Дорожные знаки ПДД

0
Знаки ПДД

Дорожные знаки – это информационные средства, помогающие организовать и регулировать безопасное движение на дорогах.

Разработаны при заключении Венской конвенции в 1968 году и приняты единой международной системой знаков. Правила применения дорожных знаков предусмотрены национальным стандартом.

Дорожные указатели регламентируют движение на всех участках дорожного движения:

  • на проезжей части;
  • на обочине дороги;
  • на дорожках для велосипедистов и пешеходов;
  • на трамвайных путях.

Дорожные знаки выглядят как графическое стандартизированное изображение, нанесенное на стальную панель. Их предназначение – доносить необходимую информацию для участников дорожного движения: водителей и пешеходов.

Какие бывают

Дорожные знаки Российской Федерации функционально можно разбить следующим образом:

  1. Основной знак. Необходимость в нем возникает при сочетании требований стандарта безопасности и определенных условий на дороге.
  2. Дублирующий знак. Устанавливается в одном дорожном сегменте с основным. Знак нужен, чтобы усилить надежность восприятия главного знака.
  3. Предварительный знак. Установленный до основного знака, он предупреждает водителей, что вскоре изменится режим движения.
  4. Повторный знак. Подтверждает данные главного знака, устанавливается за ним.
  5. Знак – табличка дополнительной информации. Она применяется в ситуации, когда необходимо уточнить или ограничить влияние других знаков.

По статусу информирования дорожные знаки подразделяются на 8 групп:

  1. Предупреждающие.
  2. Знаки приоритета.
  3. Запрещающие.
  4. Предписывающие.
  5. Знаки особых предписаний.
  6. Информационные.
  7. Знаки сервиса.
  8. Знаки дополнительной информации (таблички).

Каждый указатель имеет цифровой идентификатор, установленный стандартом. Код начинается с номера группы. Вторая цифра обозначает внутренний номер в группе, третья – это вид.

Предупреждающие

Первая группа знаков носит информационный характер. Они сообщают водителю о приближении к сложному участку, где потребуется действовать по ситуации и принять нужные меры.

Выглядят как треугольник равными сторонами и красной окантовкой, с белым фоном и рисунком черного цвета. Характер предполагаемой опасности обозначается специальными символами.

Вот, например, знак 1.17 Искусственная неровность, тот самый «лежачий полицейский», который так не любят водители за вынужденное снижение скорости.

Располагают треугольные знаки на определенном расстоянии от опасного участка:

150 – 300 метров вне границ населенного пункта
50 – 100 метров на территории у населенного пункта

Различная отдаленность обусловлена разной разрешенной скоростью: вне населенной местности она выше.

Знак 1.6: Пересечение равнозначных дорог. Устанавливается перед перекрестком из дорог равнозначного движения. Чаще всего, это дороги с одинаковым покрытием. Проезжают по такой дороге, ориентируясь на помеху справа.

Некоторые предупреждающие знаки выглядят иначе:

  1. Указатели, обозначающие железную дорогу: однопутную или многопутную. С их помощью легче оценить ширину переезда. Незаменимы для водителя, который приближается к ж/д переезду, не оборудованному шлагбаумом.
  2. Знаки в форме вертикального прямоугольника дают более подробную информацию о приближении к переезду вне населенного пункта. Такие таблички устанавливаются с двух сторон. Имеют одну, две или три наклонные линии. Если на табличке три полосы, до переезда осталось 150 – 300 м. Чем больше линий, тем ближе переезд.
  3. Указатели в виде горизонтальных прямоугольников со стрелками – указателями направления, показывают водителю, куда свернет поворот на закругленной дороге, где видимость ограничена. Обозначают также направление объезда в случае ремонта. Знаки не ограничивают водителя в выборе дороги.

Приоритета

Они устанавливают очередность при пересечении таких участков дороги:

  • проезжих частей;
  • перекрестков;
  • узких и неудобных мест.

Знаки нужны в тех местах, где участники дорожного движения с разных направлений не могут одновременно передвигаться. Установленный указатель дает одним участникам преимущество, а других обязывает уступить первоочередность проезда.

В отличие от первой группы, знаки приоритета более разнообразны по форме и цвету. Если взглянуть на знак с обратной стороны, сомнений о его значении не остается.

Запрещающие знаки в ПДД

Все знаки этой группы – круглые. Имеют кайму: красную или черную. При этом, цвет каймы сигнализирует о характере знака. Красные знаки вводят ограничения, а черные отменяют.

Эти знаки прямо запрещают действия (въезд, поворот) либо движение определенной категории транспортных средств (например, грузовой транспорт в черте города).

Запрещающие знаки размещаются в близости к участку ограничения. Иногда, для заблаговременного предупреждения водителей, дополняются знаками-табличками с указанием расстояния до объекта.

