Заключение договора перевозки пассажиров

0
Договор перевозки пассажиров.

Пассажиром является человек, находящийся в движущемся транспортном средстве и не относящийся к членам экипажа. В соответствии с законодательством РФ, в роли перевозчика, транспортирующего его к пункту назначения может выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Обязательным документом, допускающим право заниматься данной деятельностью является наличие лицензии и осуществлении перевозки пассажиров только с заключённым договором.

Виды документа

Если рассматривать разновидности соглашения одним видом транспортного сообщения, то можно выделить всего лишь 2 разные категории:

  1. Договор перевозки пассажира и багажа, который согласно ГК РФ ст. 786 пункт 1, предусматривает транспортировку человека и его багажа из одной точки в другую. Последний, в свою очередь, обязуется уплатить определённую денежную сумму, установленную тарифом.
  2. Договор фрахтования (чартер), определяющийся ГК РФ ст. 787, по которому владелец или арендатор транспортного средства, называемый фрахтовщиком, предоставляет заказчику (фрахтователю) ТС полностью или его отдельную часть в зависимости от условий договора. Делается это с целью осуществления одного или нескольких рейсов для перевозки пассажиров и багажа.

В зависимости от вида транспорта могут применяться различные условия составления договора. Поэтому каждый из них склонен в небольшому дифференциалу в зависимости от специфических характеристик.

Например, если взять в пример железнодорожное сообщение, здесь разделения будет происходить по 2 признакам:

  1. Скорость движения:
    • скоростной;
    • скорый;
    • пассажирский.
  2. Расстояния пути:
    • дальний;
    • пригородный.

Морской транспорт дифференцирует в ином порядке:

  1. Внутренний (каботажный), курсирующий между российскими портами.
  2. Международный, использующийся для заходов в порты иных государств.
  3. Местный и пригородный, предназначающийся для рейсов в инфраструктуре одного субъекта РФ.

Следует отметить, что каждый из них может различаться в зависимости от характеристики поездки.

Например, если вязать каботажный вид сообщения, здесь присутствует разделение на ряд следующих видов:

  1. Транспортный.
  2. Транспортно-скоростной.
  3. Обслуживаемый судами на подводных крыльях или воздушных подушках.
  4. Паромная переправа.
  5. Линия с комплексным обслуживанием пассажиров.

Аналогичную классификацию можно провести и в отношении других видов транспортного сообщения:

  1. Автомобильного.
  2. Воздушного.
  3. Железнодорожного.
  4. Речного.

Отличие от фрахтования

На первый взгляд оба соглашения подразумевают перевозку пассажиров и багажа, однако при более пристальном рассмотрении каждого из них, становятся очевидными некоторые нюансы, не позволяющие ставить их в одно положение.

Первый документ может быть удостоверен билетом, а наличие багажа, сданного на борт подтверждается платёжной квитанцией. Их форма утверждается условиями уставов и кодексов отдельного вида сообщения.

Помимо этого, можно выделить ещё ряд отличительных характеристик:

  1. Соглашение имеет консенсуальную особенность, подразумевающую обязательство компании исполнителя предоставить транспортное средство в определённое место, в указанное в билете время.
  2. Каждый пассажир вправе получить отдельное место сразу после того, как приобретает билет. Единственным случаем, когда это условие может быть нарушено и потребитель окажется без отдельного места это приобретение билета непосредственно в автобусе в момент промежуточных остановок, предусмотренных маршрутом.
  3. Принцип договора фрахтования заключается в том, что заказчик покупает возможность использования ТС в своих целях, приобретение билета на него невозможно. Количество пассажиров определяется фрахтователем и утверждается отдельным списком, прилагаемым к договору, поэтому наличие посторонних лиц здесь не допускается (только при письменном подтверждении заказчика).
  4. Ещё одной особенностью, данного договора является невозможность его заключения с физическим лицом, то есть в роли фрахтователя может выступать только компания, учреждение или индивидуальный предприниматель.

