Грузоперевозки речным транспортом

0
Перевозки грузов речным транспортом.

Развитие речных перевозок грузов на территории России обуславливает крупнейшая в мире сеть сообщающихся водных артерий. Не стоит забывать и про суровые климатические условия. В некоторые регионы получается попасть или по воздуху, или морским путем.

Статистика

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

По объему перемещения грузов по рекам и озерам водному транспорту трудно конкурировать с автомобильными и железнодорожными перевозками. Но специфика грузов, относительная дешевизна оставляет удельную долю таких перемещений практически постоянной.

Среди таких грузов в России выделяется транспортировка сыпучих грузов – зерно, песок, а также сборные грузы для доставки в труднодоступные места. Выступает речная доставка и как элемент мультимодальных перевозок.

Развитая инфраструктура речного судоходства включает в себя 130 портов на реках и озерах, а длина маршрутов превышает 100 тыс. км.

Но пока увеличения массы перемещаемых грузов не наблюдается. На фоне общего снижения грузового потока после 2014 года несколько пострадала и доля перемещаемых грузов по внутренним водным артериям, что заметно по цифрам в таблице (в сравнении с другими видами).

Таблица 1. Объем перевозки грузов за последние пять лет, млн. тонн.

Вид транспорта Перевозка грузов, млн. тонн по годам
2013 2014 2015 2016 2017
Водный внутренний 135 119 121 118 110,4
Автотранспорт 5635 5417 5041 5138 5400
По железной дороге 1381 1375 1329 1325 1367
Трубопроводный 1095 1078 1071 1088 1140
Всего 8264 8006 7582 7695 7980

Несмотря на всю привлекательность, страна допустила снижение объемов перемещения товаров и грузов, что оставляет перспективы для развития сегмента в целом. На современном отрезке доля перевозок водным транспортом упала до уровня менее 2 % – всего 1,38 %.

Еще меньшую значимость демонстрирует водный транспорт при рассмотрении перемещения объема товаров, выраженного в тонно-километрах (на диаграмме). Показатель грузовых перевозок в тонно-километрах (по состоянию на 2016 год):

Показатель на уровне 1 % (около 67 тонно-километров) вполне объясним с учетом небольшой грузоподъемности речных барж и судов, а также ограниченностью перемещения товаров.

Наибольшую долю в транспортировке товаров по реке демонстрируют такие сети водных артерий в стране:

  1. Западно-Сибирская сеть.
  2. Волжско-Камский бассейн.
  3. Северо-Западный регион.

Несмотря на оптимистичные цифры в целом, аналитики указывают на снижение разнообразия доставляемых грузов. В некоторых регионах грузопоток снизился до банальной перевозки песка.

Виды

Практика водных перевозок предусматривает использование судов только для перемещения в пределах внутренней водной артерии, а также для захода из морской акватории в русло рек – смешанного типа.

Внутренние грузовые потоки также имеют несколько видов перевозок с учетом географии доставки и применяемого вида транспорта.

Выделяют следующие основные виды:

  1. Внутреннее водное сообщение. Осуществляется в пределах одного пароходства.
  2. Прямое внутреннее водное перемещение товара. Проводится между двумя и более пароходствами, в том числе с использованием пароходств стран СНГ.
  3. Прямое водное сообщение. Подразумевает участие речного и морского транспорта внутри одной страны.
  4. Прямое смешанное перемещение грузов. Организуется по принципу мультимодальности, с использованием смежных видов транспорта.

Многообразие речных перевозок еще больше увеличивается при рассмотрении размеров партии груза, вида перемещаемых ценностей.

Средства

Полная классификация невозможна без представления всего разнообразия средств транспортировки грузов.

В сегменте речного судоходства выделяют:

  1. Балкер или сухогруз. Судно, предназначенное для перевозки сыпучих грузов – песок, зерно, руда. Легко узнаваемы по наличию выгрузных люков.
  2. Танкеры. Предназначены не только для транспортировки наливных ископаемых – нефтепродуктов, сжиженного газа, но и растительных жидкостей – масел.
  3. Ролкеры. Суда для перевозки подвижных грузов, способных к самостоятельной загрузке – транспортные средства, вагоны. Сюда также относят транспортировку негабаритных грузов, к примеру, промышленного оборудования.
  4. Контейнерные суда. Предназначены для размещения и доставки упакованных товаров в контейнер, и не требуют сложных операций по погрузке-разгрузке.

Эти и некоторые другие виды судов, наряду с назначением по размещению поклажи или пассажиров, имеют классификацию, направленную на допуск к движению при различных условиях. Некоторые сведения приведены в таблице.

