Звонок бесплатный
Обгон в ПДД

Как правильно обгонять по ПДД

0

Правила дорожного движения, в том числе и правила совершения обгона, регламентируются Постановлением Правительства №1090.

Где и как можно совершать обгон, согласно данному документу и что последует за несоблюдение установленных правил, читайте далее.

Определение

Основные понятия, которые принимаются во внимание в ПДД, рассмотрены в статье 1.1. документом разделяются такие термины, как «обгон» и «опережение».

Опережение – это маневр, производимый водителем автомототранспортного средства, а именно движение ТС со скоростью больше, чем та с которой движутся иные авто в попутном направлении.

Обгон – это разновидность опережения, при которой авто, двигающее с большей скоростью, производит опережение иных транспортных средств с намеренным выездом на полосу, предназначающуюся для движения встречного потока и последующим возвращением в ранее занимаемое положение.

Основное отличие между понятиями заключается в том, что при опережении автомототранспортное средство не выезжает на полосу встречного направления, а при обгоне данный маневр совершается в обязательном порядке.

Кроме этого совершается обгон с правой стороны и только, а опережение может производиться, как с правой, так и с левой стороны.

Правила обгона по ПДД

Правила выполнения обгона регулируются главой 11 Правил движения автомобильного транспорта.

Прежде чем приступать к выполнению рассматриваемого маневра водитель обязан убедиться в его безопасности, а именно предварительно определить (статья 11.1):

  • свободна ли полоса, на которую потребуется совершить выезд при маневрировании;
  • не будет ли создано помех иных участникам движения, причем как в попутном, так и во встречном направлении;
  • если ли возможность по завершении обгона вернуться в свою полосу для продолжения дальнейшего движения.

В связи с данными аспектами водитель не может приступать к выполнению маневра «Обгон», если (статья 11.2):

  • автомобиль или иной вид транспорта, движущийся впереди, подает сигнал поворота перед выполнением аналогичного маневра;
  • автотранспорт, так же движущийся впереди, уже приступил к обгону иных авто или объезду препятствия, возникшему на пути следования;
  • транспорт, который приближается сзади, выполняет обгон.

Следует помнить, что препятствование обгону, который совершается иным видам транспорта, запрещено (статья 11.3). Данное нарушение наказывается в соответствии с Административным Кодексом.

Пунктом 11.4 документа так же установлены специальные зоны, в которых выполнением маневра запрещается.

Кроме указанных зон выполнять обгон нельзя в зоне действия следующих дорожных знаков:

  • обгон запрещен (3.20). Данным дорожным знаком запрещается обгон всего транспорта за исключением гужевых повозок, двухколесных мотоциклов, не оборудованных боковым прицепом, мопедов и тихоходных ТС, оснащенных специальным предупреждающим знаком;
  • обгон запрещен только грузовым автомобилем (3.22). В зоне действия данного дорожного знака запрещается выполнение маневра «Обгон» всем автомобилям, масса которых превышает 3,5 т. Исключения в данной ситуации отсутствуют.

Зона действия рассматриваемых дорожных знаков начинается непосредственно за знаком и заканчивается:

  • на ближайшем перекрестке;
  • в конце населенного пункта, если в жилой зоне отсутствуют перекрестки;
  • после знаков, отменяющих введенный запрет на обгон. Такими знаками являются 3.21 и 3.23;
  • после знака, отменяющего запрет на любые ограничения, введенные ранее (3.31);
  • по истечении промежутка проезжей части, если совместно с запрещающим знаком установлена дополнительная информация табличка.

Как правило, все дорожные знаки дублируются линиями дорожной разметки.

Выполнять обгон запрещено, если на проезжей части нанесена разметка следующих видов:

  • сплошная линия;
  • двойная сплошная линия.

Далее разберемся более подробно, в каких ситуациях и как совершается обгон.

На перекрестке

Можно ли обгонять на перекрестке? При ответе на данный вопрос предварительно следует выяснить, какой перекресток находится перед водителем.

