Звонок бесплатный
Перевозки

Транспортировки

Последовательный рост промышленного производства и торговли приводит и к одновременному увеличению грузопотока. В этих условиях необходимо развивать имеющуюся транспортную инфраструктуру, обновлять подвижной состав в разных сегментах средств доставки.

Статистика доставок грузов и пассажиров по России

Статистическая отчетность фиксирует увеличение грузопотоков на транспорте. При этом доля в отдельных группах сложилась на следующем уровне:
 Вид транспорта  Процентная доля  Протяженность
 трубопроводный 47,845 1325,7 из 2770,9 млрд. тонно-километров
 железная дорога 46,255 1281,4 млрд. т-км
 автомобильные средства доставки 4,285 118,7 млрд. т-км
 морской и внутренний водный 0,57% и 0,93% соответственно  -
 воздушные суда 0,135  -
Чтобы оценить тенденции в развитии отдельных групп транспорта, следует оценить изменение долей в общем потоке за отдельные периоды. Изменение грузового оборота по видам транспорта:
Вид транспорта Соотношение, %
I полугодие 2018 к 2017 I полугодие 2017 к 2016 Июнь 2018 к 2017
 железнодорожный  104,5  107,5  103,0
 автомобильный  103,2  103,9  102,9
 морской  70,5  96,7  71,5
 внутренний водный  95,1  102,2  95,6
 воздушный  99,5  122,4  101,2
 трубопроводный 102,1  107,8  101,7
Очевиден стабильный рост доли перевозок по железной дороге и большегрузными автомобилями. Транспортировка ресурсов по трубам остается стабильно большим сегментом, особенно с учетом фактически перекачиваемых объемов. В сфере пассажирских перевозок ситуация несколько отличается и связана со спецификой «большой страны». Доля пассажирских перевозок по видам транспорта:
Вид транспорта Соотношение, %
I полугодие 2018 к 2017 I полугодие 2017 к 2016 Июнь 2018 к 2017
 железнодорожный  105,3  98,6  107,9
 автомобильный  98,1  99,4  97,1
 воздушный и водный  110,9  124,9  106,5
Наибольшее развитие получают поездки по железной дороге и воздуху, морским транспортом, как наиболее комфортные способы перемещения.

Наиболее популярные виды транспортных средств

Если еще недавно трубопроводный транспорт был лидером по показателю перемещенных грузов в тысячах тонн, то сейчас на первое место вышел железнодорожный транспорт. Это объясняется сразу несколькими причинами:
  • наличие разветвленной сети дорог, растущей в последнее время;
  • возросшие перевозки из Китая;
  • оптимальное соотношение показателей: скорость/надежность/стоимость тонно-километра.
Состояние железнодорожных перемещений на сегодняшний день выражается следующими цифрами. Железнодорожные грузовые перевозки:
 ЖД транспорт (Объем перемещений, тыс. тонн) 2018 г. 2016 г.
 январь  103867  94054
 февраль  100122 95550
 март  112821  105394
 апрель  109349  101739
 май  110734  103258
 июнь  107560  101634
 июль  108206   104714
Как следует из таблицы, объем перевозимых грузов по железной дороге в процентном отношении увеличился на 3-10 пункта в зависимости от сезона года. Еще больший удельный вес носят грузовые перевозки автомобильным транспортом. Автомобильные грузовые перевозки:
Автотранспорт (Объем перемещений, тыс. тонн) 2018 г. 2016 г.
 январь  334033 320104
 февраль 357393 352931
 март  413004 403522
 апрель  409342 386336
 май 429838 413427
 июнь  514296 504001
 июль 548648 506530
Преимуществом автомобильного транспорта является его востребованность для любых типов грузов, а также возможность доставки по принципу «от двери до двери». Этому способствует и улучшающаяся логистика таких поездок. Недостатком, как следует из таблицы, является некоторая сезонность, что связано с климатическими особенностями страны. Автомобильные рейсы являются конкурентными по стоимости как в грузовом, так и пассажирском сообщении. Именно поэтому преобладают перевозки из Европы в Россию, где не самые большие расстояния. Та же перевозка продуктов питания укладывается в разумно обоснованные сроки. Пассажирские поездки имеют несколько отличную структуру по сравнению с крупнотоннажными рейсами. Структура пассажирских перевозок:
 Вид транспорта  Доля по видам транспорта, %
 2017 г.  2016 г.
Железнодорожный  6,1  5,6
 Авиа  0,5  0,6
 Автомобильный  60,5  60,4
 Водный  0,14  0,14
 Всего, млн. чел.  18482  18689
В осуществлении пассажирских поездок постепенно будет расти роль поездов и самолетов, в то время как инфраструктура и рынок колесного автотранспорта уже сложились. Не исключено дальнейшее совершенствование этого сегмента.

Перевозка грузов по ПДД

Среди факторов, сдерживающих рост доли транспортируемых материальных ценностей, являются определенные ограничения с учетом требований Правил дорожного движения. Основные ограничения в грузоперевозках по дорогам:
Описание ограничения Краткое содержание Пункт ПДД
Превышение массы Не допускается превышение технически допустимой массы и при распределении нагрузки по осям 23.1
Запрет на транспортировку груза
  • ограничивает обзорность;
  • затрудняет управление транспортом;
  • закрывает внешние световые приборы, номера;
  • шумит, пылит, загрязняет дорогу, среду.
23.3
Обозначение выступающего груза Щитком или световыми устройствами при недостаточной видимости или ночью:
  • по длине – более 1м;
  • по ширине – более 0,4 м.
23.4
Использование специальных правил
  • для авто с выступающим грузом более 2 м;
  • превышение габарита по высоте – 4 м;
  • превышение габарита по ширине – 2,55 м (рефрижератор – 2,6 м);
  • по длине – 20 м;
  • с двумя прицепами.
23.5
Специальных правил придерживаются водители и перевозчики при доставке опасных грузов, в случае организации международных рейсов. Следует учитывать, что Россия придерживается всех международных договоров, действующих как под эгидой ООН, так и других межнациональных документов.

