуск на линию…». Штрафы ГИБДД, Роспортебнадзора или Роструда будут зависеть от условий обнаруженного нарушения и применяться как в отношении водителя, так и должностного лица, выпустившего автомобиль за пределы территории предприятия. С начала 2018 г, требования касающиеся грузоперевозок снова ужесточились. Это явно просматривается при сравнении условий, действующих ранее и введённых после нового года. Однако, во всём этом наблюдается стремление Правительства РФ снизить аварийную ситуацию на российских дорогах, снизив вероятность засыпания водителей дальнобойщиков от усталости. Данная мера используется по европейскому опыту, так как в странах Евросоюза, такие условия уже введены и наблюдается меньшее количество ДТП в сравнении с ранними периодами.

Видео: Карты водителей и работа с тахографом. Инструкция.