Женевская конвенция договора международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)

0
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов.

В настоящее время существует ряд соглашений, регламентирующих транспортировку товаров между государствами. Одним из таких документов является Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), известная также как CMR, о которой и пойдет речь в этой статье.

Что такое КДПГ

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Конвенция о договоре международной перевозки грузов была принята в мае 1956 года:

  • этот документ регламентирует транспортировку товаров между государствами с применением автомобилей;
  • КДПГ применима к любой транспортировке товаров между государствами;
  • она накладывает ответственность за соблюдение всех деталей договора о транспортировке на компанию, ее осуществляющую;
  • устанавливает требования к накладной – сопроводительному документу, необходимому для передачи перевозимого товара получателю;
  • регламентирует ответственность сторон за несоблюдение договора.

Список государств участников

Конвенция CMR подписана 55 государствами:

  1. Всеми европейскими странами, кроме Лихтенштейна, Монако, Андорры, Сан-Марино и Ватикана.
  2. Всеми странами бывшего СССР.
  3. Частью стран Ближнего и Среднего востока, например Ираном и Сирией, а также Монголией.
  4. Две африканские страны – Тунис и Марокко – также участвуют в данной конвенции с января 1994 и с февраля 1995 года соответственно.

Дата принятия договора Советским Союзом – 2 сентября 1983 года. Российская Федерация, в свою очередь, не приостанавливала своего участия в данной конвенции.

Область применения

В статье 1 конвенции CMR описываются условия ее применения:

  1. Конвенция о договоре международной перевозки грузов применяется при транспортировании товаров посредством автомобиля (под автомобилем в данном случае подразумеваются транспортные средства, описанные в Конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года) в случае, если начальный и конечный пункты маршрута находятся в двух разных странах, как минимум одна из которых подписала данный документ.
  2. Если речь идет о мультимодальной перевозке, то есть в случае, когда какую-то часть своего пути автомобиль с грузом преодолевает будучи погруженным на железнодорожный, водный или воздушный транспорт, Конвенция также имеет силу. Если во время такой транспортировки груз получает повреждения, ответственность за это регулируется договорами, заключенными между транспортерами и между лицом, осуществляющим транспортировку и получателем груза.
  3. Положения КДПГ не могут быть изменены договаривающимися сторонами.
  4. КДПГ имеет силу в случае межгосударственных перевозок, осуществляемых правительственными организациями.
  5. КДПГ не распространяется на транспортировку усопших, перемещение человеком личной собственности при переезде, а также на те перевозки, которые регламентируются международными почтовыми конвенциями

Требования к накладной

Согласно статье 4 КДПГ накладная устанавливает договор перевозки, причем ее отсутствие, утеря или некорректное оформление не могут служить оправданием для неисполнения Конвенции.

Статья 5 Договора содержат следующие требования, предъявляемые к накладной:

  1. Этот документ составляется в трех экземплярах. Один из них должен находиться рядом с грузом во время его транспортировки, а два других предназначены для отправителя и транспортера – лица, перевозящего груз. Все три экземпляра должны содержать подписи участников договора, причем подписи могут быть заменены печатями в случаях, когда законы государства, в котором составляется накладная, разрешают подобное.
  2. Если речь идет о нескольких партиях грузов или же груз будет перевозиться несколькими машинами, участники договора могут потребовать составить то количество накладных, которое будет достаточно для корректной транспортировки каждой партии груза каждым из автомобилей.

Согласно статье 6 CMR в накладной должны содержаться следующая информация:

  1. Сведения о том, где и когда был составлен документ.
  2. Сведения о начальной и конечной точках предполагаемого маршрута.
  3. ФИО и адреса отправителя, получателя и транспортера.
  4. Сведения о грузе и возможная опасность от него.
  5. Число, разметка и нумерация грузовых мест.
  6. Вес брутто транспортируемого товара.
  7. Сумма, необходимая для доставки товара. В этом пункте необходимо также указать конкретную статью расходов, к примеру таможенные сборы или пошлины.
  8. Указания для корректного прохождения таможенного досмотра .
  9. Накладная обязательно должна содержать информацию о том, что данная перевозка совершается без нарушения правил перевозки грузов и, в случае необходимости, информацию о страховании грузов при международных перевозках.

Дополнительно могут быть указаны декларированная стоимость груза, расходы, покрываемые отправителем, срок, в который осуществляется перевозка, а также сведения о страховании груза.

Ответственность сторон в конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов

Статьи 7, 8, 11 и 12 главы 3 CMR содержат сведения об ответственности сторон за выполнение условий договора.

Согласно этим статьям, отправитель несет ответственность за:

  • некорректное составление накладной;
  • убытки, понесенные вследствие этого;
  • также обязуется указывать возможную опасность при транспортировке груза.

