Нарушение правил перевозки грузов

Что грозит за нарушение правил перевозки грузов

0
Нарушение правил перевозки грузов.

Условие нарушения правил перевозки грузов затрагивает не только перевозчика, но и заказчика и грузополучателя. Например, несоблюдение элементарных сроков принятия скоропортящегося товара, может привести к его порче.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Это сведёт на нет все действия, выполненные исполнителем и заказчиком, а так же может стать причиной длительного судебного разбирательства между сторонами.

Факторы риска

Перевозка грузов является одной из наиболее развитых и успешно развивающихся отраслей российского малого предпринимательства. Это объясняется тем, что она используется в качестве связующего звена между производителем и поставщиком сырья с одой стороны или покупателем с другой.

При этом, данное направление регулярно подвергается множеству рисков, которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Одним из основных факторов можно назвать человеческий. На первый взгляд возникновение штатной ситуации, предусмотренной трудовым законодательством может привести к срыву условий сделки, а значит возникновению ответственности исполнителя перед грузоотправителем. В качестве примера можно привести вариант внезапного заболевания водителя и отсутствие его замены. В этом случае, перевозчик попадает под вышеупомянутый риск неисполнения своих обязательств.
  2. Не меньший риск затрагивает техническое состояние транспортных средств перевозчика. Не стоит объяснять, что свойство «ломаться» присуще даже новым механизмам, поэтому гарантии от этого быть просто не может.
  3. Не менее значимым можно выделить фактор, подразумевающий слабую законодательную базу:
    • если взять в пример аналогичную ситуацию, происходящую в Европе, здесь взаимоотношения сторон регулируются согласно требованиям Конвенции о договоре транспортировки груза автомобильным транспортом. Документ, помимо общих требований, ограничивает размер максимального лимита ответственности перевозчика перед заказчиком в случае ущерба, принесённого в виде частичной или полной утраты товара. Его величина не должна превышать 8,93 евро за 1 кг;
    • Российское законодательство определяет стоимость груза размером, указанным в счёт фактуре или договоре. При этом материальная ответственность транспортной компании прописана тексте ст. 796 ГК РФ. Хотя, в данной ситуации именно она и является наиболее уязвимой с точки зрения происходящего. Причём в ряде факторов отрасль подвергается риску, не зависящему от перевозчика.
  4. Ещё одни условием, влияющим на несовершенство отношения российских перевозчиков к страхованию груза это недоверие к страховщику:
    • несмотря на широкий перечень компаний, занимающихся данной деятельностью и предоставляющих аналогичные услуги, при возникновении страхового случая, каждая из них стремится отказать в выплате или в худшем случае, снизить её размер. В большинстве случаев они добиваются своего, так как со стороны закона имеют большую защиту, чем перевозчик или грузоотправитель;
    • таким образом, небольшие транспортные компании игнорируют страхование груза, принимая всю ответственность на себя;
    • позволить приобретение полиса могут лишь крупные логисты, компенсирующие его стоимость за счёт объёма перевозок.

С другой точки зрения риск можно охарактеризовать по иному:

  1. Объективный – попадание под стихийное действие (землетрясение, ураган, наводнение, извержение вулкана, экологическая катастрофа), сюда относится и политический, а так же военный риск.
  2. Субъективный – предусматривающий участие человеческого фактора. В свою очередь он разделяется на 2 категории:
    • целенаправленный (мошенничество, грабёж, разбой, хулиганство, кража и иные действия за которые предусмотрена уголовная ответственность);
    • непредумышленный, допускающий возникновение внештатной ситуации, произошедшей без злого умысла (ДТП, пожар, ошибки транспортировки, например перевозка насыпного груза без борта).

Правила обеспечения безопасности

Данный перечень определяется индивидуально для каждого вида транспортного сообщения:

  1. Морская контейнерная перевозкаПриказом Минтранса от 21.04.2003 г. № ВР-1/п.
  2. В отношении железнодорожного транспорта действуют правила, предусматривающие транспортировку опасных веществ – прописанные в Постановлении Госгортехнадзора России № 50 от 16.08.1994 г.
  3. Воздушное сообщение тоже, регулируется в отношении грузов, имеющих классификацию «Опасные». Здесь действует Приказ Минтранса от 05.09.2008 г. № 141.
  4. Автомобильные грузоперевозки находятся в юрисдикции Приказа Минтранса от 15.01.2017 г. № 7, приводящего ключевые моменты, на которые, при отправлении в рейс, следует обратить пристальное внимание:
    • требования касающиеся запрета погрузки груза сверх нормы (перегруз) и выступающего за габариты;
    • условия, затрагивающие специфические особенности выполнения погрузочных работ и фиксации в кузове;
    • факторы, не допускающие использование конкретного транспортного средства для осуществления перевозки груза;
    • требования к элементам фиксации товара в кузове и правила их использования;
    • характеристики, предусматривающие безопасность осуществления рейсов с крупногабаритными и тяжеловесными грузами;
    • критерии и ссылки на иные международные законодательные акты при транспортировке опасных грузов.

Кем и как обеспечивается защита

Руководство транспортной компании понимает свою ответственность за сохранность груза и исполнение обязательств за исполнение условий заключённого соглашения. Повлиять на беспрепятственное выполнение всех действий напрямую в момент нахождения автомобиля в пути они не могут.

Поэтому перед каждым рейсом осуществляются подготовительные работы, включающие в себя следующее:

  1. Разработка плана и схемы маршрута.
  2. Техническое обслуживание транспортного средства и прицепного устройства при его наличии. Полученные в результате его проведения сведения должны фиксироваться в путевом листе на основании требований п. 29 «Правил обеспечения безопасности перевозок», прописанных в Приказе Минтранса от 15.01.2014г. № 7.
  3. Предрейсовый инструктаж водителя, производящийся под роспись согласно условиям п.17 – 21 вышеупомянутого Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014г.
  4. Оформление сопроводительной документации, получение разрешений и согласование маршрута с рядом инстанций (при перевозке опасных и крупногабаритных грузов).

