Правила жд перевозок опасных грузов

0
Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам.

Перевозка опасных грузов любым видом транспорта требует соблюдения большого количества требований со стороны исполнителя услуги, владельца груза и контролирующих органов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Учитывается это и при транспортировках железнодорожным сообщением в рейсах по стране и за ее пределами.

Регулирующие документы

При оформлении разрешительных документов и сопроводительных на опасный груз в законодательстве Российской Федерации принимаются ко вниманию следующие документы:

  1. Закон о железнодорожном транспорте РФ № 17 от 10.01.2003 г.
  2. Гражданский кодекс РФ № 14 от 26.01.1996 г. с ред. от 23.05.2018 г.
  3. Устав РЖД, утвержденный 10.01.2003 г. № 18.
  4. Стандарт ГОСТ 19433-88 согласно постановления СССР № 2957 от 19.08.1988 г.
  5. Правила перевозок ОГ по железной дороге 05.04.1996 г. с изм. 19.05.2017 г.

Требования к водителям и персоналу

Как известно, опасные вещества могут провоцировать серьезные последствия для окружающей живой природы.

Они вредны:

  • риском возгорания;
  • риском отравления;
  • последствиями, которые могут быть безвозвратными.

Характеристики многих категорий ОГ отличаются чувствительностью к изменениям температуры, что требует обеспечения нужных пределов, ограничения соприкосновения с другими материалами. Это учитывается в установленных требованиях не только для перевозок по России, но и по другим странам.

По указанным причинам многие требования в законодательстве рассчитаны для персонала, водительского состава жд-транспорта.

Маршрут составляется удаленно от населенных пунктов, а скоростные режимы на определенных участках ограничиваются.

Учитываются и особые характеристики груза, к которым применяются специальные условия для транспортировок.

Работники, задействованные в работах, касающихся осуществления подготовки товара, его загрузки, выгрузки и непосредственной перевозки должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Возраст от 21 года.
  2. Перед началом работы обязательно прохождение медосвидетельствования.
  3. Окончание специальных курсов по работе с опасными грузами, аттестация по ним (особо важно проведение внепланового обучения при появлении нововведений).
  4. Получение специального удостоверения на обслуживание специализированных вагонов или контейнеров.

Обязательным является наличие в штате компании, выполняющей работы по доставке опасных грузов, консультанта, специализирующемся на данном вопросе. Процесс обучения проводится в учебном заведении или на курсах подготовки, переподготовки.

Для этого разрабатывается и утверждается программа, содержание которой согласовывается с территориальной инспекцией, контролирующей работу ЖД транспорта Госгортехнадзора. Также в процессе учитываются правила указанной структуры, и МПС РФ.

С периодичностью в год требуется проверка знаний сотрудников. Внеплановая проверка требуется в таких случаях:

  • происходит смена места работы, но не специализация;
  • вносятся изменения в установленную инструкцию;
  • в связи с предписаниями Госгортехнадзора или лиц, ответственных за контроль по техническому состоянию, безопасность вагонов, контейнеров.

Допускаются к самостоятельной работе по обслуживанию вагонов с ОГ или контейнерами сотрудники на основании оформления приказа, разрешающего данный вид работ.

Условия безопасности для вагонов и контейнеров

Для обеспечения безопасной эксплуатации вагонов и контейнеров с опасными грузами допускается использование исправных емкостей.

Принадлежать они могут:

  • объединению;
  • быть в собственности частных фирм;
  • находиться в аренде.

Допускаются к эксплуатации и универсальные вагоны, контейнеры жд-парка МПС РФ. Категория вагонов и контейнеров по типу определена нормативной документацией к данному виду товара.

Перед использованием по назначению необходимо согласование с МПС РФ и Госгортехнадзором России. Особые правила установлены и для перевозки опасных грузов в цистернах.