Все перекрестки, согласно ПДД подразделяются на два вида:

  • регулируемые. На таких перекрестках приоритетность движения определяется сигналами светофора или жестами регулировщика;
  • нерегулируемыми. На перекрестках отсутствуют светофоры и регулировщики, а очередность проезда автотранспорта определяется водителями самостоятельно в соответствии с установленными перед перекрестком дорожными знаками (неравнозначные нерегулируемые перекрестки, на которых одна дорога является главной, а другая – второстепенной) или правилом «помеха справа» (равнозначные нерегулируемые перекрестки).

Регулируемом

Обгон запрещен на всех видах регулируемых перекрестков. Это правило введено для сокращения числа аварийных ситуаций, так как большинство светофоров настроены таким образом, что разрешают движение одновременно во встречных направлениях.

Нерегулируемом

Если перекресток нерегулируемый, то совершать обгон можно только при движении по главной дороге.

Если автомототранспортное средство движется по второстепенной дороге или перекресток является равнозначным, то выполнение обгона запрещено.

На пешеходном переходе

Пешеходный переход, так же как и перекресток является зоной повышенной опасности. Поэтому выполнение обгона на данном участке дороги недопустимо.

Однако при исследовании данного вопроса существенно важным является правильное определение границ пешеходного перехода.

Согласно правилам зоной перехода является:

  • пространство проезжей части, на которое нанесены соответствующие линии разметки (зебра);
  • пространство между знаками 5.19.1 (устанавливается с правой стороны дороги) и 5.19.2 (устанавливается с левой стороны проезжей части).

В населенном пункте

При обгоне в пределах населенного пункта следует быть предельно внимательным и правильно оценивать дорожную ситуацию.

Обгон разрешается, если:

  • на данном участке проезжей части не установлены знаки, запрещающие данный маневр;
  • совершить обгон позволяет нанесенная разметка;
  • при выполнении маневра не будут созданы помехи иным участникам дорожного движения;
  • автомобиль движется не по мосту, эстакаде, путепроводу или в тоннеле;
  • транспортное средство не совершает подъем на мост (эстакаду);
  • в зоне выполнения маневра отсутствует пешеходный переход;
  • автомобиль не выезжает на регулируемый перекресток;
  • видимость достаточна для обеспечения максимальной безопасности при маневрировании.

Следует помнить, что за дорожной ситуацией в населенных пунктах следят не только инспектора ГИБДД, но и автоматические камеры, которые так же фиксируют совершаемые правонарушения.

На ЖД переезде

Еще одной зоной ограничения обгона является железнодорожный переезд. При приближении к опасному участку дороги устанавливается один из следующих дорожных знаков:

  •  железнодорожный переезд со шлагбаумом (1.1). Знак должен быть установлен на расстоянии 150 – 300 м от переезда и продублирован на расстоянии 50 м от опасной зоны;
  • железнодорожный переезд без шлагбаума (1.2). В пределах населенного пункта такой знак устанавливается на расстоянии 50 – 100 м от переезда, а вне населенного пункта – 150 – 300 м от переезда.

В соответствии с пунктом 11.4 правил движения обгон непосредственно на железнодорожном переезде и на расстоянии в 100 м до опасного участка дороги запрещается.

Чтобы определить зону ж/д переезда требуется руководствоваться следующими правилами:

  • если переезд оборудован шлагбаумами, то наиболее опасным участком (зоной переезда) считается расстояние между данными ограничителями;
  • если шлагбаумы отсутствуют, то определение границ переезда производится по знакам 1.3.1 (однопутная железная дорога) или 1.3.2 (многопутная железная дорога), которые устанавливаются перед переездом с правой стороны дороги, а после переезда – с левой стороны.

На мосту

По правилам движения обгон на мосту (эстакаде, путепроводе) запрещен. В целях предотвращения ДТП выполнение обгона так же недопустимо в конце подъема на мост, так как на данном участке дороги зона видимости не является достаточной и под указанными сооружениями.

В тоннеле

Обгон с выездом на встречную полосу так же запрещается выполнять в тоннелях, не зависимо от наличия/отсутствия дополнительного освещения и запрещающих выполнение маневра знаков (соответствующей дорожной разметки).

На повороте

Многие водители задают вопрос, а допустимо ли правилами совершать обгон на повороте дороги, ведь прямого указания на наличие запрета в правилах нет?

