Правила при перевозках грузов водным транспортом

0
Правила перевозки грузов водным транспортом.

Одним из важнейших элементов международных торговых отношений являются перевозки грузов. Они осуществляются различными путями, но мы поговорим о транспортировании грузов водным путем.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Как и любые грузоперевозки, транспорт товара по воде имеет множество юридических особенностей, регулируемых законодательством. Мы рассмотрим основные принципы и правила, которые должны знать участники подобных правоотношений.

Формы договоров

Транспорт груза может осуществляться на разных условиях. Эти условия обговариваются при заключении договоров о грузоперевозке между грузоотправителем и перевозчиком.

Говоря о морском транспорте, можно выбрать две основные формы договоров:

  • линейную;
  • трамповую.

В чем же разница между ними:

  1. Трамповая форма перевозок, как правило, применяется при транспортировании крупных объемов груза. Она предполагает предоставление перевозчиком отправителю права руководства самим судном или его частью, т.е. процесс погрузки целиком контролирует отправитель.
  2. Линейная форма удобна в случае, если необходимо перевезти небольшую партию груза малой массы. Поэтому эта форма не предполагает предоставления отправителю контроля, следовательно, порядок погрузки и выгрузки товара регулируется владельцем судна.

Каждая форма имеет свои плюсы и минусы. Например:

  1. Трамповая является более финансово выгодной, однако по причине отсутствия постоянного маршрута передвижения судна, невозможно определить точные сроки прибытия груза к получателю.
  2. Линейная форма, напротив, предоставляет определенные маршруты и расписания движения судов, но если партия груза крупная, то вероятность занять на судне достаточно места для перевозки будет сложно, да и судно может быть не приспособлено для принятия товара данного объема или массы.

Поэтому права и обязанности отправителей, получателей и перевозчиков зависят от того, какая форма перевозки будет выбрана.

Права сторон

Обязанности и права перевозчиков, а также отправителей и получателей груза регулируются Конвенцией ООН 1924 г. Согласно ст. 3 Конвенции перевозчик обязан:

  1. Привести судно, а также места хранения грузов в пригодное к переправам состояние.
  2. Укомплектовать судно необходимым числом людей и техники.
  3. Бережно относиться к грузу в процессе погрузки и разгрузки, а также заботиться о нем на протяжении транспортирования.

После принятия груза на судно перевозчик должен проверить маркировку груза, и, по требованию отправителя, выдать коносамент – накладной документ подтверждающий заключение сделки о морской перевозке груза.

Хотя на перевозчика возлагается ответственность за груз на период перевозки, перевозчик не несет ответственности за потери груза:

  • при неожиданных природных катаклизмах;
  • военных действиях;
  • восстаниях;
  • народных волнениях;
  • при наличии скрытых недостатков груза;
  • при несовершенной маркировке;
  • при наличии упущений грузоотправителя.

Кроме того, Конвенция не запрещает перевозчику вносить свои условия в договор при его составлении. Грузоотправитель обязан своевременно предоставить перевозчику все документы на груз в соответствии с таможенными либо портовыми правилами.

Также согласно ст. 141 Кодекса торгового мореплавания РФ отправитель несет ответственность за потери, причиной которых стало неверное оформление документов или несвоевременное их предоставление перевозчику.
При отправлении опасных грузов отправитель обязан:

  • письменно оповестить перевозчика об особенностях груза;
  • дать рекомендации по безопасной перевозке.

Груз не может быть принят без письменного согласия перевозчика. Если же отправитель не предупредил заблаговременно об особенности и опасности груза, то согласно пункту 2 ст. 151 Кодекса торгового мореплавания РФ перевозчик имеет право, в случае возникновения грозящих жизни ситуаций, выбрасывать, уничтожать груз в любом месте, за что не будет нести ответственности.

Прием получателем груза происходит на судне при условии соблюдения получателями или их представителями техники безопасности. Груз принимается по его массе или по подсчету мест. При сдаче груза судно не отвечает за массу груза, если число занятых мест соответствует приведенному в документах на груз, а тары не повреждены.

