ПДД

ПДД

Соблюдение ПДД – это целый комплекс мероприятий, направленных на снижение аварийности на российских дорогах. Местные муниципалитеты пытаются спроектировать такую схему проезда, которая устроила бы и автолюбителя, и пешехода. Законодатели ежегодно собираются в Комитеты: им необходимо своевременно внести поправки и изменения в организацию дорожного движения в городах России. А что конкретный человек может сделать для сохранения безопасности на трассах, магистралях, улицах и во дворах? От нас зависит многое:

  • каждый взрослый человек обязан привить знание «дорожной азбуки» детям и подросткам;
  • выступая в роли водителя, нельзя выезжать на улицы без элементарных знаний значений разметки, знаков и правил типа «уступи помехе справа»;
  • техническое состояние индивидуального транспорта должно соответствовать стандартам.
Именно поэтому добросовестный водитель ежегодно обращается на станцию технического обслуживания. Водителям-дилетантам, сдавшим экзамен, стоит выучить несколько постулатов для уменьшения количества ДТП:
  1. Выезжать из дома следует при наличии трех основных документов: свидетельства о регистрации транспортного средства, полиса ОСАГО (косвенно свидетельствующего о наличии техосмотра) и водительского удостоверения (позволяет управлять ТС, подтверждает квалификацию водителя).
  2. Запрещается пребывать за рулем в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения. Такой водитель обладает заторможенной реакцией, агрессивностью и может нанести вред и себе, и другим участникам движения.
  3. При совершении маневра следует контролировать ситуацию на дороге. Лучше дождаться отсутствия помех.
  4. В городе и за городом соблюдается скоростной режим. В жилых зонах скорость – не больше 60 км/ч. Выезжая на автомагистраль, автолюбители двигаются со скоростью транспортного потока. Если кто-то перемещается по левой полосе на относительно небольшой скорости, то он обязан перестроиться на крайнюю правую полосу, дабы уступить дорогу «торопыгам».
  5. Не разрешено агрессировать на пешеходов. Если водитель замечает, что ребенок или взрослый человек перебегает улицу не по зебре, то рекомендуется пропустить его без словесных угроз и каких-либо действий. Для автолюбителя не допустимо намеренно наносить вред его здоровью, так как это повод – к уголовному процессу.
В отместку водитель имеет право сообщить информацию об административном правонарушении на горячую линию ГИБДД. Пешеходам необходимо быть осторожным и не доверять «отмашкам» автолюбителей и собственной интуиции. Так как они часто становятся жертвами даже небольшой аварии, нужно четко следовать инструкции:
  1. Переходить дорогу только в установленных местах, например через подземный переход.
  2. Не переходить дорогу на красный цвет светофора.
  3. При отсутствии светофора стоит осмотреться, чтобы убедиться в то, что в ближайшей зоне нет машин.
  4. При выходе из автобуса обходить его сзади, трамвай – спереди.
  5. Если водитель грубо нарушает правила переезда перекрестков, то его пропускают.
Чтобы наказать нерадивого участника движения, следует запомнить его номера и передать данную информацию в ближайший отдел ГИБДД.

