Звонок бесплатный
Перегруз

Перегруз

Посты весового контроля известны любому водителю, даже если он никогда не занимался грузоперевозками. Но поскольку эта ниша услуг в нашей стране занята довольно плотно, то необходимо четко понимать, что такое перегруз и чем он может быть опасен.

Что это такое

Всем понятно, что любой автомобиль способен перевозить грузы до некоторого предела. Однако, вопрос сколько стоит перегруз и можно ли каким-то образом его оформить интересует многих. В законодательстве есть понятие массы автомобиля и нагрузки на оси. Так, масса авто состоит из суммы нагрузки на переднюю и заднюю оси. В большинстве случаев на переднюю ось приходится вес кабины и силовых узлов, а на заднюю – вес перевозимого груза. На дороге, особенно перед мостами или на некоторых участках, установлены знаки 3.12.(Допустимая нагрузка на ось). Круглый знак – на белом фоне схематично изображена ось автомобиля и написана цифра допустимой нагрузки. По краю знака нанесена белая кайма. Поскольку знак запрещающий, то движение автомобиля, нагрузка на ось которого больше, чем указанная на знаке, на этом участке дороги запрещена.
В соответствии с техническими особенностями, распределение нагрузки массы самого автомобиля и груза производится в пропорциональном отношении. Так, на двуосный грузовик 1/3 нагрузки должно приходиться на переднюю ось, а 2/3 на заднюю.
Для грузовика с тремя осями деление проводится по 1/3 на каждую.. Трехостные грузовики признаны наиболее безопасными как, с точки зрения дорожного движения, так и относительно деформации дорожного полотна Формально у водителя есть документы где отмечена масса груза, но зачастую в этих документах могут присутствовать неточности. Поэтому производится специальное контрольное взвешивание с целью узнать реальную массу, которая приходится на оси. Есть два способа взвешивания:
  • динамическое – на скорости не более 5 км/час автомобиль проезжает по особым весам, которые установлены прямо на дороге. Поосные весы способны определить вес каждой оси и автомобиля целиком. Но поскольку измерение производится на ходу, то допустимы небольшие погрешности. Однако такого способа достаточно для того, чтобы выявить перегруз и отправить машину на второе взвешивание;
  • статическое – производится после полной остановки транспорта. Это измерение признано самым точным.

К каким последствиям приводит

Любой водитель, особенно двигаясь по трассе, часто попадал в колею. Продавленная тяжелыми машинами, колея словно не выпускала автомобиль и тем самым мешала совершать маневры. Такие колеи появляются оттого, что перегруженные автомобили едут по дорогам и «разбивают» их. Особенно тяжелые последствия возникают весной, когда дорожное полотно только оттаивает от зимних морозов. Но помимо ухудшения состояния дорожного покрытия перегруз ведет к другим негативным последствиям:
  • согласно закону физики тормозной путь перегруженного автомобиля увеличивается, что приводит к повышенной аварийности на дороге;
  • при плохих погодных условиях, особенно в гололед или на мокром асфальте, управлять тяжелым автомобилем становится намного сложнее;
  • если водителю придется прибегнуть к резкому торможению, то есть риск потери управления, вследствие заноса задней части автомобиля;
  • малейшая ошибка в распределении груза и его закреплении может привести к нарушению устойчивости транспортного средства, а следовательно к его опрокидыванию;
  • большая изнашиваемость автомобиля, поскольку чрезмерная нагрузка на ось приводит порче большинства деталей.

Какой штраф за перегруз в 2018 году

Как и основная часть штрафов за нарушения в области ДД, штрафы за перегруз рассмотрены в Кодексе об административных правонарушениях. Причем ответственность предусмотрена не только для водителей грузового транспорта, но и для обычных легковых автомобилей.