Нормы безопасности

В соответствии с Общими положениями норматива РД 31.11.21 – 16.96 «Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов» к размещению груза прилагаются следующие требования:

  1. Должна быть обеспечена общая и местная прочность и устойчивость судна.
  2. Необходимо учесть особенности грузов и средств механизации при креплении груза на судне.
  3. Средства крепления груза должны соответствовать технической документации.
  4. Участники работ по размещению и креплению груза обязаны постоянно контролировать его устойчивость.
  5. Все процессы должны быть занесены в судовые журналы.
  6. Необходимо создание специальных условий для необычных (опасных) грузов в соответствии с рекомендациями отправителя. Это могут быть условия температурные, влажностные, изоляционные и т.д.

Более детально с информацией по правильной укладке, креплению, связыванию материалов можно ознакомиться в нормативе РД 31.11.21.16-96 «Правила безопасности морских перевозок генеральных грузов», а также РД 31.15.01-89 «Правила морской перевозки опасных грузов» (или Правила МОПОГ).

Совместимость грузов при морской перевозке

О совместимости грузов стоит говорить в том случае, когда заключен, к примеру, договор линейной формы транспортирования. Это значит, что на судне будет расположено несколько партий груза от различных отправителей.

Грузы эти могут быть абсолютно различными по своему содержанию, свойствам, условиям хранения. Перед принятием грузов и расположением их на судне необходимо оценить их совместимость во избежание порчи одних грузов вследствие воздействия других находящихся рядом.

С точки зрения совместимости грузы, как правило, делят на 3 группы:

  • грузы с агрессивными свойствами;
  • грузы подверженные воздействию агрессивных свойств;
  • грузы, нейтрально реагирующие на остальные грузы.

При распределении грузов на судне необходимо учесть взаимную совместимость всех их видов:

  • продовольственные грузы нельзя устанавливать рядом с загрязняющими или ядовитыми;
  • влаговыделяющие грузы нельзя устанавливать рядом с портящимися от переувлажнения;
  • легковоспламеняющиеся и разрядные грузы лучше всего перевозить подальше от остальных, поскольку они зависят от множества погодных и климатических факторов, а также несут серьезную угрозу остальным грузам.

Особое внимание стоит уделить перевозке скоропортящихся пищевых продуктов. Совместно с другими продуктами запрещено перевозить следующие грузы:

  • соленая рыба;
  • рыбокопченности;
  • охлажденное, копченное мясо;
  • дрожжи;
  • сыры;
  • плоды имеющие сильный аромат.

В целях учета совместимости всех видов грузов на судне перевозчиком составляется таблица совместимости грузов. Пример такой таблицы приведен ниже.

Таблица совместимости необычных грузов и грузов общего назначения:

При составлении таблицы опасным или необычным грузам присваивают определенный класс или подкласс в зависимости от их свойств. И, отталкиваясь от подкласса, определяют перспективное взаиморасположение всех контейнеров и тар на судне, обеспечивая достаточное расстояние между потенциально вредоносными грузами.

Условия доставок на внутреннем водном транспорте

Внутренний водный транспорт – это суда, идущие по внутренним водным путям (озера, водохранилища). Грузоперевозки внутренним водным транспортом регулируются Главой 11 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

Согласно ст. 77 КВВТ имеют право ограничить и даже запретить движение судов в вверенных им путях. О своем решении Администрации обязаны известить организации, занимающиеся внутренними водными перевозками.

Извещение должно содержать:

  • причину установленных ограничений;
  • характер запретов;
  • район, на который распространяется ограничение;
  • дату старта ограничения и срок его действия.

Если перевозимый товар подвержен декларированию, то помимо транспортного документа необходима Декларация, составленная в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Сроки доставок

Время, которое займет переправа груза от отправителя к получателю – одна из основных вещей, интересующих всех участников договора. И к сожалению, далеко не всегда можно определить точные сроки прибытия товара на место. Причиной тому может служить масса внешних и внутренних факторов.