Чем и как удостоверяется факт заключения договора перевозки пассажира

Если в случае с перевозкой грузов, факт заключения договора подтверждается товарно-транспортной накладной или коносаментом, в случае с пассажирским сообщением ситуация выглядит совершенно по другому.

Гражданин, купивший билет на данное транспортное средство, автоматически становится лицом, заключившим договор перевозки.

Это условие уже упоминалось ранее, а на законодательном уровне приводится в тексте ГК ст. 786 п.2:

  1. Наличие билета подтверждает факт заключения договора на перевозку пассажира, который обязывает исполнителя доставить его в пункт назначения, указанный в документе. Исключением является ситуация, когда потребитель примет решение покинуть транспортное средство по собственному желанию.
  2. Багажная квитанция подтверждает получение с целью хранения и транспортировки в аналогичном направлении его багажа.

Существенные условия

Ключевым существенным условием договора перевозки пассажиров является предмет договора, то есть факт доставки лица, купившего билет или входящего в состав утверждённой фрахтователем группы, в пункт назначения.

Исключением является вышеупомянутый случай, когда гражданин самолично решит прекратить поездку и покинет транспортное средство. В этом случае договор перевозки (но не договор фрахтования) считается расторгнутым.

К второстепенным существенным условиям относят следующее:

  1. Дату и время отправления и прибытия в пункт назначения.
  2. Места, определённые как пункты отправления и назначения.
  3. Размер провозной платы за пассажира и крупногабаритный багаж.
  4. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром. Является необходимым критерием даже в случае фрахтования транспортного средства.
  5. Соблюдение обязанностей перевозчика и пассажира, предусмотренных законодательством страны (уставами, кодексами и законами).

Форма соглашения

Очевидно, что соглашение является консенсуальным, по которому перевозчик обязуется доставить пассажира и его багаж в пункт назначения. Каждая из сторон здесь рассматривает свои отличительные условия, отображающиеся в тексте.

Однако, потребитель в большинстве случаев, даже не задумывается о них, так как если транспортировка осуществляется общественным транспортом, то документ становится публичным.

А на транспортную компанию возлагается обязательство максимально подробно довести до пассажиров информацию, касающуюся предоставляемых услуг.

В данном случае следует ещё раз привести основные особенности договора, содержащиеся в ст. 786 Гражданского Кодекса РФ Федерального Закона № 14 от 26.01.1996 г.

Из текста этой статьи можно выделить ключевые моменты, определяющие его форму:

  1. Обязательства пассажира и перевозчика.
  2. Факт подтверждения соглашения.
  3. Права пассажира.

Образец заполнения

Как упоминалось ранее, сделка в большинстве случаев имеет публичный характер, поэтому факт её заключения подтверждается по умолчанию в момент приобретения билета. Таким образом, каждый из нас, сам того не подозревая, ежедневно заключает несколько договоров, передвигаясь на общественном транспорте.

Можно привести в пример договор, образец которого представлен далее, применимый, как к автомобильному транспорту, так и к другим средствам пассажирского сообщения.

Скачать чистый бланк можно здесь.

Порядок его составления выглядит так, как это показано на примере, где строки написанные красным шрифтом предназначены для самостоятельного заполнения:

  1. «Шапка» договора заключает в себе сведения о том, что представитель перевозчика Иванов Иван Иванович заключил сделку с пассажиром Петровым Петром Петровичем. В дополнение здесь приводятся сведения о транспортной компании, в которой работает Иванов и паспортные данные Петрова, купившего билет.
  2. Предмет договора. Общие положения. В данном случае здесь представлено 6 пунктов характеризующих ключевые условия:
    • возникновение обязательства Иванова перед Петровым перевезти его и его багаж по адресу, указанному ниже. В данной ситуации это вымышленный адрес: город Москва улица Московская дом 1;
    • второй пункт подчёркивает, что заключение данного соглашение определяется наличием у Петрова билета;
    • далее определяются права Петрова, утверждённые в п. 3 Ст. 786 ГК РФ № 14-ФЗ от 26.01.1996г.;
    • стоимость платы за проезд, определённая в соответствии с действующими тарифами компании «Рога и Копыта»;
    • условия оплаты стоимость провоза багажа;
    • время и дата отправления и прибытия.
  3. Пункт, подчёркивающий законодательную связь в случае возникновения ответственности за нарушения обязательств по перевозке.
  4. Заключительные положения, называющие ключевой документ, на который следует опираться при осуществлении перевозок в данном виде транспортного сообщения.

Так как ситуация предполагает транспортировку с использованием автобуса, то здесь в качестве основного законодательного акта выступает «Устав Автомобильного транспорта…», относящийся к ФЗ № 259 от 08.11.2017 г.. Далее указывается количество экземпляров и подписи каждой из сторон (если этот факт присутствует).

Ответственность сторон

Любое неисполнение обязательств по заключённому соглашению несёт за собой ответственность, которая устанавливается рядом законодательных документов:

  1. Гражданским Кодексом РФ.
  2. Транспортным уставом и кодексом, применимым к данному виду сообщения.
  3. Соглашением сторон в соответствии с статьей 793 ГК РФ от 26.01.1996 г.

Основные случаи несоблюдение условий договора перевозки собраны в таблице, представленной далее.

Таблица. Ответственность перевозчика.

Законодательный акт Факт нарушения Мера ответственности
ГК РФ ФЗ № 14 ст. 800 Причинение вреда жизни или здоровью пассажира Определяется в соответствии с условиями главы 59 данного закона № 14 если не предусмотрено иная повышенная мера ответственности.
ГК РФ ФЗ № 14 ст. 795 Задержка отправления рейса Штраф в размере, определяемом Уставом или Кодексом данного транспортного сообщения.
Если пассажир отказывается от поездки из-за задержки – полный возврат внесённых денег.
ГК РФ ФЗ № 14 ст. 796 Утрата, недостача, повреждение или порча багажа Возмещение убытков происходит путём соотношения полученного ущерба и процентной потери багажа, определяемая в тексте ст. 796 ГК РФ ФЗ-14 для всех видов транспортного сообщения. Единственная разница заключается в сроках, когда багаж признаётся утерянным безвозвратно. Например в железнодорожном и автомобильном это 10 суток с даты его доставки, а в морском – 30.
ГК РФ ФЗ № 14 ст. 793 Нарушение обязательств по перевозке В соответствии с транспортными Уставами, Кодексами и соглашением сторон.

Ответственность пассажира может заключаться в следующем:

  1. Искажение описания сдаваемого багажа, транспортировка которого требует особых мер предосторожности. Например в железнодорожном сообщении за это предусмотрен штраф в размере двукратной стоимость провоза.
  2. Прекращение или изменение условий договора происходит в зависимости от ситуации. К примеру, выход на промежуточном пункте или нарушение паспортного или таможенного контроля, вынудившего его прекратить поездку. Поэтому сложившаяся ситуация рассматривается индивидуально.

Как стало ясно из представленной ранее информации, договор перевозки пассажиров является консенсуальным. Его заключение считается реальным, так как сделка осуществляется в момент покупки билета.

Соглашение относится к группе возмездных и предполагает ряд обязательств, как со стороны перевозчика, так и в отношении пассажира. При этом, следует учитывать, что последний одновременно приобретает у транспортной компании услугу.

Это позволяет использовать в разрешении возможных споров между сторонами не только гражданское и транспортное законодательство, но и Федеральный Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей» утверждённый 07.02.1992 г. с последними изменениями внесёнными 01.05.2017 г.

Видео: В объезд закона. Что творится на рынке пассажирских перевозок.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