Звонок бесплатный
Уступить дорогу по ПДД

Требование уступить дорогу по ПДД

0
Уступить дорогу по ПДД

Уступить дорогу идущему пешеходу, едущей по главной дороге машине, спецтранспортным средствам передвижения и иным привилегированным участникам дорожного движения, обязан каждый водитель.

Такими привилегиями пользуются те участники, которые либо занимают полосу основного назначения на трассе, либо имеют особый статус участника перемещения на дорогах.

Правилами дорожного движения (далее – Правила, ПДД) определено само понятие, что такое требование «уступить дорогу». Также здесь раскрыты нормы, порядок осуществления маневров, наличие соответствующих тематике знаков.

В положении указываются лица, которым водители обязаны уступать проезд, а также – меры ответственности при невыполнении Правил.

Определение термина

Требование «уступить дорогу» в ПДД – это освобождение проездных путей для участников, имеющих преимущественное право продвижения по дороге.

Требование возникает к тому автотранспортному средству, у которого нет преимущественных прав ездить беспрепятственно, чтобы уступали дорогу.

Приоритет или преимущество – это наличие, получение права продвижения по заданной траектории в первую очередь, тогда как остальные участники обязаны пропускать. Такое понятие прописано в п. 1.2 ПДД.

Что обозначает выражение «уступить дорогу»? Какие при этом действия или отсутствие должны быть предприняты водителями? Раскрытие значения понятия «требование Правил «уступить дорогу».

Это обозначает, что не стоит делать следующее:

  • создание каких-либо помех для свободного проезда;
  • осуществление продвижения назад, вперед, вправо или влево;
  • возобновление движения;
  • продолжение езды;
  • совершать маневрирование.

Одним словом, запрещено делать что-либо, что могло бы вынудить участников с преимущественным правом свободного проезда, менять свою траекторию пути, сбавлять скорость.

Если автомобилист таким не уступил дорогу, то возникает большой риск провокации аварии, столкновения других машин между собой из-за смены маршрута машиной или людьми, движущимися по преимущественному участку.

Возникают сложные ДТП. Вот почему такое правило, как «уступка проезда» играет важную роль в Правилах автомобильного движения.

Знаки

Управление автодорожным транспортом всегда сопряжено с соблюдением знаков, разметки и сигнальных устройств.

Намереваясь совершить какой-либо маневр, или двигаться по прямоезжей траектории, автомобилист обязан сначала убедиться, что его действия будут произведены в соответствии с требованиями автодорожных знаков, табличек, обозначений на полотне в форме разметки и Правил.

Знаки для пропуска преимущественного автотранспорта применяются в системе следующие:

Номера
знаков
Названия Описание
2.1
2.3.1-2.3.7
5.1
Главная дорога Это путь сквозного движения, к которому всегда будут примыкать различные второстепенные пути (напр., повороты, перекрестки, прилегающие территории).
Приоритет перед теми, кто собирается въезжать на полосу движения.Характеристики:
1. Покрыта дорога асфальтобетоном, каменными элементами. По сравнению с нею, второстепенная дорога может быть асфальтированной, а может оборудоваться лишь выровненным грунтом.
2. Всегда размечена разделительными чертами, линиями.
3. Оснащена знаками приоритета.
2.4 Уступите проезд Предупреждает о приближении к месту приоритетного значения и необходимости приостановиться, чтобы уступить путь автотранспортным средствам, перемещающимся по преимущественному пути.
2.5 STOP Проезжать не останавливаясь – запрещается.
2.6 У встречной полосы – преимущество. Указатель стрелками направляет восприятие водителя, сигналит о том, что встречное движение на данном участке пути – главное.
2.7 Приоритет перед встречным потоком. Такое обозначение говорит о том, что автомобилисты встречного потока обязаны уступить проезд едущему навстречу им транспорту.
8.13 Траектория главной дороги Табличка показывает, куда движется главная дорога, являющаяся приоритетной.

Для примера, приведем несколько изображений автодорожных знаков, влияющих на требование «уступить проезд»:

  1. Главная дорога.
  2. Треугольник приоритета «Уступи дорогу».
  3. Указатели преимущества или ограничители, подсказывающие о необходимости останавливаться.
  4. Табличка, где нарисована приоритетная главная дорога.

Есть еще несколько нюансов, касательно знаковой системы. В неё входят не только таблички, изображения на щитках. Это еще и знаки, показанные водителем рукой. Самого понятия «указатель рукой, чтобы уступить дорогу» в ПДД отсутствует.

Но оно применяется на практике водителями в тех случаях, когда:

  • движение происходит по кругу (напр., круговые перекрестки, где по новым правилам не установили указатель «Уступи дорогу» и др.);
  • траектории с пересечениями (особенно при многочисленных векторах путей);
  • при равнозначности дорог и др.

В этом случае всегда следует держаться правой стороны. Но если необходимо свернуть влево, тогда автомобилисту нужно просигналить вытянутой рукой о том, что для остальных участников есть помеха справа.

Негласно такие знаки рукой могут называться инструкторами автошкол:

  • «береги правую сторону»;
  • «правило правой руки»;
  • «помеха справа».