Предписывающие

Знаки имеют голубой фон, белые обозначения, почти все – круглые. Их действие определяет:

  • направление движения (например, круговое движение);
  • минимальную допустимую скорость;
  • продолжение проезда для некоторых категорий транспорта;
  • в каком направлении двигаться велосипедистам и пешеходам.

На примере – знак объезда, обязывающий водителей объезжать препятствие с той стороны, что указана на знаке. В данном случае – слева.

А это – знак 4.6 Ограничение минимальной скорости, обязывающий водителей двигаться с оптимальной для этого участка дороги, скоростью.

Обычно устанавливается в условиях:

  • узкой дороги;
  • длительного запрещения обгона;
  • интенсивного движения.

При этом возникает необходимость оптимизации движения, его эффективности. Водитель обязан выполнить требование знака и должен продолжить движение со скоростью, не ниже предусмотренной знаком.

Особых предписаний

Особая группа знаков, объединяющая указатели, не охваченные другими категориями. Форма квадратная, реже – прямоугольная; фон чаще синий, иногда – белый.

Нужны, чтобы вводить или отменять установленные режимы движения. Например, обозначают автомагистраль 5.1, а затем ее конец, означающий, что на максимальной скорости следовать дальше уже нельзя.

Пример знака автомагистрали показывает, что знак одновременно сочетает запрет для движения:

  • тракторов и других самоходных машин, пешеходов и домашних животных, велосипедистов, водителей мопедов;
  • грузового транспорта с массой, превышающей 3,5 тонны, дальше второй полосы движения;
  • задним ходом;
  • учебного транспорта.

Кроме того, запрещает парковку в неустановленных местах, въезды и развороты на разделительной полосе.

Многогранность и польза дорожного знака 5.1 очевидна: не будь его, потребовалось бы немалое количество отдельных запрещающих указателей.

Информационные

Дают водителям информацию о населенных пунктах, указывают расстояние, места стоянки, подземные и наземные переходы. Сообщают о том, какой режим движения установлен или рекомендован на данном участке дороги.

Эти знаки всегда выполнены в виде прямоугольника. Цвет фона зависит от подгруппы: зеленый (автомагистраль), белый (объекты в черте города или др. населенного пункта), синий (загородные маршруты).

Сервиса

Подсказывают водителю, какие объекты сервиса и помощи встречаются по пути:

  • больницы и пункты первой медпомощи;
  • АЗС;
  • СТО;
  • мойка автомобилей;
  • гостиницы (мотели);
  • кемпинги и др.

Знаки располагают в непосредственной близости к сервисным пунктам или при повороте к ним.

Иногда о приближении к таким объектам предупреждают заранее:

в населенных пунктах за 100 – 150 метров
за их пределами сначала издалека (60 – 80 и 15 –20 километров), затем 400 – 800 метров от объекта (поворота к нему)

Дополнительной информации

Они носят уточняющий или ограничивающий характер для того знака, вместе с которым установлены. Отдельно не используются.

Например, указывают вид транспорта, для которого предусмотрен запрет на поворот. Указывают дни недели, в которые действует основной знак.

Зона действия

Зону, в которой действие дорожного знака правомерно, определяет категория этого знака:

  1. К примеру, если водитель увидел предупреждающий знак о неровностях дороги, он сам вправе оценить протяженность некачественного участка дорожного полотна.
  2. Конец действия предписывающего или запрещающего знака (например, поворот направо запрещен) распространяется до первого перекрестка. Выбор этого ограничительного метода объясняется просто: водитель, выезжающий из поворота, не имеет информации об этом запрете.
  3. Действие знаков может быть продлено или уменьшено. Для этого используются дополнительные знаки.
  4. Есть знаки, необходимые для конкретных участков дороги. Например, стоянка на протяжении определенного расстояния запрещена. Это не может означать, что противоположная сторона дороги имеет аналогичное ограничение.
  5. Знаки доп. информации, сервисного обозначения и особых предписаний действуют до участка дороги, о котором дают информацию (например, указатель разворота). Есть исключение: знак, рекомендующий определенную скорость. Он действует в двух случаях: до первого пересечения дорог, либо пока не закончится населенный пункт.
  6. Знаки, указывающие на определенный порядок движения в границах населенных пунктов (дорога с односторонним или реверсивным движением, главная дорога), завершают действие только с установкой дополнительного знака (конец главной дороги). Для водителей с боковых дорог, для предотвращения аварийных ситуаций, устанавливаются добавочные знаки.

Сколько всего

Число знаков в правилах дорожного движения – величина непостоянная. ПДД постоянно обновляется и дополняется новыми знаками. Сейчас это число составляет около трехсот. Самая многочисленная группа – знаки дополнительной информации: почти 70.