В данной ситуации следует руководствоваться следующими критериями:

  • обгон строго запрещается на опасных поворотах. В зоне повышенной опасности в данной ситуации устанавливаются предупреждающие знаки и, как правило, запрещающие знаки обгона и соответствующая разметка. Данный аспект прямо регулируется пунктом 11.4 Правил;
  • выполнять обгон нельзя, если зона видимости для выполнения данного маневра недостаточна. Это аспект так же регламентируется ПДД. Под ограниченной видимостью в данном случае следует понимать участок дороги, на котором видимость водителя автомототранспортного средства ограничивается рельефом местности (например, горы, возвышенности и так далее), параметрами дороги, растительностью или строениями, расположенными рядом с проезжей частью, а так же иными видами транспорта;
  • обгон ограничивается установленными знаками и линиями разметки, даже если перед поворотом не установлены знаки, предупреждающие об опасности;
  • маневрирование недопустимо при загруженности трассы или создании помех другим водителям.

Автобуса на остановке

При определении возможности обгона автобуса, который произвел остановку в установленном месте, следует учитывать:

  • наличие/отсутствие запрещающих знаков;
  • наличие/отсутствие линий разметки. Если зона автобусной остановки и встречная полоса разделяются прерывистой линией, то выполнение обгона допустимо.

Если для выполнения обгона надо проехать через сплошную линию разметки, то данный маневр считается нарушением правил.

Множество разногласий появляется ввиду принятия водителями остановившегося автобуса за препятствие, ведь в данной ситуации обгон допустимо совершать даже при наличии сплошной линии разметки.

Однако в соответствии с пунктом 1.1 ПДД препятствием является неподвижный объект (неисправное транспортное средство), который не может продолжить движение самостоятельно, а остановившийся автобус под данное понятие не подходит.

Мотоцикла или велосипеда

Обгон велосипеда и мотоцикла производится по общим правилам. Однако следует учитывать, что действие знака 3.20 , запрещающего обгон на данные виды транспорта не распространяется.

Грузового автомобиля

Обгон грузового автомобиля производится по общим правилам. Знак 3.22 запрещает обгон автомобильному транспорту грузового типа, а не грузового автотранспорта.

Пробки

Наиболее популярным в последнее время стал вопрос возможности обгона пробки, скопившейся на проезжей части. Довольно часто можно увидеть обгон по обочине.

Допустимо ли выполнение таких маневров и можно ли обогнать пробку в соответствии с правилами:

  1. Во-первых, необходимо отметить, что обгон – это маневр, который совершается с выездом на полосу, предназначающуюся для движения во встречном направлении, а значит, выполнение обгона по обочине не допускается.
  2. Во-вторых, если движущиеся ТС создают плотный поток, то беспрепятственно вернуться в свою полосу движения после завершения маневра не получится, что так же противоречит действующим правилам.
  3. В-третьих, перед выполнением маневра надо определить возможность его совершения, то есть руководствоваться знаками и линиями разметки.

Как правило, в зоне большого скопления автомобильного транспорта нанесена сплошная линия разметки, что запрещает выполнение обгона.

Таким образом, обогнать пробку по установленным на законодательном уровне правилам движения не возможно, а за нарушение правил водитель будет подвергаться административному наказанию.

Тихоходного транспортного средства

Обгон тихоходного транспортного средства, на котором установлен соответствующий знак, выполняется на общих основаниях и дополнительно может быть выполнен в зоне действия знака, запрещающего обгон (3.20).

Если на ТС указанный знак отсутствует, то обгон выполняется исключительно на общих основаниях, не зависимо от скорости движения автотранспорта, в том числе и конструктивной скорости, являющейся основанием для отнесения ТС к категории тихоходного транспорта.

Кроме этого пунктом 11.6 ПДД регламентируется необходимость тихоходному транспорту уступить дорогу иным авто путем занятия крайнего правого положения, а при скоплении большого количества транспорта, следующего позади, полной остановки.

Колонны

При определении возможности обгона колонны автомобильного транспорта, в первую очередь, следует выяснить, что именно можно считать организованной колонной.

В пункте 1.1 Правил движения указано, что организованная колонна – это группа автомобилей, в которой 3 и более транспортных средств.

Все авто двигаются в одном направлении и по одной полосе движения, причем обязательно с включенными фарами. Впереди колонны двигается автомобиль сопровождения с нанесенными на кузов цветографическими схемами и включенным маячком.