Значить они могут только одно: возникает помеха с правой стороны – необходимо уступить ей проезд. Но такой способ подачи сигналов другим участникам не может применяться в любое время и в любом месте.

Есть специальный регламент, как, когда знак рукой разрешено применять:

  1. Действия автомобилиста не должны быть продиктованы Правилами. То есть сигнализировать рукой разрешено в местах, где Правила не действуют, либо временно упразднились.
  2. Участие в движении должно быть для водителей равнозначным по приоритетности.
  3. По отношению к пешеходу такое правило не используется.
  4. Сигналить руками трамваю нельзя – это нецелесообразно и не практикуется.
  5. Пути движущихся машин должны пересекаться.

И еще есть один момент – в соответствии с новшествами от 8 ноября 2017 года, в Правилах насчет круговых перекрестков теперь внесено главное отличие главной дороги. Таковой принято отныне считать круг, кольцо.

Это говорит о том, что все машины, приближающиеся к круговой части перекрестка, должны уступать проезд тем, кто выезжать из кольцевой дороги. Но и внутри кольца дроги могут быть разделены на пути, параллельно идущие, главные и второстепенные.

Кому водитель обязан уступить дорогу

Автомобилисты должны уверенно ориентироваться, знать, кому и когда следует уступать проезд.

Некоторым участникам дается по ПДД преимущество не во всех случаях. Другие же пользуются приоритетом постоянно. Например, автобусу, отъезжающему от остановки, следует уступать путь всегда. А едущим водителям по дороге с двухсторонним движением – нет.

Например, если стоит знак, показывающий разноцветными стрелками, какой путь главнее, то нужно следовать его указаниям.

Самое главное, какими бы ни были обстоятельства на дорогах, не вынудить преимущественный транспорт сбавлять скорость или менять траекторию. Иначе могут случиться столкновения на проезжей части приоритетной зоны проезда.

Поэтому необходимо отдельно рассмотреть некоторые случаи, когда и кого пропускать нужно постоянно, а когда и кого – в особых случаях, или в ситуациях, предписанных Правилами.

В обязательном порядке

Участнику, пользующемуся преимуществом, водитель уступает путь вне зависимости от того, автомобилист это, либо велосипедист или пеший человек. Все зависит от разметки дороги, знаков и правил, стоящих за этим.

Перечень субъектов, которых обязательно следует пропускать, указан в таблице ниже:

Лица, пользующиеся
приоритетом
на автодорогах
Ситуация
Пешеходы Нахождение людей на нерегулируемых перекрестках, когда они проходят «зебру», либо трамвайно-дорожное полотно.
Трамваи Пересечение электротранспортным средством проезжей части за границами автодорожных перекрестков. Исключением составляют ситуации выезда электротехники из депо.
Спецтранспорт Во время выполнения своего оперативного рейса, автомашины спецслужб применяют типичные сигнальные устройства – цветовые, звуковые. Не заметить их невозможно.
Общественный городской пассажирский транспорт Все маршрутные автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи, совершающие проезд по сквозному движению, заезжающие, выезжающие в «карман» пассажирских остановок, сворачивающие к автостанциям.
Едущие по главной или приоритетной дороге Все транспортные средства, продвигающиеся по главному, либо преимущественному пути.
Идущей, либо едущей колонне Обычно такие мероприятия организуются службами Госавтоинспекции. Всех водителей предупреждают о проезде в один ряд, объезде, чтобы освободить одну полосу проезжей части определенного отрезка маршрута.

Примеры спецтранспортных средств передвижения – автомобили:

  • скорой помощи;
  • спецтранспорту МЧС;
  • пожарной службы;
  • ГАИ с работающими сигнальными устройствами;
  • спасательной службы;
  • полиции и др.

По Правилам, специальный регламент, как ездить через пешеходные наземные переходы, указан в целом Разделе №14. Нужно помнить также, что к рельсовым ТС всегда должна быть проявлена повышенная внимательность со стороны водителей автомобильного транспорта.

По ситуации

В случае, когда поток машин плотный по главной дороге и на выезде, водитель, движущийся по главной, останавливается, чтобы пропустить машины из выезда, тогда такое действие не будет считаться неправильным. Он уступил дорогу не вынужденно, а по собственному желанию, что значит – не нарушил никаких Правил.

В пути встречается также разная разметка. Она может дополнительно регулироваться светофорами или дорожными знаками, но не всегда.

Рассмотрим для примера несколько вариантов ситуаций, при которых возникает необходимость пропустить машину, либо таковая норма отсутствует.

При сужении дороги

Сужающиеся пути именуются в народе – «горлышко». Оно может встречаться на поворотах, перед приближением к перекресткам, въезду в город, на мост и на других участках.

Если водитель едет по дороге без разметки, потом обнаруживает, что она сужается, а навстречу движется автотранспорт, значит, дорога условно двухсторонняя.

Уступать проезд здесь придется в двух случаях – попутном проезде и навстречу друг другу. При попутном движении. На рисунке видно, что уступить желтому автомобилю проезд может одна из машин – или синяя, или белая.

