Страхование грузов при автомобильных перевозках

0
Страхование грузов при перевозке автомобильным транспортом.

Это отдельная категория имущественного страхования, использующаяся для защиты интересов собственников перевозимого имущества в случае наступления убытка, произошедшего ввиду различных происшествий в (страховых событий) процессе его перевозки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Статистика по России показывает, что данное направление является наиболее стабильным, характеризующимся низким коэффициентом изменения основных показателей на протяжении нескольких лет.

Виды и условия услуги

В первую очередь необходимо подчеркнуть, что страхование при перевозке автомобильным транспортом является добровольной услугой, определяемой владельцем транспортируемого имущества.

Если в отношении опасных грузов, несколько лет назад, Правительство вносило законопроект, предусматривающий обязательное заключение договора, для иного имущества такие условности даже не рассматривались.

Помимо этого в Государственной Думе озвучивалось предложение ввести принудительное страхование ответственности перевозчиков, которое для автомобилистов тоже не было утверждено.

Исходя из этого, область грузоперевозок не затрагивается законодательством ни в одном случае, а возмещение убытков регулируется условиями договора, заключённого между грузоотправителем и компанией исполнителем. Официальной классификации направления не существует.

Однако, следуя специфическим особенностям, можно разделить всю страховую имущественную группу на несколько категорий:

  1. Генеральные грузы, упакованные в стандартной общепринятой таре, не требующей особых условий перевозки.
  2. Наливные, насыпные, навальные транспортировка которых осуществляется без упаковки на платформах типа сферы (цистерна), либо полусферы (открытый контейнер, кузов самосвала).
  3. Сельскохозяйственные и иные животные перемещаются из одного места в другое при крайней необходимости в специально оборудованных грузовых автомобилях, определяющихся от вида и специфических особенностей живности:
    • млекопитающие;
    • насекомые;
    • змеи;
    • рыбы и иные обитатели водной среды.
  4. Крупногабаритные тяжеловесные, транспортируемые — с использованием низкорамных платформ-полуприцепов (тралов).
  5. Специальные, к которым относится перевозка денег, драгоценных металлов, культурных ценностей).

Исходя из представленных характеристик, определяется категория применимого полиса, которая чаще всего подразделяется на 2 условности:

  1. Страхование всех рисков без исключения.
  2. Случившихся в следствие ряда событий:
    • катастрофы, поломки или неисправности транспортного средства по вине перевозчика;
    • ДТП
      в которой в качестве виновника определена третья сторона;
    • обрушение мостов, дорог, тоннелей;
    • падение деревьев, сход оползней, лавин либо иные ситуации к которым водитель непричастен;
    • противоправные действия третьих лиц нарушающие Уголовный Кодекс РФ.

В России

Одна из отличительных особенностей страхования грузоперевозок в России заключается в вероятности потери груза в результате вышеупомянутых противоправных действий со стороны третьих лиц.

Прежде всего следует выделить наиболее популярные:

  1. Мошенничество, происходящее путём обмана или злоупотребления доверием – ст. 159 УК РФ.
  2. Кража под которой подразумевается тайное хищение груза – ст. 158 УК РФ.
  3. Грабёж, в данном случае это открытое хищение в присутствии перевозчика, который ограничен к сопротивлению – ст. 162 УК РФ.
  4. Разбой относится к насильственному, с нанесением или угрозой причинения ущерба здоровью, жизни водителя, экспедитора – ст. 162 УК РФ.
  5. Манипуляции, совершённые под предлогом умышленного уничтожения или повреждения груза – ст. 167 УК РФ или ст. 7.17 КоАП РФ.
  6. Хулиганские противоправные действия, повлекшие наступление страхового случая – ст. 213 УК РФ.
  7. Вандализм – ст. 214 УК РФ.

Следует подчеркнуть, что с каждым годом вероятность наступления такой ситуации снижается, но риск оказаться в ней занимаясь грузоперевозками в России действителен и на текущий момент.

Особое внимание следует уделить мошенническим действиям. Некоторые страховщики предлагают клиентам отдельный полис, покрывающий такие риски. При этом формулировка может использоваться различная, в зависимости от конкретной ситуации.

Например, если в момент погрузки были использованы поддельные документы, в возмещении будет отказано. Аргументируется это тем, что перевозка, а значит и действие полиса ещё не начались, из чего можно сделать заключение ответственность страховой компании тоже не наступила.
В качестве примерного ознакомления представлен образец договора страхования груза при перевозке по России.

При международных транспортировках

Автомобильные перевозки происходящие во внешнеторговой деятельности и требующие пересечения границ РФ, относятся к наиболее рискованным из всех известных видов транспорта.

Факторами, определяющими данную ситуацию, можно назвать следующие критерии:

  1. Техническое состояние транспортных средств.
  2. Качество дорожного покрытия.
  3. Погодные и климатические условия.
  4. Форс-мажорные ситуации.

Любая из этих причин может стать последствием наступления страхового случая, когда владелец груза будет вынужден обращаться к страховщику.

В качестве примерного ознакомления здесь приведён образец договора страхования груза при международных перевозках.

