Горячая линия юридической помощи
Пассажирские

Пассажироперевозки

В настоящее время пассажирские перевозки в России относятся к сферам, развитие которых предполагает существенное увеличение финансирования. Данная отрасль в целом справилась с последствиями кризиса. Однако наличный парк автобусов и других транспортных средств в значительной степени состоит из устаревших, изношенных моделей, по этой причине настоятельно требуется их обновление для повышения качества пассажирских перевозок.

Развитие услуг

В настоящее время развитие пассажирских перевозок по России сталкивается со значительными проблемами, которые перечислены в соответствующем разделе. Наиболее существенная из них — износ автобусов, а также других транспортных средств. Развитие пассажирских перевозок станет возможным только при существенном увеличении государственного финансирования. В качестве шага в направлении развития рассматривают формирование информационной системы для управления отечественным общественным транспортом. С помощью этого инструмента можно будет:
  • создать единую маршрутную сеть для страны;
  • отслеживать функционирование данной сферы;
  • сделать продажу проездных документов для различных видов транспорта полностью автоматической.
Также планируется более широко использовать отечественный навигационный сервис ГЛОНАСС для перевозок пассажиров. В России стремятся к тому, чтобы здесь он использовался наряду с популярным во всем мире GPS.

Основные документы регламентирующие пассажирские перевозки

Среди законодательных актов, которые играют важную роль в нормативном регулировании договора перевозки пассажиров, следует привести:
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Это основополагающий документ — в нем определено, что при осуществлении пассажирских перевозок во взаимодействие вступают пассажир, который также именуется фрахтователем и перевозчик, иначе фрахтовщик.
  2. Федеральный закон №220-ФЗ от 13.07.2015, которым описывается организация перевозок граждан автомобильным, а также городским электротранспортом. В этом документе определяются основополагающие аспекты деятельности данного профиля. В этом документе:
    • описывается, каким образом устанавливаются маршруты;
    • определяется порядок работы по тарифам как регулируемым, так и тем, в отношении которых регулирование отсутствует;
    • установлена процедура предоставления свидетельств о том, что получившая их организация производит перевозки по установленному маршруту.
  3. Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007 г., которым утвержден «Устав», действующий в отношении автомобильного и городского наземного транспорта.
  4. «Правила», которыми регулируются перевозки пассажиров и их багажа автотранспортом и наземным внутригородским транспортом, работающим на электричестве, утвержденные Постановлением Кабинета Министров № 112 от 14 февраля 2009 года.
  5. В частности для такси значение имеют два закона, а именно:
    • 34-ФЗ от 23.04.2012 г., которым были внесены изменения в ряд законодательных актов РФ, которыми регулировалась транспортировка пассажиров и их багажа на такси;
    • также 69-ФЗ от 21.04.2011 г.

Обеспечение безопасности

Требования техники безопасности перевозок пассажиров и грузов регламентируется соответствующими «Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов» от 15.01.2014 г., которые были приняты отечественным министерством транспорта (Приказ Минтранса РФ № 7 от 15.01.2014). Этот документ в разделе IV содержит нормы, которые относятся к тому, как добиться данной цели в отношении своих транспортных средств. Посвященные этому статьи имеют следующее содержание:
  • обеспечение безопасности транспортных средств ложится на организацию, оказывающую соответствующие услуги;
  • с этой целью при транспортировке можно задействовать исключительно те ТС, которые допущены к такому использованию в надлежащем порядке;
  • если их текущее состояние не отвечает требованиям, предъявляемым к подобным ТС, использовать их запрещено;
  • необходимо производить предрейсовый контроль перед выходом любого ТС на трассу, информация о котором сохраняется в документальной форме;
  • если он отсутствовал, то такую единицу не допускается эксплуатировать;
  • предприятие берет на себе ответственность за то, чтобы препятствовать любым незаконным посягательствам, имеющим целью нарушить ход перевозки;
  • помимо этого на него возлагается обязанность организации технического обеспечения и ремонта находящихся в его распоряжении ТС.
Также в этих «Правилах» присутствуют разделы, в которых включены непосредственно нормы, относящиеся к перевозкам пассажиров:
  1. Организация, осуществляющая транспортную деятельность, обязана снабдить водителя документами, в том числе схемой маршрута и расписанием и следить, чтобы он в пути неукоснительно их придерживался.
  2. Документация для ИП, как и для организаций включает четко установленный перечень таких бумаг.
  3. Не разрешены остановки в тех местах, где подобной схемой они не предусмотрены.
  4. Если на пути ТС находится переезд через железную дорогу, то движение в этой точке осуществляется по согласованию со структурой, которая такой переезд контролирует.
  5. Багаж пассажиров требуется перевозить не в салоне, где находятся пассажиры. Допускается его транспортировка:
    • в особых отсеках;
    • в специализированных авто, предназначенных для этой цели;
    • в прицепах.
  6. При транспортировке груза выполняется договор страхования перевозки.
  7. Организации вменяется в обязанность производить анализ выполнения рейсов, за которые она несет ответственности, в частности причин отклонения от графика.
Контроль за соблюдением этого нормативного акта выполняет Ространснадзор. Нарушение правил пассажирских перевозок ведет к существенным санкциям против проштрафившейся компании.