Когда и кем приняты

Движение транспортных средств организуется в России по своду правил. Они были утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. от № 1090. За это продолжительный срок закон редактировался, были внесены более 40 изменений другими нормативными актами, в том числе решением Верховного Суда РФ от 29.09.2011 г. Ныне действующие Правила учитывают весь опыт цивилизованных европейских стран и США. Именно они первыми задумались о необходимости организации транспортных потоков и пассажиропотоков. Основные вехи истории развития ПДД:
Год Событие Страна-первопроходец
1900 год Создание первых школ по обучению вождения. В данное учебное заведение принимались граждане старше 21 года. Российская Империя (город Санкт-Петербург)
1908 год Появление на дорогах полицейских, регулирующих движение с помощью жезла. Российская Империя (город Санкт-Петербург)
1909-1911 годы Ввод в обращение знака «Железнодорожный проезд со шлагбаумом», «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» Франция, Российская Империя
1914 год Оборудование дорог электрическими светофорами США
20-е годы 20 столетия Ответственность каждого автолюбителя стала страховаться по полисам ОСАГО США
1926 год В системе международных знаков появились обозначения «Без остановки двигаться нельзя», «Железнодорожный проезд без охраны» РСФСР
1931 год (изменения приняты на международной конференции в Женеве) Разработка знаков, где вместо символов употреблялись английские надписи. Среди 26 первых информационных табло выделялись предупреждающие, предписывающие, указательные знаки. Европа, США
1953 год Появление первой зебры (разметки для пешеходного перехода)  -
Международные конференции, организованные в Женеве, повлияли и на быстрое принятие нормативных актов в нашей стране. К 1961 году были разработаны единые «Правила движения по населённым пунктам, улицам, дорогам СССР».
Повсеместно стали открываться автодромы, компьютерные классы, системы обучения по ПДД. Патрульные службы закупили средства видеофиксации. Нарушителям законов выносились административные наказания.
Чем больше автомобилей выезжало ежедневно на улицы и магистрали российских городов, тем важнее был вопрос о выдаче специальных удостоверений, которые давали право на управление транспортным средством. В 70-х годах было введено 5 категорий водительских прав. Экзамен по ПДД – условие для выдачи удостоверения на право вождения. В то время он состоял из 10 вопросов. На каждый из них давалось несколько вариантов ответов, среди которых был один корректным. Правильность заполнения теста проверялось инспектором, который наблюдал за ходом экзамена. Современная система нормативной организации дорожного движения в России включает множество компонентов:
  1. Регистрация автомобиля в органах ГИБДД.
  2. Установка соответствующих знаков и светофоров на перекрестках.
  3. Нанесение разметки, ограждение проезжей части бордюрами для разделения пешеходных путей и автомагистрали.
  4. Работа патрульных и стационарных дорожно-патрульных служб.
  5. Видеофиксация правонарушений.
  6. Выдача водительских удостоверений. Проверка теоретических знаний и практических навыков будущих автовладельцев.
  7. Лишение прав вождения за грубые нарушения.
  8. Страхование обязательной ответственности собственника машины.
  9. Регулярная проверка технического состояния автомобиля.
  10. Разработка новых поправок в правила при изучении практического опыта, выявлении недостатков действующего законодательства.
  11. Регламент поведения автолюбителей в случае форс-мажора (ДТП, наезда на пешехода и т.д.)
В связи с принятием с 01 июня 2018 года новой редакции ПДД появилось новое требование к автолюбителям: оснащение системой ГЛОНАСС. Данная «фишка» позволяет сделать фотоснимок или обеспечить видеосъемку в момент совершения аварийной ситуации. Данные автоматически передаются в общую систему страховщиков и становятся доказательной базой.

Новые изменения, касающиеся европротокола

Новые поправки учитывают некоторые особенности движения в крупных городах. Любая ДТП становится целой проблемой: транспортные средства не разъезжаются до прибытия экипажа полиции. Позади битых машин создается искусственная пробка: горожане не могут вовремя добраться до места работы или учебы.
В этой ситуации законодатели уже предложили хороший вариант: решать проблему через европротокол, без присутствия сотрудников при исполнении. Но автолюбители пока не желают использовать эту возможность, поскольку в законе прописано множество «если».
С лета этого года европротокол составить проще. Разница в оформлении:
До 01.06.2018 После 01.06.2018
Европротокол составляется, если в аварии у автомобиля повреждены две смежных детали. Допустимый ущерб аварии, оформленной по европротоколу, - не более 100 тысяч рублей.
Визуально ущерб оценивается в размере 40-50 тысяч рублей. В крупных городах – Москве и Санкт-Петербурге – ущерб составляет до 500 тысяч рублей.
Два участника ДТП договариваются на месте, кто прав, и кто виноват. Они самостоятельно рисуют схему ДТП. Автолюбителям разрешает покинуть место совершения ДТП даже при наличии разногласий. Это нужно сделать, если они создают помехи на дороге.
В аварии нет пострадавших (раненых или трупов).
В аварии участвуют не более двух транспортных средства.
- Видео- и фотофиксация становится важным доказательством вины для страховщиков, суда и полиции.
Внимание! По новым правилам, если автовладельцы оставили аварийные автомобили на проезжей части и создали затруднение в движении транспортного потока, то им назначается штраф размером в 1000 рублей.