Несоблюдение любого из перечисленных пунктов влечёт снижение безопасности грузоперевозок, и увеличивает риски для грузоперевозчика. Например, транспортировка без сопроводительных документов может превратиться в большую проблему для водителя, перевозчика и грузоотправителя.

Единственным условием, когда можно отказаться от них это когда за перевозку груза физическим лицом отвечает сам собственник, а товары перевозятся для личного пользования без преследования коммерческих интересов.

Также в данной ситуации допускается исполнение обязательств без договора и товарно-транспортной накладной.

Если говорить о том, кто должен обеспечивать снижение рисков, здесь необходима работа всей команды логистов, задействованных в предоставлении услуги:

  1. Руководство компании – выполнением ряда работ направленных на организацию процесса.
  2. Водитель – соблюдением правил безопасности дорожного движения, режима труда и отдыха, а так же условиями, прописанными в его должностной инструкции. Помимо этого, на него может возлагаться ответственность экспедитора по перевозке груза если он совмещает его обязанности.
  3. Диспетчерский центр обеспечивает непрерывную связь с транспортным средством, находящимся на маршруте и фиксирует прохождение контрольных точек с помощью системы спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.

Для увеличения безопасности грузоперевозок, крупные логистические компании имеют квалифицированных сотрудников, специализирующихся на анализе возможных рисков. Официально данная должность называется консультант по безопасности перевозок.

Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов

Правовое регулирование данного вопроса осуществляется рядом статей Гражданского Кодекса РФ ФЗ № 14 от 26.01.1996 г.:

  1. Ст. 785 «Договор перевозки груза».
  2. Ст. 794 «Ответственность перевозчика за неподачу ТС и грузоотправителя за их неиспользование».
  3. Ст. 796 «Ответственность грузоперевозчика за утрату, порчу либо повреждение грузов».

Порядок предоставления исков и претензий определён в статье 797 ГК РФ, приводящей ссылки на транспортный Устав и Кодекс, предусматривающие в своём содержании ответственность нарушителя, которая происходит путём наложения меры наказания в качестве возмещения понесённого ущерба, взыскания штрафа либо иной меры наказания.

В данной ситуации следует отдельно отметить контроль соблюдения требований безопасной перевозки опасных и крупногабаритных грузов:

  1. Штрафные санкции за данные административные правонарушения достаточно впечатляющие, так как единственная ошибка водителя может привести к чрезвычайным последствиям, вплоть до экологических катастроф.
  2. Например ст. 12.21.2 КоАП РФ предусматривает штраф в размере, определяющемся в зависимости от того, на кого именно он накладывается.

Таблица. Наложение взыскания в соответствии со ст. 12.21.2 КоАП РФ.

 Кто нарушитель  Размер санкций
 Водитель  1 000 – 1 500 руб.
 Должностное лицо ответственное за транспортировку  5 000 – 10 000 руб.
 Юридическое лицо  150 000 – 250 000 руб.

Страхование обязательств

С момента загрузки товара в транспортное средство перевозчика на него возлагается ответственность за его сохранность. Для того, чтобы снизить сумму возможной компенсации на его утрату или порчу, логистическая компания может воспользоваться страховкой, покрывающей факт ответственности или направленный непосредственно на груз.

Сумма возмещения в данной ситуации определяется исходя из базовых тарифов, характеризующихся в зависимости от объёма и типа товара.

Также на стоимость полиса могут влиять следующие факторы:

  1. Вид используемого транспортного сообщения.
  2. Маршрут по которому планируется прохождение ТС.
  3. Длительность полиса (период страхования).
  4. Максимальная сумма возмещения.

Под понятием страхового случая подразумеваются непредвиденные обстоятельства, которые могут произойти в момент перевозки и повлекшие за собой частичную или полную порчу либо утрату партии. В этом случае используется математическая схема произведения расчётов понесённых убытков и выплаты компенсации.

Если рассматривать полис страхования гражданской ответственности, здесь получение страховой компенсации допускается в следующих случаях:

  1. Утрата или повреждение груза из-за неисправности транспортного произошедшего ввиду некоторых ситуаций:
    • ДТП;
    • пожар;
    • взрыв;
    • разрыв сцепки прицепного устройства;
    • неаккуратные обращения с грузов в результате погрузо-разгрузочных работ;
    • несоблюдение условия перевозки и хранения.
  2. Хищение или иные противоправные действия третьих лиц.
  3. Несвоевременная или территориально некорректная доставка при неверно составленной документации.
  4. Несоблюдение сроков внесения сборов, налогов и пошлин, которые предусмотрены нормативными актами РФ.
  5. Ситуация, когда груз был квалифицирован как средство нанёсшее телесное повреждение имуществу или здоровью третьих лиц. Например срыв в платформы и повреждение автомобиля, двигающегося в параллельном потоке.

Несмотря на то, что за нарушение правил перевозки грузов ст. 12.21 КоАП РФ п.1 предусматривает штраф в размере всего 500 руб., несоблюдение установленных требований может привести к более серьёзным последствиям, которые повлекут к иным штрафным санкциям, предусмотренным законодательством.

К ним может относиться, как мера наказания при перевозке крупногабаритных или опасных грузов, так и неисполнение обязательств, предусмотренных договором транспортировки.

Видео: Водители крупногабаритных машин нарушают правила перевозки грузов.

NO COMMENTS

LEAVE A REPLY