Легкового автомобиля и прицепа

Конечно, даже загруженный под завязку, легковой автомобиль не способен причинить особого вреда дорожному полотну. Все-таки вес не том, но тем не менее нормы закона запрещают перегружать и такие автомобили. Перегруженный легковой автомобиль опасен на дороге, потому что:
  • становится менее управляемым и в случае резкого торможения может уйти в неконтролируемый занос и спровоцировать ДТП;
  • ограниченный обзор водителя мешает полноценно оценить дорожную ситуацию, что также приводит к непредсказуемым последствиям.
Также при перевозке грузов необходимо соблюдать определенные габариты, поскольку, в противном случае, создаются помехи для других участников ДД. Так, согласно ПДД:
  • груз не должен закрывать световые приборы;
  • груз не должен мешать управлению;
  • если груз выступает сбоку более чем на 40 см, а спереди/сзади на 1 м. его необходимо обозначить знаком или подсветкой.
Если при перевозке выявлены подобные нарушения то штраф составляет 500 р. Но все же большая часть перегруза легкового автомобиля касается перегруза людьми.
Ситуация когда в один автомобиль сажают народу больше, чем он рассчитан далеко не редкость. Согласно правилам, каждый пассажир должен быть пристегнут, а дети закреплены с помощью специальных удерживающих устройств. Следовательно, если в машине людей больше, чем способно пристегнуться в соответствии с правилами, то водителю вменяется нарушение правил перевозки пассажиров. Факт нарушения определяется визуально. Согласно ст. 12.23 КоАП:
Нарушение Норма закона Ответственность
Нарушение правил перевозки людей п. 1 500 р
Перевозка не в кабине п. 2 1000 р
Нарушение перевозки деток п. 3 3000 р.
Особенно, необходимо отметить, что если прицеп к легковому автомобилю превышает 750 тонн, и общая масса превышает 3500 т. то для управления недостаточно категории В. В данном случае требуется иная категория прав и ее отсутствие дает инспектору ГИБДД основания для направления ТС на штрафстоянку. Водителю же вменяется нарушение по ст. 12. 7 КоАП – штраф от 5 до 15 тыс. рублей.

Грузового авто

Перегруз грузового автомобиля представляет большую опасность как для дорог, так и для безопасности движения в целом. Поэтому требования здесь более жесткие. Поскольку дороги строятся в соответствии с определенным Гостом, то установлены и нормы нагрузки на них. Все автомобили четко разделены на две категории:
А разрешено движение только по дорогам 1-3 категории и запрещено движение по скоростным трассам
Б разрешено движение по всем дорогам
В соответствии с Постановлением Правительства №272 «Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом» установлены предельные допустимые массы ТС:
Одиночные автомобили т Автопоезда т
2-х осные 18 двухосные -
3-х осные 20 трехосные 28
4-х осные 32 4-х осные 36
5-ти осные 35 5-ти осные 40
- - 6-ти осные 44
Нагрузка для тягача с прицепом рассчитывается следующим образом:
  1. В документах есть данные о массе машины и прицепа.
  2. Определяется фактическая масса груза.
  3. Расчет для прицепа – нагрузка 25 % на тягач и остальное на прицеп.
  4. Определяем 75% от суммы масс прицепа и груза.
  5. Полученное число нужно разделить на число осей и определяем вес на ось.
Разумеется, подобный расчет имеет определенные погрешности, но знать его необходимо. Ст. 12.21.1 определяет ответственность за нарушение правил ДД тяжеловесного ТС. Согласно закону наказание назначается как за превышение допустимых габаритов, так и нагрузки на ось:
Нарушение Норма Ответственность на водителя штраф тыс. р/лишение Ответственность на должностное лицо штраф тыс. р
Без специального разрешения
Превышение допустимой массы или допустимой ННО(нагрузки на ось) от 2 до 10% п. 1 1-1.5 10-15
Превышение от 10% до 20 п. 2 3-4 25-30
От 20% до 50 п. 3 5-10/лишение от 2-4 мес. 35-40
Превышение ННО указанной в спец разрешении
10-20% п. 4 3-3,5 20-25
20-50% п. 5 4-5/лишение 2-4 мес 30-40
Более 50 п. 6 7-10/лишение 4-6 мес. 45-50
Продолжение таблицы:
Нарушение Ответственность на юридическое лицо, штраф тыс. руб. Фиксация специальными техническими средствами фото и видео, штраф тыс. руб. на собственника
Без специального разрешения
Превышение допустимой массы или допустимой ННО(нагрузки на ось) от 2 до 10% 100-150 150
Превышение от 10% до 20 250-300 300
От 20% до 50 350-400 400
Превышение ННО указанной в спец разрешении
10-20% 200-250 250
20-50% 300-400 400
Более 50 400-500 500
Также необходимо отметить ответственность за несоблюдение требований знака, определяющего допустимую нагрузку на ось. Штраф в данном случае составит 5 тыс. рублей.