Перечень необходимых условий:

  1. На вагоны наносится маркировка специальными знаками и надписями, отражающая особенности перевозимого груза, характеристики.
  2. Используется отличительная окраска.
  3. Проверяется исправное состояние.
  4. В день погрузки необходимо провести техобслуживание, проверку на исправность.
  5. При осмотре должны присутствовать сотрудники вагонного хозяйства железной дороги.
  6. Выполняется фиксация данных по осмотру вагонов работниками РЖД.
  7. Для перевозки ОГ 1, 2 класса применяются вагоны с колесными парами подшипников качения, композиционной тормозной прокладкой.
  8. Каждый вагон оснащается дополнительными приспособлениями для выполнения крепежа груза, при этом необходима инструкция по их использованию.
  9. Для безопасных рейсов контейнеры должны соответствовать установленным стандартам и условиям эксплуатации.
  10. Контейнеры должны загружаться товарами согласно их спецификации.

Требования при использовании локомотивов заключаются в обеспечении:

  1. Использования на участке обращения, кроме случаев оформленного разрешения от начальника станции.
  2. Соответствия ПТЭ и госстандартам.
  3. Установленной автоматической сигнализации, устройства измерения скорости, автоскопа и других приспособлений, необходимых для обеспечения безопасности, искроулавливания, маневренной радиосвязи, приспособлений пожаротушения.
  4. Электровозы в обязательном порядке оснащаются противопожарными устройствами по нормам МПС, комплектами АДР согласно требований ДОПОГ.
  5. Проведение планового техосмотра 2 раза в год. Обычно для процедура осуществляется в осенний и весенний период (перед зимой и после нее).

Важно! Бригада по работе со средствами для перевозки опасных грузов обязательно должна не только пройти обучение на соответствующий вид работ, но и испытана на фактические знания правил.

Требования к таре и упаковке

Груз, перевозимый по железной дороге, включая опасный, должен помещаться в тару, быть упакованным в соответствии со стандартами на каждую категорию, ГОСТ 26319-84.

Обязательны условия – исправность, прочность всех видов тары, упаковки, что должно обеспечивать защиту от утечки, высыпания, быть инертным (не вступать в реакцию) с содержимым.

Также должны выполняться другие условия:

  1. Герметичность требуется для ядовитых веществ, легко возгораемым.
  2. Стеклянная тара устанавливается в твердые деревянные, пластиковые, металлические ящики. Пространство между емкостями прокладывается впитывающим материалом, который устойчив к возгоранию. При упаковке небольшими партиями используются картонные упаковки, гофрокартон.
  3. Груз должен иметь обечайку, вкладыши, перегородки, решетки, амортизаторы, прокладки. Ящики подбираются так, чтобы стенки были выше содержимого на 5 см.
  4. ОГ в мешках, картонных ящиках из гофрированной бумаги транспортируется вагонами. При этом упаковка должна быть жесткой. Подходит для этой цели бочки, ящики, металлические или фанерные барабаны.
  5. Не превышать допустимый предел заполнения тары.
  6. Размещать несколько разных по наполнению упаковок с грузом возможно, если это предусмотрено правилами перевозки. Каждый вид упаковывается индивидуально, отделяясь местом в ячейке. При этом общий вес поклажи не должен превышать 50 кг.
  7. Для рейсов в район Крайнего Севера, другие трудные для проезда регионы применяется тара, соответствующая требованиям ГОСТу 15846-2002.
  8. Если перевозится жидкость в вагонах, обеспечивается наличие запасной тары, которая требуется на случай повреждения основной.
  9. Для маркировки ОГ на железной дороге используются нормы ГОСТ 14192-77 и 19433-88.

Документы

В требованиях по наличию документов относительно груза, который планируется перевозить по железной дороге, есть как основные, дающие право выполнять данный вид работы, на содержимое вагонов, и дополнительные, позволяющие использовать тару по назначению, другое.

Они должны быть в наличии у владельца груза, организации, предоставляющей услугу транспортировки и у обслуживающего персонала.

Разрешительные

Одним из основных документов для железной дороги, требующихся для перевозки ОГ, является лицензия.

Чтобы ее получить, требуется собрать пакет документов, в который входит:

  • разрешение из Минтранспорта РФ;
  • разрешение Министерства внутренних дел.