Таблица 2. Классы речных судов.

Обозначение класса Допуск к плаванию Высота (ширина) волны, м Другие сведения
 М Любые условия  3 (40) Герметичные люки и двери
 О Акватория своего уровня  2 (20) Допускается установка окон
 Р Плавание по рекам  1,25 (12) Отсутствие иллюминаторов
 Л С учетом осадки 1,25 м Нет данных Мелководные реки
МСП Смешанные акватории  3,5 Оборудуются навигационным оборудованием
ПР (дополнительный знак) Вплоть до прибрежных во  д О (2), М (2,5)  —

Наряду с крупными судами не стоит забывать и про «портовых тружеников» — буксиры, устричные суда, а также пассажирский транспорт. В отдельную категорию следует относить баржи, предназначенные для перемещения в составе с тягачом.

Правовое регулирование внутренних и международных рейсов

Основным стратегическим документом развития речного судоходства является Распоряжение Правительства (29 февраля 2016 года № 326-р)) получившего название «Стратегия…. до 2030 года».

Но регламентирующие грузоперевозку документы действуют давно. Сюда относятся:

  1. Кодекс внутреннего водного транспорта (статус Федерального закона). Последний раз изменен 29.12.1017 г.
  2. Правила перевозки на водном транспорте (Постановление Правительства № 72 от 06.02.03 г.).
  3. Российский речной регистр (Правила в нескольких томах).

Кроме того, в организации речного судоходства используются смежные нормативные документы, как административный Кодекс, Правила перевозки опасных грузов. Также не стоит забывать про документ под эгидой ООН – «Европейские правила судоходства», переизданные в 2007 году.

Правила доставки

В организации транспортировки грузовой номенклатуры выделяют несколько групп, на которые распространяются Правила и другие нормативные документы:

  • требования к транспортным средствам;
  • требования к самому товару, включая упаковку, сопровождение;
  • соответствующая квалификация персонала.

Все позиции направлены на обеспечение безопасности перевозок, соблюдение сроков на доставку заказа.

Среди основных требований к судам выделяют:

  • проверку исправности судна и допуск к работе на маршруте – проводят до начала загрузки;
  • чистота на судне – очистка всех помещений, включая рабочие и подсобные помещения, выполняется заранее;
  • проверку состояния площадок для размещения груза, его крепления, а при перевозке опасных грузов – еще и обозначение с учетом требований.

Среди основных требований к размещению грузов выделяются:

  • сохранение местной и общей устойчивости, целостности судна;
  • средства крепления должны быть исправны и иметься в достаточном количестве;
  • в процесс загрузки, перевозки, разгрузки контролируется размещение и устойчивость груза;
  • при размещении товаров учитывается допустимое соседство (совместимость) с учетом класса груза.

Сопровождать груз в большинстве случаев разрешено персоналу судов. Однако, к примеру, при перевозке животных требуется постоянный проводник, наблюдающий за состоянием транспортируемого объекта.

Квалификация персонала судов должна соответствовать выполняемой работе. В наличии разрешающих документов следует удостовериться в первую очередь заказчику на выполнение работ.

Документы

Правильное оформление материальных ценностей перед отправкой на речном транспорте не менее важно, чем размещение на судне.

На начальном этапе составляется договор, который оформляет отношения между:

  • заказчиком;
  • транспортной компанией;
  • при необходимости, получателем груза.

Среди основных предметов договора выступают:

  1. Непосредственно груз: наименование, количество, особенности перевозки.
  2. Обязательства сторон: погрузка, транспортировка, выгрузка.
  3. Пункты отправления, и выгрузки, а при необходимости и хранение товаров.
  4. Сроки поставки порядок приемки материальных ценностей.
  5. Сроки выполнения договорных обязательств и нарушение условий оказания услуги.

Основным перевозочным документом является накладная.

В зависимости от маршрута и способа организации доставки груза выделяют несколько видов этих документов:

  • ГУ-1 – для перевозки сухогрузов в прямом внутреннем сообщении;
  • ГУ-2 для транспортировки контейнеров;
  • ГУ-3 транспортировка наливной нефти;
  • ГУ-7 (7а) – для перевозки товаров водно-железнодорожным способом, или только водным, в прямом смешанном сообщении.

Для оформления всех действий в пути с грузом оформляется дорожная ведомость. Документ имеет внутреннюю, путевую и финансово-учетную часть, куда заносится необходимая информация из накладной.

Здесь представлен Примерный пакет документов при речных грузоперевозках.