Белой может быть дан приоритет объезда синей машины (п. 8.4 ПДД), но только если дистанция от нее к встречному авто позволяет это сделать. Иначе возможен риск столкновения.

Общее правило здесь действует следующее – уступить нужно путь тому, что едет с правой стороны (п. 8.9 ПДД), у кого наблюдается помеха справа.

При встречном разъезде действуют такие правила:

  1. Уступает тот, на пути которого возникло препятствие.
  2. Сигналить жестами, «договариваться по-джентельменски».
  3. Сигналить фарами, сбавляя скорость и отъезжая к правому краю дороги, предупреждая о том, что предоставляется возможность проезда встречному транспорту.

Такие участки обычно предупреждаются сигнальными знаками – «Сужение проезжей части». Они позволяют автомобилистами максимально сконцентрироваться и быть бдительными в пути.

На перекрестке

В случаях продвижения по главной дороге, есть те направления, по которым едут машины и им можно не уступать дрогу, но есть и другие – где даже автомобилист главной дороги обязан уступать проезд.

Это касается встречных авто, едущих прямо или сворачивающих на главную. Здесь работает принцип помехи справа.

Если главный путь сворачивает и об этом предупреждает соответствующий знак, тогда возможности у движущегося по главной дороге автомобиля увеличиваются – он может уступить проезд, только встречному, если сворачивает через перекресток на полосу противоположенного продвижения.

Но даже в этом случае, если рядом будет находиться остановка для пассажиров, тогда он должен будет уступить общественному транспорту, немного задерживаясь на перекрестке.

Если перед перекрестком по ходу движения установлен указатель «Уступи дорогу», тогда необходимо остановиться и всех пропустить.

Случаи вынужденной остановки на перекрестке показывают, когда требование по уступке не будет нарушаться. После того как водитель второстепенной дороги двигался к перекрестку, не успел его пересечь или остановиться раньше, выехал на середину и остановился, то он не нарушил правила.

Пропуская машины, едущие по главной, он должен стоять по направлению потока движения, держась правой части напротив полосы. Автомобилист же, едущий по главной полосе, обязан в этом случае сбавить скорость согласно норме п.10.1 ПДД.

  • Ехать только прямо.
  • Уступи дорогу.
  • При одновременном перестроении

    Перестроение в Правилах – это ситуация, когда автомобилист выезжает из своей основной полосы и направляется к полосе соседнего параллельного движения, чтобы продолжить свой путь в том же самом направлении, но по другой полосе. Как это делается грамотно и законно, описывается в п.8.4 ПДД.

    Важно для безопасного одновременного маневрирования учесть следующее:

    1. Помеху с правой стороны. Здесь необходимо уступить дрогу, если она есть.
    2. Сбавление скорости.
    3. Заблаговременное включение поворотных огней.
    4. Соблюдение дистанции.
    5. Ориентировка по зеркалам.

    Перестраиваться необходимо исключительно тогда, когда есть полная убежденность, что нет больше никаких помех и путь безопасен.

    Встречному автомобилю

    Встречный автомобиль – практически всегда является приоритетным транспортом в потоке движения. Уступать им дорогу обязаны водители на основании ПДД. Поэтому существует разница, по главной дороге движется водитель, или по второстепенной.

    Но есть знаки-указатели, которые могут предупредить автомобилиста, едущего по равнозначной дороге, что встречный автотранспорт обязан уступить проезд ему. Номер такого знака – 2.7 по ГОСТу.

    Наказание за невыполнение требований

    Штрафы в случаях, когда участник движения не захотел предоставить преимущественный проезд автомобилистам, имеющим на это право, определяются в КоАП РФ.

    Основное денежное наказание за данное нарушение определяется в фиксированном размере – 1000 рублей. Это определено п. 12.13 КоАП российского административного права.

    Можно в отдельной таблице перечислить несколько вариантов денежных взысканий за случаи, когда водитель не уступил дорогу приоритетному участнику (участникам):

    Номер пункта
    в КоАП России
    Нарушение Размер штрафа,
    руб.
    12.9 Превышал скорость 500
    12.12 Неправильная езда по круговому перекрестку, где была нарушена остановка на красный свет светофора. 1000
    Такое же повторное несоблюдение правила. 5000
    12.13 Не уступил проезд 1000
    12.14 Во время маневра не пропустил транспорт. 500
    12.17 Не пропустил спецтранспорт 500
    12.18 Не обеспечил свободное движение пешеходу, велосипедисту. 1500
    12.19 Не в положенном месте остановился, чтобы попустить едущую машину (напр., заехал на полотно главной дороги). 500

    Требование ПДД, уступить путь для проезжающего транспорта или идущих пешеходов, заключается в том, чтобы водители не создавали никаких помех для их продвижения.

    Приоритет – это право участника дорожного движения проехать первым по определенному пути. Обычно такой путь обозначается правилами, знаками, разметкой и конструкцией самой дороги (напр., главная, второстепенная).

    Видео: Урок 3.2: Знаки приоритета. Кому следует уступать дорогу.

    NO COMMENTS

    LEAVE A REPLY