За несоблюдение какого-либо условия КДПГ и весь причиненный из-за этого ущерб ответственен уже транспортер:

  1. Он должен проверять внешнее состояние груза и правильность упаковки.
  2. В случае невозможности такой проверки транспортер должен сделать соответствующие пометки в накладной.
  3. По требованию отправителя транспортер также обязан проверить количество груза и содержимое грузовых мест, при этом транспортер имеет право потребовать от транспортера оплату этой проверки.
  4. Помимо вышеперечисленных требований, отправитель также ответственен за любой ущерб грузу, вызванный неисправностями, не оговоренными в накладной.

Глава 4 регламентирует ответственность транспортера. Данная глава описывает следующие нюансы, касающиеся ответственности сторон:

  1. Транспортер несет ответственность за любые повреждения груза в случае, если вина в получении грузом повреждений не лежит на другом лице, а также за просрочку груза по своей вине. При этом дефекты автомобиля не освобождают транспортера от ответственности за ущерб, причиненный товару из-за их наличия.
  2. Транспортер освобождается от ответственности за ущерб, причиненный грузу, если речь идет о транспортировании живых животных, грузов, которым может быть нанесен ущерб естественными причинами, к примеру, гниющих грузов или грузов, которые могут быть повреждены паразитами, а также в случае неправильной упаковки товара и некорректной нумерации и расположения грузовых мест.
  3. Транспортер признается невиновным в нанесении грузу ущерба в случае, если он самостоятельно докажет свою невиновность.

Возмещение убытков

Согласно статье 23 Конвенции, размер компенсации за причиненный ущерб определяется исходя из фактической стоимости груза.

Стоимость же определяется:

  • на основании биржевых котировок;
  • на основании текущей рыночной цены перевозимого товара.

Размер компенсации не может превышать 25 франков за килограмм веса, который не был получен получателем. В данном случае 1 франк эквивалентен золотому франку весом в 10/31 грамма золота 900-й пробы.

При просрочке по вине транспортера сумма компенсации не может быть больше полной стоимости груза. В случае, когда в накладной содержатся сведения о страховании груза, надбавки к провозной плате или дополнительной ценности груза, данные указания также должны быть соблюдены при возмещении ущерба.

Предъявление претензий

Согласно главе 5 Женевской конвенции о международной перевозке грузов (КДПГ), получатель не может предъявить претензию об ущербе, причиненном грузу, если он не заявил об этом факте в установленном порядке в течение семи рабочих дней после получения им груза.

Претензия о просрочке доставки груза может быть предъявлена транспортеру в течение 21 дня с момента получения груза. По факту нарушений, связанных с международными грузоперевозками, истец может обратиться как в суд страны, где находится конечный пункт маршрута, так и в суд страны, где проживает транспортер или где зарегистрирована компания, осуществлявшая перевозку.

При этом в обоих случаях суд не имеет права потребовать оплаты судебных издержек. В накладной также может содержаться информация о компетенции арбитражного трибунала.

В конвенции оговариваются следующие положения касательно срока давности:

  1. Во всех вышеперечисленных случаях срок давности равен одному году.
  2. Если причиной нанесения ущерба грузу был злоумышленный поступок, срок давности составляет три года.
  3. В общем случае срок давности отсчитывается с момента истечения трехмесячного срока после доставки груза.
  4. При частичной или полной утере груза срок давности отсчитывается со дня доставки груза или по прошествии 30 дней после его доставки соответственно.

Принципы доставки несколькими транспортерами

В главе 6 КДПГ речь идет о нюансах мультимодальных перевозках.

В статье 34 этой главы перечислены следующие особенности данного вида транспортирования товаров:

  1. Каждый из транспортеров в данном случае несет полную ответственность за весь процесс.
  2. Если товар перевозится последовательно несколькими транспортерами, то транспортер, принимающий груз от другого транспортера-участника договора, должен предоставить своему предшественнику расписку с указанием своих контактных данных и всех оговорок, отмеченных в накладной.
  3. При уплате ущерба одним из участников транспортировки этот транспортер имеет право потребовать с других транспортеров возмещения этой суммы.
  4. Если же была доказана вина конкретного перевозчика, то убытки оплачиваются только им.
  5. В случае вины двух и более транспортеров ущерб возмещается ими в установленных в договоре долях.
  6. При неплатежеспособности одного из перевозчиков сумма, которую он должен был оплатить, распределяется между всеми перевозчиками пропорционально их доле в договоре.

Международные перевозки грузов автомобильным транспортом занимают немалую часть рынка перевозок.

Женевская конвенция CMR позволяет регламентировать все нюансы, связанные с таким видом транспортировки товаров, облегчая тем самым товарообмен между странами и отношения между отправителем, получателем и перевозчиком.

Видео: Конвенция КДПГ.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