Мультимодальные (смешанные) перевозки

0
Мультимодальные перевозки.

Международная торговля приобретает все более глобальные масштабы. Это связано как с ростом производства и образованием новых индустриальных рынков, так и с совершением торговых операций по всему миру.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Участие разных видов транспорта для осуществления грузовых перевозок трудно переоценить.

Что это означает

В терминологии грузовых перевозок применение двух и более видов транспортных средств принято рассматривать как смешанный способ. Но в случае с мультимодальной схемой все обстоит не так просто.

К понятию мультимодальная перевозка грузов относят такой ее вид, когда в процессе участвуют несколько из разных видов транспорта:

  • водный;
  • воздушный;
  • железнодорожный;
  • автомобильный.

Сопутствующая перегрузка грузов, как правило, происходит в специализированных терминалах. Подрядчик, взявшийся за доставку груза, несет комплексную ответственность и взаимодействует с другими контрагентами, осуществляющими часть заказа.

С учетом возможных множественных стыковок по разным видам транспорта и пунктам перегрузки, процесс мультимодальной транспортировки – это сложный процесс организации с позиции планирования маршрута. Ведь оптимальный график с сокращением времени перегруза отражается как на сроках исполнения, так и на затратах на доставку.

В чем отличия мультимодальных от интермодальных перевозок

Понятия «Интер» и «Мульти» не так легко разделить в грузовом потоке. В первом случае угадывается понятие «международный», а во втором – читается, что перевозки «комбинированные».

В то же время, оба названия прямо указывают, что перевозки легко укладываются в понятие смешанная грузовая перевозка.

Если изучить авторов по экономической литературе (к примеру, К.В. Холопов), то там понятие «Международная смешанная перевозка» дано в форме определения, при наличии двух условий:

  • применение не менее двух видов транспорта;
  • страна отправления и доставки не является одной страной.

На первый взгляд разница здесь не такая большая.

На самом деле по опыту грузовых перевозок отличия более сложные и выражаются в следующих особенностях:

  1. Содержание договора. В мультимодальной перевозке владелец груза заключает договор с оператором, осуществляющим доставку. Оператор с каждым из перевозчиков имеет договор, и остается согласовать только сроки транспортировки, перегрузки. В случае интермодальной модели заказчик напрямую связан с перевозчиками, включая организацию процесса, и взаимодействует с каждым из них. Полная ответственность лежит также на нем.
  2. Перевалка груза. Мультимодальная перевозка подразумевает не только использование разных видов транспорта, но и разную тару для груза. Интермодальная схема предполагает использование одной тары, например, контейнера, когда происходит только перевалка груза в оговоренных местах.

Каждый из видов имеет право на свое существование.

Выбор типа зависит от:

  • объемов грузов;
  • регулярности доставок;
  • удаленности региона;
  • не стоит забывать и про такую категорию, как негабаритные грузы.

В некоторых случаях формирование сборного груза удешевляет стоимость доставки. В то же время, крупные компании при больших объемах заинтересованы в скорости доставки, простоте отслеживания груза, гарантии его сохранности.

Классификация

Все грузовые потоки грузов ввиду использования разных видов транспорта, выступают с позиции использования нескольких видов транспорта и в моно версии:

  1. Морские или водные перевозки. В редких случаях заказчик и получатель связаны одной водной артерией. В то же время, условий мультимодальности не выявляется, если доставку в порт Заказчик организовал своим транспортом.
  2. Железнодорожные мультимодальные грузовые потоки. Использование оператора, например, РЖД, является преимущественным. Вторым транспортом зачастую становится автотранспорт или водные виды. К таким перевозкам зачастую прибегают при перевозке негабаритных грузов, насыпных – зерно, уголь, лес.
  3. Авиа мультимодальные перевозки. Не имеют весомого процента на рынке. При необходимости их использования следует доверяться проверенным операторам, регулярно использующим воздушные суда. В противном случае пострадает не только цена на услугу, но возможные сокращения в сроках доставки не оправдаются. Крупные операторы не редко имеют свой автопарк, что позволяет проводить удобную и быструю перегрузку грузов.
  4. Использование автопоездов в чистом виде не часто попадает в мультимодальные. Такая схема предполагает забор груза у нескольких мелких поставщиков, с применением последующего объединения груза и доставки большегрузным транспортом. Успешным примером реализации является беспошлинная торговля в странах Европейского Союза, а также странах ЕАЭС. Хотя в последнем случае такие процессы только начинают свою практику.

Еще одним примером успешности мультимодальных перевозок стали пассажирские поездки автотранспортом. К примеру, далекий автобусный переезд редко проходит по прямому маршруту.

Нормальной стала практика пересадки пассажиров со сборных рейсов для дальнейшей поездки в Бресте, Варшаве, Ганновере и других транзитных городах. В последнее время получил развитие и транзит пассажиров в пригородном сообщении.

К примеру, собственных пассажиров авиаперевозчик доставляет на один из железнодорожных или автовокзалов в мегаполисе. Это позволяет расширить собственный рынок клиентов и географию обслуживаемых регионов.

Примеры компаний на рынке

Поиск компаний, оказывающих услуги по принципу мультимодальности, следует проводить не только среди отечественных компаний.