Документы для отправителя груза, предоставляемые за сутки до отправления груза:

  • накладная на груз с кодом ОГ, номер аварийной карточки;
  • разрешение от начальства станции;
  • договор на оказание услуг;
  • путевой лист и бланк маршрута.

После получения разрешения в накладной проставляется дата доставки, срок нахождения на станции.

В накладной указывается:

  • код ОГ;
  • название;
  • номер аварийной карточки;
  • номер по номенклатуре ООН.

Сопроводительные

Перечень дополнительных документов, подтверждающих законность перевозки:

  • свидетельство техсоответствия вагонов;
  • удостоверение о выполнении ремонта, переоборудовании вагона в соответствии с требованиями для перевозки ОГ;
  • акт технической экспертизы для нового вагона.

Скачайте здесь Бланки сопроводительных документов в формате Word.

При перевозке составов с военной техникой или содержимым, относящимся к их ведомству, обязательно сопровождение охраной от отправителя или получателя. В таком случае требуются и дополнительные документы.

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам

Требования к перевозке опасных грузов по железной дороге приведены в новых Правилах перевозки опасных грузов по железной дороге (протокол от 05.04.96 N 15), в которые внесены изменения 19.05.2017 г., и в которых отражены новые документы по безопасности.

При выполнении рейсов учитываются разные направления работы, касающиеся:

  • упаковки;
  • маркировки;
  • товарного соседства;
  • разгрузки и погрузки;
  • провоза с учетом контроля скоростного режима на участках, требующих выполнения сложных маневров, ограничения проезда на участках со спусками, так как ля некоторых грузов это запрещено делать;
  • действий во внештатных, аварийных ситуациях.

Так, при размещении в вагоне следует учитывать:

  1. Нормы технических условий погрузки, крепежа. Способ размещения должен быть утвержден с руководством РЖД. Материалы крепежа выбираются инертные к грузу.
  2. Если используются баллоны, проверяется их исправность. Они должны быть окрашены в отличительный цвет. Расположение – горизонтальное, защитными колпачками в одну сторону. Вертикально ставить их запрещается.
  3. Доски для защиты от соприкосновения перед укладкой пропитываются защитными от воспламенения растворами.
  4. Запрещается располагать рядом опасные и неопасные товары.

Сопровождение

Обязательное сопровождение ОГ требуется не для всех категорий грузов. Не принимаются для отправки без оформления сопровождения специалистами проводниками от грузоотправителя или получателя категории п. 1.5 правил.

Они относятся к нумерации по алфавитному указателю:

  • 2, 2а;
  • 5, 5а, 5б.

Отправитель груза обязан предоставить сопровождающему персоналу средства индивидуальной защиты, такие, которые требуются в случае возникновения аварийных ситуаций.

При сопровождении военными, их проезд должен распространяться только по территории страны. Проезд за пределы происходит соответственно пограничным соглашениям станций.

Наказание при несоблюдении законодательства

О наказании за несоблюдение правил перевозки опасных грузов по железной дороге говорится в самих правилах и ст. 12.21.2 КоАП РФ. Рассмотрим разные варианты нарушений и ответственность, предусмотренную по ним.

Таблица. Штрафы за нарушение правил провоза опасных грузов по железной дороге в России.

 Нарушение  Наказуемое лицо, цена (руб.)
 Водитель/машинист  Должностное лицо  Юридическое лицо
 Превышен объем, нет маркировки  1 000 – 1 500  5 000 – 10 000  150 000 – 250 000
 Нарушения требований по перевозке  2 000 – 2 500, устранение от управления на 6 месяцев  15 000 – 20 000  400 000 – 500 000

Требования по работе с опасными грузами созданы для обеспечения выполнения необходимых перевозок с целью создания максимально безопасных условий труда и выполнения поставленной задачи по транспортировки ОГ.

В этом вопросе важно не только предоставлять необходимые бумаги, соблюдать требования инструкций, техники безопасности, но и понимать существенность возможных последствий в случае возможных аварий.

Видео: Урок 9 Движение транспортного средства перевозящее опасные грузы.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