Медосмотр водителя

Предрейсовое медицинское освидетельствование водителей на пассажирских перевозках — это обязательное требование к компании. Если эта процедура не была произведена, то быть допущен к работе он не может, подобную норму включает и трудовой договор водителя. Соответствующая норма содержится в таких нормативных актах, как:
  1. Трудовой кодекс (статья 213).
  2. Федеральный закон №196-ФЗ от 10.12.1995.
  3. Письмо Министерства здравоохранения от 21.08.2003 «О предрейсовых осмотрах».
Во время этой процедуры устанавливают:
  • в каком состоянии здоровья на этот момент находится водитель;
  • не присутствует ли у него чрезмерное утомление;
  • не находится ли он в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • не принимал ли он иные вещества, в том числе не запрещенные, но которые могут помешать его быстрой и адекватной реакции на происходящее;
  • нет ли у него похмельного синдрома.
Если хотя бы одно из перечисленных явлений имеет место, то работать в этот день на трассе водителю не разрешают, поскольку требования техники безопасности это запрещают. В отношении предрейсовой проверки действуют следующие правила:
    1. Она непосредственно включается в рабочее время сотрудника;
    2. Производится в особом кабинете на предприятии, размер которого по санитарным правилам не может быть менее 12 квадратных метров. Альтернативный вариант — это направлять сотрудников в медицинское учреждение
    3. Во время процедуры выполняют следующие действия:
      • внешний осмотр:
        • ротовой полости;
        • слизистых оболочек глаз;
        • зрачков, у которых проверяют реакцию на раздражители;
        • кожных покровов.
        • опрос самого сотрудника относительно его самочувствия, а также психологического состояния, настроения.
      • измерение:
        • пульса;
        • артериального давления, при этом если данный работник страдает гипертонией, то для него могут быть определены более высокие, нежели в стандартном случае нормы артериального давления, при которых допускается его выезд на трассу, они устанавливаются на основе среднего арифметического, вычисленного от показаний в течение 10 дней;
        • дополнительно могут быть выполнены экспресс-анализы крови и мочи, но лишь в том случае, когда это необходимо вследствие подозрения на нахождение под воздействием алкоголя либо наркотиков.
    4. В стандартном случае длительность процедуры занимает не более четверти часа, если необходим экспресс мочи или крови, то к этому промежутку нужно прибавить еще 20 минут.
    5. Если вышеприведенные исследование дали неудовлетворительный результат по любому из критериев, не соответствующий СанПиН, то на трассу сотрудника не допускают.
    6. все результаты всех предрейсовых осмотров фиксируются документально, они должны быть внесены:
      • в журнал, отведенный для результатов подобных осмотров;
      • в путевой лист водителя, в который ставится штамп о допуске.
Помимо этого, водители, которые занимаются перевозкой пассажиров, должны проходить также послерейсовый осмотр, договор найма водителей включает соответствующее положение. В законодательстве к медицинским работникам и структурам, которые осуществляют подобную деятельность, предъявляются определенные требования:
      • врач, который находится в штате транспортного предприятия согласно трудовому соглашению, должен быть сертифицирован, но лицензию ему получать не нужно;
      • если компания заключает договор со сторонней организацией, то это может быть как поликлиника или больница, так и структура, которая осуществляет только деятельность такого рода, ей необходимо располагать лицензией;
      • допускается отмена лицензии в отношении юридического лица, чьи сотрудники выпускали на трассу водителей, не производя надлежащего осмотра;
      • допускается, чтобы подобную лицензию получила и сама транспортная компания, большая структура в этом случае может оказывать услуги по проведению осмотра компаниям меньшей величины.

Основные проблемы

К основным проблемам, которые существуют в сфере пассажирских перевозок в настоящее время, необходимо отнести следующие:
      • существенная изношенность автобусного парка, который обновляется относительно медленно;
      • нехватка дорог, недостаточное покрытием ими территории страны, по показателю их плотности Россия уступает развитым государствам, потребность в пассажирских перевозках не удовлетворяется полностью вследствие данного дефицита;
      • в частности в городах отсутствуют действенные программы, направленные на развитие уличной сети;
      • для государственных предприятий — недостаточный размер тарифов для окупаемости, перевозки по цене, установленной для этих компаний сверху, не окупаются;
      • маршрутные такси, находящиеся в частных руках, ведут максимально агрессивную конкуренцию за пассажиров, в ее процессе их водители управляют автомобилем опасным образом, гораздо чаще совершая перестроения, что ведет к многочисленным аварийным ситуациям;
      • далекий от идеального сервис для пассажиров, выбравших перевозки общественным транспортом;
      • не налажен общественный контроль за качеством оказания услуг в этой сфере.
Таким образом, государство регламентирует пассажирские перевозки, устанавливая правила для оказывающих эти услуги организаций, в том числе относящиеся к транспортным средствам и водителям. Перед отправлением любой единицы в рейс требуется осмотреть сам автобус или иное ТС и оценить состояние водителя.

Видео: Пассажирские перевозки.