При выборе компании ориентируйтесь на такие простые критерии, как:

  • репутация;
  • скорость;
  • качество;
  • цена.

Иногда стоит обратить внимание на разумный баланс из приведенных показателей. Стоит разделять компании, которые имеют собственные логистические центры от логистических компаний, не занятых в транспортировке.

Также не самое хорошее решение – обращение в молодую компанию, не имеющую наработанных схем и надежных перевозчиков. В качестве примеров успешных компаний будут приведены компании с учетом нескольких критериев.

Таблица. Успешные компании на рынке мультимодальных перевозок.

Компания Место регистрации/офисы Услуги Комментарии, особенности Информационный ресурс
Шерл Москва/22 в РФ Все виды транспорта;
сборные грузы;
контейнерные перевозки;
негабаритные грузы.
На рынке с 1993 года. Функциональный ресурс с калькулятором предварительной стоимости.
ASSTRA Беларусь Все виды транспорта;
сборные грузы;
негабаритные грузы;
таможенные услуги.
На рынке с 1993 года;
любые партии груза «от двери до двери.
Один из наиболее удобных информационных ресурсов.
ООО
«Мультимодал»
Москва Автотранспорт;
авиаперевозки;
таможенное оформление;
оформление экспорта.
На рынке с 2006 года; разветвленная сеть агентств; любые виды грузов. Функциональный удобный в использовании ресурс.

При выборе перевозчика следует собрать и дополнительную информацию с учетом некоторых советов:

  1. Информация о контрагентах. Серьезный генеральный подрядчик предоставит сведения о партнерах, чтобы заказчик получил всю объективную информацию.
  2. Понятный контракт. При заключении основного документа не должно быть противоречивых пунктов, любых замысловатых оговорок.
  3. Четкое определение стоимости и сроков. При существовании некоторых оговорок, как риски, обстоятельства непреодолимой силы, их следует оговаривать в отдельной части договора, не затрагивая вопросы сроков и стоимости.

Пакет документов при заключении договора на транспортировку грузов

Документальному оформлению следует уделить пристальное внимание. Это позволит не только избежать штрафных санкций, но и позволит защитить груз от ареста.
Пакет документов формируется с учетом вида транспорта.

Однако основным документом является договор на перевозку груза. Этот документ не только подтверждает факт начала исполнения обязательств и законность погрузки, разгрузки груза, но и определяет сроки доставки, хранение при необходимости, и оплату.

При использовании отдельных видов транспорта также понадобятся:

  1. Железнодорожная перевозка: оформляется накладная, которая является основным документом. Первичными учетными документами в пути являются перевозочные документы: транспортная железнодорожная накладная или пассажирский билет (ст. 2, Устав железнодорожного транспорта, 10.01.2003 г., №18).
  2. Авиатранспорт: кодекс РФ от 19.03.1997 г., № 60, имеет статус Федерального закона) разграничивает понятия внутренней и международных перевозок. Оформляется накладная на груз. При необходимости оформляется договор воздушного чартера на один или несколько самолетов.
  3. Водный транспорт: с учетом международных нормативных документов, наряду с договором для сопровождения груза выдается коносамент, который имеет два экземпляра.

Пакет документов для перевозок автотранспортом определяет маршрут, характер груза.

Среди основных документов выделяют:

  1. Федеральный закон №87 (от 30.06.2003 г.) – «О транспортно-экспедиционной деятельности».
  2. Постановление Правительства №554 (от 08.11.2006 г.) – «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».
  3. Постановление Правительства №1208 (от 30.12.2011 г.) – «Правила перевозки грузов авто…».

Дополнительно стоит доверить ознакомление с договором и пакетом документов юристу или узкому специалисту в сфере грузового транспорта.

Преимущества

При рассмотрении отдельных преимуществ, привлекательность мультимодальных перевозок обеспечивается за счет:

  1. Упрощения документооборота. К примеру, при необходимости доставки груза с участием нескольких посредников, документы готовит основной исполнитель, что снижает риск ошибки.
  2. Сокращения транспортных издержек. В масштабных компаниях транспортные расходы сокращаются за счет оптимизации сроков доставки, удельной составляющей на перевозки в стоимости товара.
  3. Сроков доставки. Подрядчик самостоятельно подберет маршрут с учетом сезона года, тарифных предложений.
  4. Сохранности груза. Использование преимущественно контейнеров в мультимодальных перевозках обеспечивает высокую сохранность груза. Сюда стоит отнести и налаженную работу в крупных портовых терминалах.

Возможные недостатки

Практика мультимодальных перевозок не демонстрирует системных сбоев в организации грузовых потоков. При этом система нормально работает как на грузах из Китая, так и на внутри региональных линиях.

Среди кратковременных сбоев выделяются:

  1. Многочисленные перегрузки. Это дает небольшой процент для повреждения или потере груза, в том числе в авариях, что легко компенсируется страхованием.
  2. Большое число посредников. Теоретически шанс вмешательства человеческого фактора увеличивается.

При необходимости совершения регулярных грузовых перевозок следует найти надежного подрядчика, выстроить проверенную схему доставки грузов. Это не только удовлетворит всех партнеров, но и позволит сократить расходы на доставку грузов.

Видео: Функции транспортной логистики. Мультимодальные и интермодальные перевозки.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