Нововведения для инвалидов

2018 год проходит под девизом «доступная среда для инвалидов». Впервые в истории развития ПДД у лиц с ограниченными возможностями появились преимущественные права. Им разрешается парковаться в зоне действия знаков «Стоянка запрещена», «Стоянка запрещена по нечетным числам», «Стоянка запрещена по четным числам» и на разметке «Инвалид» (самые удобные места). Чтобы доказать свою принадлежность к льготной категории, нужно иметь соответствующие документы и символьные обозначения:
  1. Удостоверения инвалида 1 или 2 группы.
  2. Знак «Инвалид» на желтом фоне.
  3. На территории Москвы особые номера и разрешение на парковку.
Правила распространяются не только для самих инвалидов, но и для других лиц:
  1. Здоровых людей, которые перевозят инвалидов 1 и 2 групп.
  2. Взрослых родителей, которые перевозят детей-инвалидов.
Внимание! Если инвалид 3 группы наклеит на лобовое стекло табло «Инвалид», то он будет привлечен к административной ответственности и оштрафован по КоАП на 5000 рублей.

Новые дорожные знаки

Новые дорожные знаки, появившиеся в 2018 году, касаются экологической безопасности. Они запрещают проезд транспортных средств, класс безопасности которых ниже 4. Их обозначения:
  • начало зоны с ограничением экологического класса;
  • конец зоны с ограничением экологического класса.

Организованная перевозка детей

Перевозка школьников и дошколят осуществляется в комфортных автобусах, оборудованных маячками желтого/оранжевого цвета.

Экзамены по-новому

С 10 апреля 2018 года были внесены существенные изменения в ход организации экзамена. С этого дня длинный список вопросов расширен за счет медицинской тематики. В чем причина такого неожиданного решения законодателей? Тема «оказание первой медицинской помощи» считается актуальной по нескольким причинам:
  1. Увеличение количества ДТП, в которых исходом становится травма, рана, увечье. А дальнейшая судьба жертвы зависит от качества оказания поддержки до приезда бригады скорой помощи.
  2. В форс-мажорной ситуации человек без медицинского образования способен навредить потерпевшему участнику дорожного движения.
  3. Аптечка медицинской помощи предназначена для остановки кровотечения. Но жгут нужно перетягивать в определенных местах.
  4. Для восстановления дыхания необходимо знать, как правильно пользоваться прибором «рот-в-рот».

Как наработать навыки

Занятия по теории в автошколе не позволяют оценить реалии дорожного движения. Для того чтобы освоить практическое вождение, нужно действовать инструкции:
  1. Пройти тест по обучению вождения онлайн.
  2. Настроить зеркало заднего вида и два боковых зеркала.
  3. Привыкнуть к звуку мотора и самому автомобилю.
  4. Подобрать удобную обувь.
  5. Для начала ездить по свободной площадке, затем – по пустынным дорогам вместе с инструктором.
  6. Заранее продумывать маршрут передвижения.
Для чайника важно обучиться следующим действиям:
  • начинать движение на ровном месте;
  • переключать передачи;
  • тормозить на дорогах;
  • тормозить до полной остановки;
  • двигаться на задней передаче.
Чтобы обучиться вождению необходимо тренироваться. Когда появится уверенность, то можно усложнить условия, например, выехать на трассу.

Где сдать экзамены

Прежде чем сесть за руль, нужно получить право на управление транспортным средством. Для этого инициируется процедура сдачи экзамена. Кандидат в водители заранее выбирает территориальное отделение ГИБДД, где оборудованы компьютерные классы и площадка. Здесь же позже выдаются водительские удостоверения, пластиковые карточки определенной категории.

Правила и порядок сдачи

Процедура экзаменационных испытаний в России постоянно совершенствуется под запросы участников дорожного движения. Некоторые новомодные изменения:
  1. Допуск к экзамену организуется через сайт госуслуги.
  2. Испытания практической части проходят либо на машине с механической коробкой передач, либо на «механике».
  3. Инвалиды сдают практику отдельно от других категорий лиц.
  4. На экзаменах принимают участие подростки от 16 до 18 лет при условия письменного согласия их родителей (опекунов).
  5. Права категории D, Tm, Tb, D1 выдают гражданам старше 21 года.
  6. Сдача экзамена снимается на видео.
Новые экзамены в 2018 году проходят в следующем порядке:
  • кандидат в водители выбирает блок вопросов на компьютере (вытягивает билет);
  • билеты состоят из 20 случайных вопросов, каждые 5 вопросов посвящены отдельной теме (например, медицинской);
  • на каждый вопрос дается 4 ответа, три из них – неправильные варианты, один – корректен;
  • время на ответы – ровно 20 минут;
  • экзамен «провален», когда допущены ошибки, по 2 неточности в каждой теме (8);
  • одна ошибка по одной или двум темам, дает право ещё на 5 дополнительных вопросов в течение еще 5 дополнительных минут;
  • положительная оценка по теории сохраняется за экзаменуемым лицом в течение 6 месяцев. За это время нужно успеть сдать «город» и «площадку».
Документы, необходимые для допуска к испытаниям:
  • заявление в электронном виде;
  • свидетельство успешного окончания автошколы;
  • медицинское заключение о годности кандидата по состоянию здоровья;
  • паспорт гражданина РФ;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Как происходит фиксация нарушений