Рекомендации ООН по транспортировке ОГ

Перевозка опасных грузов является еще одним из процессов, имеющая риски и несущая негативные последствия при авариях. С этой целью разработаны типовые правила ООН, обязательные для исполнения всеми странами и организациями, задействованными в этой сфере. На начальном этапе, до назначения ограничений на перевозку опасных грузов, вещество подлежит идентификации. Для этого заполняется карта по следующим позициям:
  • химическое название и формула;
  • физические свойства;
  • воспламеняемость;
  • химические свойства;
  • вредные биологические эффекты;
  • информация по способам перевозки, таре, параметрах перевозки – давление, температура и других.
После определения класса опасного груза определяются требования к персоналу и транспортным средствам. К примеру, компании по перевозке грузов по России выполняют целый ряд требований, обеспечивающих безопасность:
  1. Требования к транспортным средствам. Оснащение, техническое состояние транспорта.
  2. Требования к таре. Испытания, обслуживание, маркировка.
  3. Требования к обслуживающему персоналу. Обучение, повышение квалификации, соблюдение общих требований.
  4. Эксплуатационные особенности. Сюда входят особенности, как наличие согласованного маршрута перевозки опасного груза, использование средств измерения, соблюдение законодательства о труде и об охране труда.
Типовые правила впервые выпущены в 1956 году. С тех пор документ не только не потерял свою актуальность, но и регулярно обновляется с учетом возникающих новых опасностей, изменений в международном законодательстве.

Инструкция по охране труда при пассажиропотоках

Основные положения инструкции по охране труда при эксплуатации транспорта, занятого в пассажирских перевозках, направлены на обеспечение безопасного переезда пассажиров. Требования по оснащению транспортного средства содержат позиции:
  • по оснащению вторым огнетушителем, расположенным в месте размещения людей;
  • по недопущению попадания в салон выхлопных газов, а сама норма по содержанию СО установлена на уровне не более 30 мг/см3;
  • обязательная возможность связи с водителем, а сам шофер должен иметь возможность наблюдать за происходящим среди пассажиров – будь то Газель или туристический лайнер;
  • двери и запасные выходы должны быть исправны и не открываться самопроизвольно в движении.
Отдельно, при оборудовании кузова типа фургон под машину для пассажирских перевозок предусматриваются – мягкие сиденья, система вентиляции, поручень и подножка для входа/выхода. Инструкция содержит традиционные разделы для локального нормативного акта, а в разделе, посвященному аварийным ситуациям, расписываются действия во внештатных случаях:
  • при дорожных авариях;
  • в чрезвычайных ситуациях природного характера – сильные морозы, пожары и другие;
  • при неисправности автомобиля или автобуса.
Инструкция утверждается руководителем организации и пересматривается не реже, чем раз в 5 лет. При необходимости внесения изменений практикуют внеочередной пересмотр локального правового акта.

Расстановка приоритетов при развитии видов доставок

С ростом промышленного производства и дальнейшему развитию межнациональных связей регионов России с развитыми и развивающими странами, развитие транспорта не может оставаться в стороне. Среди приоритетных направлений в развитии транспорта и инфраструктуры следует упомянуть:
  1. Развитие сети железных дорог. Здесь выделяют такие направления, как увеличение пропускной способности магистралей Сибири и Дальнего Востока, электрификация имеющихся путей. К примеру, на сегодняшний день подвесную контактную сеть имеют чуть более 50 % всех железных дорог.
  2. Техническое перевооружение железнодорожного транспорта. Только в центральном регионе (Москва и Европейская часть) состояние поездов и локомотивов называют удовлетворительным. Из имеющихся 20 тысяч локомотивов с лишним, около 6 тыс. находятся в постоянном ремонте или ожидают списания.
  3. Обновление парка грузовых авто. Несмотря на наибольшую долю переброшенных грузов крупнотоннажными авто, большая часть их имеет возраст свыше 10 лет.
  4. Обеспечение безопасности автомобильных перевозок. В эту группу следует отнести реконструкцию крупных и мелких транспортных артерий. Даже вблизи мегаполисов не до конца решены вопросы транспортных развязок. К примеру, даже на дороге М1 нередко использование светофорного регулирования.
Технического обновления требуют и такие сферы транспорта, как речное и морское судоходство, авиа флот. Это позволит не только увеличить долю этих секторов, но и снизить затраты на транспортировку единицы груза или пассажира, повысить безопасность речных прогулок или перелетов в регулярном сообщении. Необходимым условием функционирования российской экономике транспорт играет ключевую роль. Без него не сможет не только нормально работать промышленность, рынок труда. Сократится и доля страны в международной торговле, туризме. Поэтому поэтапное развитие сети дорого, объектов инфраструктуры, техническая модернизация потребует в следующие годы масштабных инвестиций.

Видео: Документы для перевозки грузов.