Тарифы на страхование груза при перевозке автомобильным транспортом

Подбирая оптимальные условия страхования следует понимать, что выполнить ориентировочный расчёт возможно обратившись к специалисту или самостоятельно, с использованием онлайн-калькулятора. Найти его можно практически на всех сайтах компаний.

Основными факторами, определяющими стоимость полиса будет использоваться ряд следующих критериев:

  1. Характерные особенности груза и процент вероятности повреждения в результате транспортировки.
  2. Качество и наличие тары.
  3. Вид транспортного средства и специфика перевозки.
  4. Расстояние от места загрузки до пункта назначения.
  5. Маршрут (территория, через которую он будет проходить).

Исходя из заданных величин определяется совокупность рисков и покрытия страховых взносов, внесённых страхователем при приобретении полиса, а следовательно и его стоимость. В качестве примера можно привести пример перевозки через территории Донецкой и Луганской областей, а также прилегающих к ним субъектов Украины.

В данном случае в расчётах будет использован иной коэффициент, чем при транспортировке в Белоруссию или иные страны, ситуация в которых не так накалена. В итоге, цена страховки будет значительно увеличена, так как существует вероятность повреждения или полной потери груза по вине третьих лиц, что является страховым случаем.

Компании предоставляющие эту услугу

Получение допуска к данным услугам регулируется государством, деятельность отображена рядом нормативных сводок, прописанных в Федеральном Законе № 4015-1 в последней редакции от 21.12.2017г.

Документ определяет такие ситуации как:

  1. Отношения между страховщиком и страхователем.
  2. Действия надзорных органов.
  3. Иные взаимоотношения, присущие осуществлению данной деятельности.

При желании получения наиболее прозрачных и приемлемых условий договора и вменяемой платы страхования рекомендуется обращаться к компаниям, известным своей положительной репутацией и величиной выплат.

Информация собранная в представленном далее рейтинге, основана на сведениях с изображения, взятого из официальных источников:

 

  1. Лидирует по количеству общих сборов «Росгосстрах», однако рост его страховых выплат, в сравнении с прошлым годом, вырос всего на 11,9%.
  2. Максимальный коэффициент выплаченных сумм присутствует у малоизвестного в центральной России «ЮжУрал АСКО» — 116,7%.
  3. Следующим в расчёте «у кого выгоднее» располагаются СК «Согаз» и «Альянс» с показателями чуть менее 90%.
  4. Известны на всей территории «Ингосстрах» в данном случае, имеет отрицательные показатели, снизившиеся на 34,3%.

Однако, как говорилось ранее, конкретная стоимость договора перевозки ТМЦ
или иного груза будет складываться исходя из ряда условий, поэтому для их определения рекомендуется воспользоваться полным расчётом.

Только он позволит выявить разницу в стоимости и варианте возмещения убытков страховщиком.

Преимущества и недостатки услуги

Если брать в пример полис, предполагающий «страхование от всех рисков», здесь можно надеяться на получение материальной компенсации практически в любом случае, за исключением форс-мажорных ситуаций или случаев предусмотренных пунктом № 5 «Особые условия», представленного ранее договора страхования перевозки.

При этом если придерживаться среднестатистических возмещений, величина выплаты может достигать 110% от указанной стоимости перевозимого имущества.

Среди достоинств страхования основными можно назвать следующие критерии:

  1. Относительную гарантию того, что в случае повреждения или утраты груза есть вероятность получения материальной компенсации.
  2. Возможность самостоятельно определять дополнительные возможности полиса. Например риск от мошеннических действий третьих лиц или порчу имущества в результате неаккуратного проезда ж/д переездов
    .
  3. Страхование груза служит дополнительным обеспечением финансовой безопасности для перевозчика, вне зависимости от того, имеется у него полис страховой гражданской ответственности или нет.
  4. Выплаты, произведённые за страховой случай, не подлежат налоговому учёту.

Среди недостатков не так много существенных причин, позволяющих отказаться от покупки. В первую очередь это:

  1. Сомнительная репутация большинства российских компаний.
  2. Нежелание дополнительно «вкладываться».
  3. Надежда на «русское может быть пронесёт» или ответственность грузоперевозчика.

В любом случае, стоимость страхового полиса существенно меньше общей цены груза, поэтому прежде чем отправлять его в поездку не обеспечив никаких гарантий следует задуматься.

В дороге могут случиться непредвиденные ситуации, не отображённые в договоре перевозки (форс-мажорные ситуации, природные катаклизмы). Это станет причиной того, что перевозчик не будет виновен в несоблюдении условий, что можно назвать безвозмездной утратой имущества.

Даже самый простой полис, не отображающий ряд условных критериев позволяет получить материальную компенсацию в установленном размере, чего не произойдёт при его отсутствии.

Но, ввиду того, что данный вопрос не затрагивается действующим законодательством, решение о покупке страховки и частичная ответственность за состояние транспортируемых товаров лежит только на собственнике груза и перевозчике.

Видео: Страхование в грузоперевозках. Страховать нельзя экономить.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