Договор авиаперевозки груза

0
Договор воздушной перевозки груза.

При необходимости экспресс доставки груза из одной точки в другую на дальние расстояния, можно воспользоваться услугами воздушного транспортного сообщения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

При предоставлении возмездной услуги, обязательным условием является заключение договора, предусматривающего взаимоотношения сторон и ключевые условия исполнения обязательств.

Стороны соглашения

Условия осуществления внутренней и международной воздушной перевозки грузов регулируются рядом законодательных актов:

  1. Для рейсов в пределах границ страны – Воздушным Кодексом РФ гл. XV (ст. 100 — 113).
  2. Зарубежных полётов – Варшавской Конвенцией 1929 г. «Об унификации правил, касающихся международных воздушных перевозок».

Данные документы:

  • раскрывают ключевые особенности для обеспечения безопасности во время транспортировки товаров и материальных ценностей;
  • предусматривают взаимоотношения сторон при заключении договора перевозки;
  • предусматривают их ответственность и права каждой из сторон.

Согласно приведённым стандартам, соглашение может быть заключено между двумя лицами:

  1. Грузоперевозчиком (авиакомпанией либо юридическим лицом, ранее заключившим с владельцем транспортного средства договор фрахтования).
  2. Грузоотправителем (лицом, отправляющим груз в роли которого может выступать как его владелец, так и продавец или посредническая транспортная компания, занимающаяся предоставлением услуги экспресс доставки).

Следует заметить, что ст. 100 ВК РФ называет перевозчика эксплуатантом, то есть лицо, которое осуществляет воздушную перевозку груза и имеет лицензию на данный вид предпринимательской деятельности в области авиации.

В свою очередь, ст. 61 ВК РФ характеризует его в виде компании или физического лица, пользующегося воздушным судном на законных основаниях:

  1. По праву собственности.
  2. По договору фрахта.
  3. На правах аренды или иного, предусмотренного законодательством основания.

Содержание и особенности договора воздушной перевозки грузов

Договор воздушной перевозки груза характеризуется, как документ регулирующий взаимоотношения между грузоотправителем и перевозчиком, который обязуется доставить вверенное ему имущество в указанное время в назначенный пункт назначения.

Данный критерий подлежит обязательному исполнению в соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ или ст. 103.п. 2 ВК РФ.

Ключевым существенным условием договора является его срочность, так как действия определяются сроком исполнения обязательств сторонами, указанными в ст. 109 ВК РФ.

Законодательство не предусматривает особой формы документа, поэтому при его заключении, эксплуатанты используют так называемую «Примерную форму договора воздушной перевозки груза», скачать которую можно далее.

Договор воздушной перевозки. Бланк.

Договор воздушной перевозки. Заполненный пример.

Принцип его содержания заключается в следующем:

  1. «Шапка» документа, содержащая информацию о сторонах соглашения:
    • перевозчик;
    • грузоотправитель.
  2. Предмет договора, в котором характеризуются ключевые условия договора:
    • пункт отправления и прибытия;
    • номер рейса и код эксплуатанта;
    • конкретные сроки и время, основных моментов исполнения обязательств;
    • тип воздушного судна.
  3. Права и обязанности сторон, которые в данном случае представлены в 10 пунктах, но в зависимости от формы документа, их количество может быть иным.
  4. Условия приёма груза к перевозке, где содержится следующая информация:
    • характеристики, при которых груз принимается к транспортировке;
    • сроки и требования в отношении его доставки в аэропорт;
    • пункт, подчёркивающий, что обработка груза осуществляется перевозчиком или обслуживающей организацией только на основании договора.
  5. Формальности, сопровождающие выдачу грузополучателю.
  6. Оплата перевозки грузов.
  7. Ответственность сторон за неисполнение своих обязательств или порчу, утрату груза.
  8. Заключительные положения, содержащие условия расторжения договора и количество экземпляров, имеющих равносильную юридическую силу.
  9. Реквизиты и подписи сторон.

Для более подробного ознакомления, далее можно скачать заполненный пример образца, содержание которого приведено выше.

Права и обязанности

Пункт «Права и обязанности» можно назвать одним из ключевых и обязательных в атрибутике заключения договора. В его содержании отражаются основные моменты прав каждой из сторон, действующие в рамках сроков соглашения.

Если брать в пример, образец, приведённый выше, здесь они определены следующим образом:

  1. Обязанности перевозчика:
    • предоставить сведения об условиях и правилах перевозки, действующих тарифов, а так же требованиях, связанных с пограничным, таможенным, ветеринарным, фитосанитарным видами контроля;
    • при изменении условий воздушной транспортировки, поставить в известность грузоотправителя либо грузополучателя не позднее, чем за 12 часов с момента прибытия воздушного судна в аэропорт назначения;
    • обеспечить надлежащее хранение прибывшего в аэропорт груза до момента передачи получателю, в соответствии с установленными Федеральными авиационными правилами;
    • уведомить отправителя, если груз оказался невостребованным или получен отказ в его получении и оставить его на хранение у себя за счёт средств грузоотправителя и на его риск.
  2. Права перевозчика:
    • при несоблюдении одного из установленных условий, приведённых в настоящем соглашении – отказать в принятии груза и исполнении своих обязательств;
    • если груз оказался невостребованным, реализовать его в порядке, установленном Федеральными авиационными правилами;
    • требовать от грузоотправителя полный перечень необходимой документации, необходимой в зависимости от того, в каком направлении осуществляется перевозка (внутренняя, международная).
  3. Обязанности грузоотправителя:
    • оплатить стоимость услуг эксплуатанта;
    • доставить груз в аэропорт в срок, необходимый для осуществления его погрузки на воздушное транспортное средство, если иное не предусмотрено дополнительным соглашением;
    • предоставить перевозчику весь пакет сопроводительной документации.
  4. Права грузоотправителя:
    • отказаться от предоставленного воздушного судна, если оно не пригодно к перевозке соответствующих товаров;
    • получить его обратно в порядке, предусмотренном Правилами;
    • сменить в грузовой накладной грузополучателя;
    • распорядиться товаром по своему усмотрению, если он не принят в месте назначения.

Удостоверяющий документ

В соответствии с п. 2 ст. 105 ВК РФ, заключённый договор удостоверяется грузовой накладной, которая может быть составлена на русском или ином языке (в зависимости от маршрута перевозки).

Под понятием авианакладной подразумевается документ, содержащий в себе информацию, которую вписывает грузоотправитель или его агент.

Она может быть составлена в виде бумаги, имеющей идентификационный код грузоперевозчика или как нейтральная, без него. В последнем случае может быть использована другими перевозчиками, специализирующимися на ином транспортном сообщении (автомобильном, железнодорожном и так далее).

Авиационная накладная не является распорядительным либо передаточным документом, а всего лишь удостоверяет следующее:

  1. Факт заключения договора воздушной перевозки.
  2. Принятие груза эксплуатантом.
  3. Подчёркивает условия осуществления транспортировки.

Порядок составления авианакладной (Air Waybill) заключается в обязательном наличии не только сведений о грузе, но и ряда дополнительных штампов:

  1. Службы безопасности полётов.
  2. Оплаты сбора аэропорта.
  3. Агента или грузоперевозчика, о том, что он ознакомлен с характерными особенностями вверенного ему груза.

Условия

Как это уже упоминалось, соглашение о воздушной перевозке заключается между юридическими и (или) физическими лицами, одной из сторон которых является авиакомпания или индивидуальный предприниматель, имеющие действующую лицензию.

Условия его действия предусматривают совокупное исполнение обязательств каждой из сторон, предусмотренных содержанием, которые было полностью раскрыто ранее.

Прекращение сделки

Расторжение договора может происходить в одностороннем порядке на основании сложившихся обстоятельств, информация о которых содержится в представленном ранее образце.

Произойти это может по следующим причинам:

  1. Нарушение грузоотправителем или грузоперевозчиком таможенных, санитарных и иных требований.
  2. Отказ одной из сторон выполнять ответные обязательства по соглашению.

Данные условия прописаны в соответствии со сведениями, взятыми из ВК РФ ст. 107 п. 1, раскрывающего основные факторы прекращения договора.

Ответственность перевозчика

Порядок может определяться следующими актами:

  1. Главой XVII ВК РФ.
  2. Варшавской Конвенцией 1929 г.
  3. Международными соглашениями РФ.
  4. Договором перевозки, заключённым между сторонами.

В частности, Воздушный Кодекс РФ предусматривает взаимоотношения между перевозчиком и грузоотправителем при осуществлении рейсов внутри страны, без пересечения границ страны.

Он содержит в себе следующие сведения:

  1. Ст. 116 – общие принципы.
  2. Ст. 118 – ответственность за повреждение, утрату или порчу вверенного ему имущества.
  3. Ст. 119 — Размер ответственности (штрафных санкций).
  4. Ст. 120 – Ответственность за задержку и несоблюдение сроков.
  5. Ст. 123 – Возможное соглашение о повышении предела ответственности.
  6. Ст. 126, 127 – сроки предъявления претензий при международных и внутренних транспортировках.
  7. Ст. 129 – ответственность при столкновении судов.

Следует понимать, что в зависимости от нарушений, российское законодательство предусматривает ответственность не только в рамках административного права, но и уголовного. Причем в зависимости от маршрута могут применяться различные акты, отличающие внутренние от международных.

Таким образом, перевозчик отвечает за груз не только в момент осуществления полёта, но и в течение всего времени, когда он находится под его юрисдикцией. Однако, он становится не причастным если ситуация произошла по причине не зависящих от него обстоятельств, либо в следствие исключительных свойств или дефекта вверенного ему груза.

Проблемой договора воздушной перевозки является слабая законодательная база и неточная формулировка ряда ключевых проблем, связанных с исполнением сторонами своих обязанностей.

Данная ситуация относится не только к грузовым коммерческим рейсам, но и к пассажирским, сто можно назвать существенной недоработкой, влияющей на качество предоставления услуги.

Видео: Договор на перевозку груза.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