Вагонов

Правила движения, а также нормы погрузки на железной дороге регулируются отдельным законодательным актом. ФЗ 18 от 10.01.2003 утвердил «Устав Ж/Д транспорта РФ». Согласно ст. 1 данного закона устав регулирует отношения между перевозчиками, грузополучателями и другими категориями лиц при пользовании Ж/Д транспортом. Перегруз на железной дороге не менее опасен, чем при перевозке автомобильным транспортом. Более того, разрушенный вагон, который не выдержал массы груза способен нанести колоссальные повреждения.
Не говоря уже о том, что перегруженным поездом невозможно управлять должным образом, а значит, при любой экстренной ситуации возможен сход с рельс.
Ст. 102 УЖДТ устанавливает ответственность за превышение грузоподъемности вагона в виде штрафа в размере 5-ти кратной платы за перевозку. Если найден перегруз, перевозчик составляет акт на проверку массы, а также ком.акт о несоответствии. Порядок взыскания штрафов установлен особыми правилами, утвержденными приказом МПС№43.

При перевозке людей

Правонарушения при перевозке людей касаются не только легковых автомобилей, но и другого транспорта, который предназначен для этой цели. Согласно ст. 12.23 КоАП регулирующей правила перевозки людей подлежат административной ответственности следующие нарушения:
Нарушение Норма Ответственность
Водителя Штраф/лишение Должностные лица
Перевозка людей вне кабины п. 2 1 000 -
Нарушение перевозки детей п. 3 3000 25 000
Организованная перевозка детей автобусом не соответствует правилам п. 4 3 000 25 000
Нарушение требований к перевозке детей в ночное время п. 5 5000/ лишение прав на 4-6 мес. 50 000
Иные нарушения перевозки детей п. 6 - 25 000
Продолжение таблицы:
Нарушение Ответственность
Юридические лица ИП
Перевозка людей вне кабины - -
Нарушение перевозки детей 100 000 100 000
Организованная перевозка детей автобусом не соответствует правилам 100 000 100 000
Нарушение требований к перевозке детей в ночное время 200 000 200 000
Иные нарушения перевозки детей 100 000 100 000

При огнеопасных перевозках

Огнеопасные перевозки сами по себе не представляют опасности для других участников дорожного движения, если производятся в соответствии с правилами.
Перевозки огнеопасных грузов приравнены к группе опасных грузов и регулируются Правилами перевозки грузов автотранспортом № 272.
Они действуют не только в пределах страны, но и за рубежом, поэтому соответствуют условиям соглашения ООН «О международной дорожной перевозке опасных грузов», которое было ратифицировано Правительством РФ. Ст. 12.21.2 устанавливает наказание за нарушение правил перевозки опас. грузов, но специальной нормы о перегрузе в данной статье нет. Следовательно необходимо руководствоваться вышеуказанной ст. 12.21.1 по норме перегруза, а также п. 2 ст. 12.21.2, где предусмотрена ответственность за перевозку опасных грузов за искл. перечисленных в 1 пункте:
Водитель штраф 1000-1500 рублей
Должностные лица штраф 5 000-10 000 рублей
Юридические лица штраф 150 000 – 250 000 рублей

Лишают ли водительских прав

Если внимательно изучить нормы административного кодекса, то становится очевидным, что за ряд правонарушения в области перевозки грузов, водителю грозит лишение прав. Срок лишения, как правило, невелик от 2 до 6 месяцев, однако, подобная мера оказывается довольно жесткой, учитывая что водитель – это основная работа.
Лишить прав могут только водителя, на должностных лиц и организации накладывается денежный штраф
Попробуем рассмотреть все нарушения, связанные с перегрузом транспорта, за которые нормой закона установлено лишение права управления ТС. Сразу необходимо отметить, что водителю легкового автомобиля лишение прав за перегруз своего стального коня на грозит:
Нарушение Норма закона Срок лишения в/у
Движение тяжеловесных/крупногабаритных ТС с превышением габаритов от 20 до 50 см или дополнительной массы от 20 до 50 % без разрешения п. 3 ст. 12.21.1 От 2 до 4 месяце
Движение тяжеловесных/крупногабаритных ТС с превышением габаритов от 20 до 50 см или дополнительной массы от 20 до 50 % с спецразрешением п. 5 ст. 12.21.1 От 2 до 3 месяцев
Движение тяжеловесных/крупногабаритных ТС с превышением габаритов более 50 см или дополнительной массы более 50 % с спецразрешением п. 6 ст. 12.21.1 От 4 до 6 месяцев