Из внутренних можно выделить:

  • наличие или же отсутствие необходимых документов касательно груза;
  • соблюдение перевозчиком обязанностей касательно работоспособности и укомплектованности судна;
  • «гладкость» протекания договорных процессов;
  • ограничения или запреты движения судов Администрациями бассейнов внутренних путей и т.д.

К внешним факторам можно отнести:

  • погодные условия;
  • политическую обстановку в государстве(-ах);
  • ЧП на судне, не связанные с неподготовленностью перевозчика и т.д.

Более точно возможно определить сроки доставки груза на место при составлении договора линейной формы, поскольку в соответствии с ним суда двигаются по постоянному маршруту и имеют доступное расписание, чего не может гарантировать договор трамповой формы или чартерный договор.

Ведь маршрут движения судна составляется специально для данного рейса, а потому является для перевозчика новым и непроверенным. Приведем пример.

Таблица 1.2. Сроки контейнерных перевозок:

В таблице представлены ориентировочные сроки (транзитное время) при линейной форме перевозки контейнеров из различных точек мира компанией Credo Trans. Счет времени начинается с момента принятия груза на судно.

Привлечение проводников

Некоторые типы товаров требуют постоянного контроля, причем контроля, осуществляемого специально подготовленным лицом. Проводники берут на себя такие работы как забота и поддержание груза в надлежащем состоянии.

Приведем пример когда грузу необходим проводник:

  1. Предположим, отправитель планирует перевезти животных чартером, т.е. составить чартерный договор, в соответствии с которым целое судно арендуется на определенный период времени или же в рамках определенного рейса.
  2. Животные – груз, крайне сложный в плане заботы. Работники судна не в состоянии обеспечить животных всеми возможными условиями, поскольку работники этих условий попросту не знают.
  3. Поэтому к товару прилагается проводник – человек, целью которого и является забота и создание идеальных условий, при которых животные не заболеют и не создадут проблем в процессе переправы.

Какие еще типы товаров предполагают наличие проводника? Ранее мы говорили об опасных грузах. Нередко к таким товарам тоже прикрепляется проводник, уведомленный о всех особенностях и опасностях груза.

Также это могут быть разного вида растения, скоропортящиеся продукты, алкогольные и табачные изделия или антикварные ценности.

Повышение квалификации

Все лица, принимающие участие в транспортных договоренностях, должны иметь определенную квалификацию в области транспортной логистики, внутренних и международных морских перевозок грузов.

В случае недостаточной подготовленности к юридическим договорным процессам имеет смысл пройти курс повышения квалификации. Что станет результатом прохождения курса:

  • изучение действующей законодательной базы в области водных грузоперевозок;
  • освоение правовых аспектов и юридических мелочей касательно организации международных морских перевозок грузов;
  • изучение содержания договоров, понимание различия их форм и особенностей;
  • знание своих прав и прав своих партнеров при организации транспорта груза;
  • ознакомление с особенностями международных торгово-транспортных отношений, освоение зарубежного торгового законодательства, знание своих прав и обязанностей при организации и проведении переправы груза через государственный кордон и т.д.

В целом, после прохождения курсов повышения квалификации участник договорных процессов, будь то отправитель, перевозчик или получатель:

  • будет более уверенным и мобильным в принятии решений;
  • существенно снизит вероятность совершения ошибки в составлении договоров или исполнении своих юридических обязанностей;
  • хорошо разбираясь в своих правах и правах партнеров, сможет заключить максимально выгодное соглашение.

Итак, хотя доставки грузов водным путем являются весьма сложным процессом с юридической и организационной точек зрения, сегодня миллионы тонн различных товаров успешно путешествуют морями.

Осуществляется перевозка грузов речным транспортом, и вместе с везущими груз судами уверенно держится на плаву государственная и мировая экономика.

Видео: Логистика. Морские контейнерные перевозки. Полилог (Polilog) Георгия Мельникова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