Таким образом, колонна считается организованной только при наличии всех указанных признаком.

С сопровождением

Обгон колонны с автомобилем сопровождения не допустим пунктом 3.2 ПДД, в котором указывается, что при приближении авто со специальными сигналами необходимо уступить дорогу, а обгон такого транспорта и транспорта, который сопровождается автомобилем со специальными сигналами запрещен.

Без сопровождения

Если в колонне отсутствует автомобиль сопровождения, то по указанному понятию, закрепленному ПДД, она не может считаться организованной колонной. Следовательно, обгон производится по общим правилам.

Причем обгон может быть выполнен как одного автотранспорта, идущего в колонне, так и нескольких авто одновременно, при наличии свободного пространства на проезжей части и отсутствии запрещающих знаков (разметки).

На подъеме

Для обеспечения максимальной безопасности при подъеме на мост, эстакаду и любу. Возвышенность обгон запрещается, но только в конце подъема, так как из-за ограничений рельефа или сооружения создается зона с недостаточной видимостью.

Паровозиком

Можно ли выполнять двойной обгон или как говорят водители «обгон паровозиком»?

Основными критериями запрета выполнения рассматриваемого маневра являются (пункт 11.2):

  • выполнение обгона автомобилем, который движется спереди или только включил поворотники для совершения маневра;
  • выполнением обгона авто, которое двигается сзади.

Это означает, что выполнение «обгона паровозиком» прямо запрещается правилами движения.

Завершение манёвра

После выполнения опережения впереди идущего автомобиля при выполнении обгона водитель обязан вернуться в свою полосу движения. Именно этот маневр и считается завершением обгона.

Следует помнить, что при выполнении любого перестроения требуется подавать соответствующие сигналы поворота, чтобы предупредить водителей о собственных намерениях и исключить возможность создания аварийной ситуации.

Наказание за нарушение

Какое же наказание предусмотрено за несоблюдение правил выполнения обгона? В соответствии с действующей редакцией Административного Кодекса (КоАП) в качестве наказания может выступать административный штраф или лишение водительских прав на определенный срок.

Более подробно о размерах наказания за то или иное правонарушение можно узнать из следующей таблицы:

Описание правонарушения Статья КоАП Наказание
Размер штрафа, руб. Срок лишения прав, месяцев
Нарушение требования о необходимости подачи светового сигнала перед совершением перестроения при выполнении обгона 12.14 часть 1 500
Обгон по обочине 12.15 часть 1 1 500
Препятствие передвижению организованной колонны или занятие в ней места после обгона одного или нескольких ТС 12.15 часть 1 1 500
Выезд на полосу, которая предназначается для движения во встречном направлении или трамвайные пути для выполнения обгона с нарушением правил 12.15 часть 4 5 000 4 – 6
Повторное нарушение правил по статье 12.15 часть 4 12.15 часть 5 5 000 (назначается только при фиксации правонарушения камерами слежения) 12
Несоблюдение требований, которые устанавливаются дорожными знаками и/или разметкой 12. 16 часть 1 500
Не предоставление преимущества авто с включенными специальными сигналами 12.17 часть 2 500 1 – 3
Невыполнение требований о пропуске водителем транспорта, который относится к категории тихоходных 12.15 часть 1.1 1 000 – 1 500

Все нарушения могут быть зафиксированы как сотрудниками Госавтоинспекции, так и установленными камерами.

В последнем случае после обработки нарушения в специализированном центре водитель – нарушитель получить письмо, в котором указывается дата и место нарушения, описание нарушения и сумма наложенного штрафа. Данные письма водители между собой называют «письмами счастья».

Итак, обгон является наиболее рискованным маневром, который совершается не только на своей, но и на встречной полосе движения. Именно по этой причине к данному маневру применяются довольно строгие правила.

Несоблюдение действующего законодательства может привести не только к административному наказанию, в том числе и в виде лишения водительских прав, но и порче движимого имущества, а так же причинении вреда жизни и здоровью водителей, пассажиров, а в некоторых случаях и пешеходам.

Видео: Знаки, которые запрещают обгон

NO COMMENTS

LEAVE A REPLY