Речные перевозки грузов по Волге

Востребованность речных перевозок по Волге связана с широкой географией поставок. При необходимости удастся связать Усть-Лугу с Таганрогом или Астраханью. Все крупные компании по перевозке грузов по России связывают себя с волжским маршрутом.

Речные перевозки по Волге связывают 7 республик и более 15 промышленных регионов России – с протяженностью маршрутов более 6,8 тыс. км. Это стало возможным благодаря искусственным и природным переходам Волги с другими водными системами.

В одно кольцо связаны моря – Балтийское, Черное и Азовское, Белое, Каспийское. Это позволяет с небольшими затратами перемещать самые разные грузы. К примеру, только судами АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» в 2017 году было перевезено более 6,5 млн. тонн грузов.

Специфика перевозок в Волжской водной системе связана со следующими особенностями:

  1. Связка сети рек: Волга, Ока, Москва река.
  2. Наличие крупных гидроузлов: Рыбинск, Ярославль, Калуга, Москва, Кострома.
  3. Использование перевалочных баз и портов: Ярославль, Кострома, Коломна, Серпухов.

С использованием мощностей судоходства Волжского бассейна транспортируются:

  • 8/10 древесины для центрального региона;
  • 8/10 соли (из Баскунчака);
  • поволжские сельскохозяйственные культуры;
  • уголь и цемент для строительной отрасли и тяжелой промышленности.

Компании

При выборе перевозчика для доставки груза водным речным транспортом всегда следует доверять компании, имеющей действующую лицензию.

Обычно такие организации предлагают комплексные услуги, начиная с документального оформления, и заканчивая разработкой и согласованием маршрута.
Наиболее заметные на рынке организации сведены в таблицу.

Таблица 3. Компании перевозчики в речном судоходстве России.

 Наименование компании Направления деятельности Парк судов Офис компании
АО «Волга-флот»
  • грузовые перевозки;
  • нефтеперевозки;
  • туризм.
более 200 г. Нижний Новгород
ТЭК «Волга транс»
  • грузовые перевозки;
  • перевозка опасных грузов;
  • рефрижераторные перевозки.
нет информации  г. Москва
ООО «Волго-балтийская транспортная компания»
  • грузовые перевозки;
  • транспортировка речным путем в Крым;
  • услуги морского брокера.
7 типов г. Санкт-Петербург
ТЭК «Карго»
  • грузовые перевозки;
  • мультимодальные перевозки.
нет информации г. Волгоград, филиал в Волгоградской области
ТК «Регион» грузовые перевозки в 14 крупных портов Красноярского края (включая г. Игарка, г. Тура). 10 типов транспорта г. Красноярск
ООО ТЭК «ДВТК ФРАХТ»
  • грузовые перевозки;
  • паромная переправа.
нет информации г. Хабаровск

При выборе компании для транспортировки материальных ценностей следует обращать внимание на наличие собственного парка судов, действующих договоров с перевозчиками. Постоянный представитель рынка речных перевозок готов предложить предварительные расценки на услуги на собственном информационном ресурсе.

К примеру, многие из ООО «Речные перевозки» в разных городах имеют только юридический адрес, и не предоставляют достаточную информацию о своей деятельности.

Тарифы на доставку грузов по воде

Стоимость грузовых перевозок речным транспортом формируется с учетом следующих особенностей:

  • проходимого расстояния между точками загрузки и выгрузки;
  • особенностей груза;
  • времени года.

На сегодняшний день большинство компаний формируют заказы на основании предварительной заявки клиента. В среднем, оценочная стоимость доставки признается равной от 60 до 100 рублей за доставку 1 кг в зависимости от региона.

Преимущества и недостатки

Среди положительных особенностей грузовых перевозок речным флотом следует отметить:

  • сравнительно невысокая стоимость доставки;
  • широкая возможность в подборе транспорта для различных грузов;
  • возможность планирования сроков и выбора между морской и речной доставкой.

Среди недостатков выделяются:

  1. Низкая скорость доставки. Исключением является безальтернативность речного транспорта для некоторых регионов.
  2. Принципиальные требования к безопасности и экологичности. Нарушение правил перевозки грузов повлечет не только суровое наказание для перевозчика, но и серьезные экологические последствия.
  3. Ограничение сроков навигации. В отдельных регионах период судоходства не превышает 120 дней в году.

Таким образом, возможности речного судоходства не раскрыты в России до сих пор. С развитием экономических связей доставка грузов по реке сможет значительно расширить географию поставок, а также повысить эффективность собственного бизнеса.

Видео: Низкий уровень воды не повлиял на речные перевозки «Северстали».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