Какой допустимый перегруз

Понятие допустимого перегруза в законодательстве отсутствует. Можно руководствоваться нормой адм. кодекса в ст. 12.21.1 п. 1, где сказано, что ответственность наступает при превышении нагрузки более чем на 2%. В соответствии с п. 2 ст. 31 закона № 257 «об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» движение по автодорогам тяжеловесного транспорта масса или нагрузка на ось которого превышает 2% допускается при наличии спец разрешения. Однако, в соответствии с законодательством, можно оформить специальное разрешение, которое позволит нагрузить автомобиль. Это правило установлено приказом Минтранса №258. Данные разрешения выдают государственные органы:
  1. ФА Ространснадзор.
  2. ФА Росавтодор.
  3. Администрация на местах (рег. министерства транспорта).
  4. Собственники автодорог.
Подобное разрешение выдается максимум на 10 поездок и действует в течение 3-х месяцев. Также может быть получено однократное разрешение.
Но важно понимать что при согласовании указывается груз и маршрут, следовательно отклонения хотя бы по одной позиции будет признано нарушением законодательства.
Для того, чтобы получить документ, перевозчику необходимо четко определится с маршрутом, по которому планируется движение. В зависимости от этого определяется организация куда будет подан запрос:
Дороги Организация
Федеральные трассы Росавтодор
Движение из одного региона в другой Росавтодор
Муниципальные/местные дороги в пределах субъекта Минтранс субъекта РФ
Поездка в пределах территории по местным дорогам Муниципалитет города/района
Дороги принадлежащие субъекту права Собственнику дороги
В согласовании маршрута помимо владельца дороги принимает участие ГИДББ для оценки целесообразности движения тяжелого транспортного средства с точки зрения безопасности других участников ДД. Дорожные организации оценивают предполагаемый ущерб от проезда такого транспорта.

Цена разрешения

Нет четко установленной цены на перегруз, которую необходимо оплатить и получить возможность ездить на тяжелой машине с превышением нагрузки на ось. Есть установленная законом пошлина в размере 1600 р за запрос на получения разрешения. Окончательная цена складывается их нескольких пунктов:
  •  пошлины;
  • платы владельцу дороги в сет возмещения ущерба, который будет причинен в результате движения данного ТС.
Порядок расчетов данной категории установлен в Постановлении Правительства №934 «О возмещении вреда причиняемого ТС осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов». В соответствии с п. 5 Правил размер платы высчитывается в зависимости от:
  • превышения допустимой массы ТС;
  • превышения дополнительных осевых нагрузок ТС;
  • протяженности участка дороги;
  • компенсационного индекса этого года.

Кто платит

Поскольку получение разрешения необходимо в первую очередь грузоперевозчику, то эти расходы ложатся на его плечи. В договоре на осуществление перевозки можно указать что расходы на получения разрешения для превышения допустимой нагрузки могут быть разделены между перевозчиком и грузоотправителем. В спорной ситуации вопросы решаются в суде в рамках гражданского и административного процесса.

Можно ли избежать штрафа

Избежать наказания двигаясь на перегруженной машине по трассам, оборудованным пунктами весового контроля, практически невозможно. Даже если допустить, коррумпированность некоторых чиновников, все равно это не выход.
Единственный возможный способ не допустить штрафа – это получение специального разрешения и четкое соблюдение его правил.
Запрещено:
  • отклоняться от утвержденного маршрута без уважительных причин;
  • загружать в транспорт грузы, не согласованные в разрешении;
  • загружать грузы, которые превышают согласованный вес и нагрузку.
Изучив законодательную базу, особенно в части штрафов на организации и должностных лиц, можно прийти к выводу, что перегруз транспорта дело весьма дорогое. Во избежание начисления штрафов необходимо соблюдать правила и при превышении нагрузки оформлять соответствующие разрешения. На практике это оказывается существенно дешевле, чем оплата штрафа.

Видео: Что такое перегруз и как с ним бороться