В настоящий момент информация с камер, радаров, установленных в российских городах, стекается в Центр автоматической фиксации административных правонарушениях. На серверах ГИБДДД информация о правонарушениях сверяется с базами данных. Без участия человека компьютер подготавливает протокол об административных правонарушениях. Инспектор только отправляет письмо по адресу собственника автомобиля. Если в салоне транспортного средства находился автолюбитель по доверенности, то собственник имеет право оспорить протокол в течение десятидневного срока.

Таблица нарушений по ПДД

Камеры работают круглосуточно. Они фиксируют основную массу нарушений на дорогах. Вот самые популярные из них:
Правонарушение Наказание
Превышение скоростного режима Превышение скорости на 20 км/ч наказывается штрафом в 500 рублей, на 40-60 – в 1000-1500 рублей, на 60-80 – в 2000-2500 рублей
Движение по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств Игнорирование знаков в Москве и в Санкт-Петербурге обходится в 3000 рублей, создание помех в региональных городах – от 500 до 1500 рублей
Проезд на красный сигнал светофора Однократный проезд на желто-красный цвет наказывается штрафом в 1000 рублей. При повторной фиксации нарушитель обязан выплатить государству 5000 рублей
Пересечение двойной сплошной Несанкционированный выезд на полосу встречного движения карается суммой в 5000 рублей
Пересечение стоп-линий на перекрестке пересечение стоп-линий на перекрестке 800 рублей при наличии разметки со знаком, 500 рублей – при установке знаков без разметки
Парковка в неположенном месте Парковка на тротуаре или в зоне запрещенных знаков влечет наложение штрафа от 1500 до 3000 рублей

Что должно быть в машине при передвижении

Как всегда, в дорогу берется необходимый багаж. В него по ПДД входят аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки. Кроме того, с 2018 года необходимо докупить светоотражающий жилет. Требования к этой накидке – соответствие ГОСТУ:
  1. Жилет ярко-зеленого цвета снабжен двумя полосками длиной не менее 50 мм (в районе плеч). Дополнительная полоска проходит через торс.
  2. Жилет соответствует размеру владельца.
  3. Он надевается водителем или пассажиром при выходе из машины на проезжую часть и обочину:
    • в темное время суток;
    • при ограниченной видимости (местность с крутыми поворотами, с обильной растительностью и множеством строений);
    • при тумане, в условиях сильного дождя.
Внимание! Цена жилета – от 100 до 250 рублей. При желании жилет разрешено заменить курткой. Очень часто за отсутствие необходимых предметов в багажнике авто назначается штраф размером 500 рублей. Впрочем, инспектор может ограничиться предупреждением. Штрафные санкции за неподчинение новому пункту Правил 2.3.4. (о наличии светоотражающих жилетов) законодателями пока не предусмотрены. Собираясь в короткий или длинный путь, двигаясь по двору или по автомобильной магистрали, нужно соблюдать инструкцию по безопасному вождению. Ее основные постулаты:
  1. За рулем находятся водители с хорошим уровнем квалификации, с не просроченными правами, годные по состоянию здоровья.
  2. Движение организуется со скоростью автомобильного потока.
  3. При передвижении полностью соблюдаются предписания знаков, разметки и светофоров.
  4. Машина должна быть в исправном техническом состоянии.
  5. Водитель уделяет большое внимание пешеходам как менее защищенным участникам дорожного движения.
  6. В багажнике имеется необходимый набор автомобилиста по ПДД.
Будьте осторожны! Удача на дорогах сопутствует только тем, кто бдителен и профессионален!

Видео: Полный видеокурс ПДД: Правила дорожного движения - 10 ч.