Правила установки

Дорожные знаки при установке отвечают требованиям ГОСТ Р 52290, а при дальнейшей эксплуатации регламентируются ГОСТ Р 50597:

  1. При выборе места для установки знаков, учитываются особенности участка дороги: характер рельефа, интенсивность движения, освещенность, преобладание погодных условий в местности.
  2. Обязательно учитывается предписывающая информация знака.
  3. Устанавливаются знаки чаще справа, иногда – над нужными полосами движения. Это предупредительная мера, нужная для того, чтобы водитель вовремя среагировал на знак и принял необходимые меры.К пешеходным и велосипедным дорожкам применяются те же требования.
  4. Для дорожных указателей предусмотрена специальная схема установки. Знаки стараются размещать на одном уровне: так улучшается смысловое восприятие символа.
  5. Размещаются знаки таким образом, чтобы создавалась хорошая видимость для водителей, а непреднамеренное повреждение – исключалось. Недопустимо, чтобы знаки были закрыты деревьями или другими объектами. Оптимальное расстояние видимости должно быть, минимум, 100 метров.
  6. Если имеется обочина, на ней знаки устанавливать нельзя, за исключением особых условий (обрывы, парапеты).
  7. Если знак установлен справа, а полос дорожного движения одного направления две и более – устанавливают дублирующие знаки, на разделительной полосе.
  8. Нельзя размещать на задней стороне знака плакаты и другую печатную продукцию.
  9. Когда проводятся ремонтные работы, либо в экстренных случаях, используются временные знаки, установленные на переносных опорах. Указания временных знаков иногда противоречат основным. В такой ситуации приоритет у знака временного характера. Временные знаки иногда носят сезонный характер, обозначают, например, скользкую дорогу. Когда необходимость в использовании таких знаков отпадает, их демонтируют.
  10. Перекресток, пункт сервиса, место разворота, другие аналогичные участки, требуют установки знака непосредственно перед ними. С учетом необходимости, расстояние до объекта не должно превышать: для местности вне н.п.– 50 метров, в черте городов и поселков – 25 метров.
  11. На том участке дороги, что попадает в поле зрения водителя, можно установить не более трех знаков (без учета дополнительных и дублирующих).
  12. Если участок дороги плохо, либо совсем не освещен, знаки должны иметь светоотражающее покрытие или подсветку.

Кто отвечает за установку

Первая мысль, что отвечает ГИБДД, но это неверно. Ответственность за правильную установку, эксплуатацию и техническое обслуживание знаков несет субъект (дорожная организация), в ведении которого находится часть местности, где им положено находиться.

В другом случае, это – администрация города или поселка.
Знак невозможно поставить без согласования с ГИБДД и других органов. Незаконно установленный знак не имеет права предписывать какие-либо действия.

Кроме того, за самовольно установленный знак в РФ предусмотрена административная ответственность по ст. 12.33 КоАП РФ с назначением внушительных штрафов.

Изменения с 1 июля

С этой даты ПДД пополнились новыми знаками особых предписаний. Они обозначают зоны, в которые транспорту с экологическим классом ниже требуемого, заезжать нельзя.

Знаки вводят ограничение:

  • для механических транспортных средств;
  • для грузового транспорта.

Введена табличка дополнительной информации «Экологический класс транспортного средства». Ее размещают в комбинации со знаками, ограничивающими движение определенной категории автомобилей или, например «Поворот налево запрещен».

Например, если есть указатель класса 4, он означает, что автомобилям с двигателями классов Евро-0, 1, 2 и 3 поворачивать налево – запрещено.

Мера предпринята для защиты окружающей среды от вредного воздействия автомобильных выбросов.

Нововведения призваны контролировать проезд по территории городов автомобилей с превышением уровня вредных веществ в выбросах. При этом экологически чистый транспорт получает преимущественное право проезда.

Для контроля проезда транспорта с определенным классом экологичности устанавливаются дополнительные камеры. Дорожные инспекторы проверят экологический класс в электронной базе данных либо в свидетельстве о регистрации автомобиля.

Новые знаки не распространяются на специальный военный и полицейский транспорт, на автомобили пожарных, скорой помощи, спасательных служб и почты.

Несколько ранее, с апреля этого года введен в действие знак 1.35 Участок перекрестка. Он означает, что водитель приближается к сложному регулируемому перекрестку, где часто образуются пробки.

Теперь на дорожное покрытие таких перекрестков наносят новую разметку желтого цвета, «вафельницу», как окрестили ее в народе.

Это запрет для водителей, выезжающих на перекресток с затором такой степени, что придется остановиться и создать помеху для водителей с поперечного направления.

Вряд ли мы удивим вас фактом необходимости соблюдения знаков дорожного движения. Это истина, о которой мы знаем с детства. К сожалению, часто беспечно пренебрегаем, и получаем непоправимый результат.

Система дорожных знаков учитывает реалии нашего времени, постоянно совершенствуется и дорабатывается. От нас требуется одно – понимать, что знаки делают нашу жизнь безопасной.

И, в каком бы статусе вы не находились: пешеход или водитель, всем – удачи на дорогах!

Видео: Полный видеокурс ПДД: Правила дорожного движения — 10 ч.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяНовые правила ПДД
Следующая статьяОбгон в ПДД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