Разрешен ли обгон на т-образном перекрестке

0
Обгон на т-образном перекрестке

Особенности обгона автомашин на таком участке, как перекрёсток в форме буквы «Т», отличаются некоторой спецификой от точно такого же маневра на развилке любой другой конфигурации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но вот правила поведения водителей на автотрассе действуют одинаково для любого участка, где пути, так или иначе, пересекаются.

Здесь иногда допускается объезжать тихоходный транспорт справа, в зависимости от того, в какую сторону идет поворот самой дороги.

Кроме того, всегда требует особого внимания разметка на дороге и наличие указателей, знаков, светофоров или угла заворота.

Если игнорировать Правила дорожного движения (далее – ПДД), то на перекрестках аварии случаются чаще и по степени тяжести они серьезнее, чем на прямоезжей части автотрассы.

За нарушение норм правильного обгона на Т-перекрестке грозит наказание в виде денежного взыскания или лишения водительских прав.

Пример дорожной развязки

Т-образный перекрёсток – это слияние двух дорог в одной точке, где одной примыкает другая. Иногда такое присоединение по проекту дорожного строения осуществляется перпендикулярно, иногда под небольшим углом.

Если угол маленький, то говорить приходится уже об У-образной примыкании. На Т-перекрестки угол обычно приходится приближенным к 90 градусам.

Проезд в обгон запрещен в таких местах только, если водитель движется по не главной дороге на нерегулируемом участке, а также тогда, когда перекресток является регулируемым.

Классический Т-перекресток.

Регулируемый со стоп-линией, проведенной поперечно Т-перекресток. Это значит водитель в любом случае обязан перед линией остановиться, пропустить авто, движущееся по главной.

Облагороженный зеленым газоном Т-перекресток.

В каких случаях обустраивается

Именно в форме буквы «Т» перекрестки обустраиваются в том случае, когда для оптимального разъезда машин или для выхода на главную дорогу со стороны какой-то улицы, возможно сделать только одну примыкающую дорогу.

И если на самом крестообразном перепутье обычно нет никакой разметки (по центру перекрестия часто дорожная разметка отсутствует), то в случае с Т-образной зоной, разметка будет всегда.

Иногда можно встречается сплошная линия, не дающая выезжающему из-за поворота попадать на главную через встречный поток.

Иногда она может быть пунктирной, и пунктир этот будет располагаться как раз напротив выезда из поворота.

Разрешен ли обгон на т-образном перекрестке

Ответить на вопрос, разрешается ли обгонять медленно едущие впереди машины на Т-образном перекрестке, можно лишь тогда, когда водитель определит, какого именно типа таковой участок пути является.

Существует два варианта обустройства таких перекрестков:

  1. Регулируемый.
  2. Нерегулируемый.
  3. Неравнозначный.
  4. Равнозначный.

На первом всегда будут выставлены какие-то дорожные знаки, обязательно должен быть светофор. А если всего этого нет, то хотя бы нанесена регулирующая разметка на дорогу или регулярно в центре перекрестка дежурит постовой-регулировщик.

Последний метод регулирования движения служба ГАИ часто использует в местах массового и регулярного скопления участников дорожного движения.

На втором обычно нет никаких знаков или указателей, как ехать, можно ли обгонять. Водители здесь всегда смотрят по ситуации на дороге, затем только определяют, стоит ли обгонять.

Но обгон возможен только тогда, когда шофер едет по главной, а не по второстепенной дороге.

При игнорировании данного правила, возникает большой риск столкновения с теми машинами, у которых имеется преимущество – они едут по главной дороге, им должны уступить дорогу водители с других дорог.

Третий и четвертый являются разновидностью скрестившихся дорог, которые сами по себе имеют разное значение приоритетности движения по ним. Неравнозначный перекрёсток имеет и главные и второстепенные пути.

Равнозначные — соединяются одинаковые дороги, а потом далее расходятся. Эта деталь важна по большей части для нерегулируемых зон.

Когда разрешен обгон на Т-перекрестке по требованиям ПДД (п.11.4):

Тип участка Правило обгона – разрешено ли? Исключения из правил
Регулируемый Нельзя Допустимо при 2-х полосной (и более) дороге по ходу движения.
Нерегулируемый Можно При перемещении по главной дороге
Неравнозначный Нельзя, если регулируется.
Можно, если нет знаков, светофоров, указателей и т.д.
При перемещении по главной дороге
Равнозначный Нельзя, если регулируется.
Можно, если нет знаков, светофоров, указателей и т.д.
Приоритет уступки при разъезде машин определяется методом «помеха справа»

Чтобы максимально снизить риски возникновения ДТП на Т образном перекрестке при обгоне, следует понимать, что по закону именно заезд на встречную полосу движения при объезде считается обгоном.

Если же машина объезжает медленный автотранспорт в пределах своей полосы – это называется опережением.

По главной

Учитывая, что участок скрещенных дорог может не регулироваться, автомобилисты ориентируются на следующее:

  1. Условные обозначения деления дороги на правую и левую стороны движения.
  2. Правила дорожного перемещения.
  3. Обстановка на дороге.
  4. Меняется ли главный путь своё направление сразу после перекрёстка. Если да, тогда вступает силу к руководству правило равнозначности дорог и «помехи справа» (п.13.10 ПДД).

Совершать опережение по главной дороге с заездом встречный поток и участок перекрестия нельзя, если перекресток регулируется следующими механизмами контроля:

  • светофором;
  • знаками;
  • табличками-указателями;
  • регулировщиком;
  • запрещающей разметкой.

Совершить объезд медленно движущейся машины можно в рамках своей линии езды, но только в случае, если перекрёсток не регулируется никакими способами из следующих вариантов:

  • светофорами;
  • регулировщиками;
  • запретными знаковыми установками;
  • запрещающей разметкой (сплошная – «1.1» или двойная сплошная – «1.3», линия).

Если обгонять машину сзади и только по своей линии потока, то это не будет считаться обгоном, а скорее всего – опережением.

Такие действия не классифицируются запрещающими. Здесь важно не создавать помеху для участников своего потока движения.

При повороте

Сотрудники автодорожной полиции ГИБДД могут оштрафовать и тогда, когда неправильно был сделан с поворотом. Особенно это касается тех водителей, что по второстепенной дороге, а затем обгоняют другие машины и сразу же сворачивают вправо или влево.

Эти действия практически всегда приводят к аварийным столкновениям, поэтому очень строго наказуемы.

Причем тут могут быть нарушено сразу нескольких правил:

  1. Неверно совершенный обгон.
  2. Пересечение сплошной линии разметки.
  3. Езда по встречной полосе потока движения.
  4. Неразрешенный выезд на главную дорогу с второстепенной.

Очень важно обратить внимание при обгоне с поворотом на такие детали:

  • скорость и присутствие транспорта на главной и второстепенной дорогах (в зависимости от того, где именно, на какой дороге находится обгоняющий);
  • наличие пешеходного перехода на пути к повороту;
  • наличие ж/д переезда или трамвайных путей на пути к повороту;
  • какие знаки на пути к перекрестку расположены;
  • какие дорожные знаки есть на самом перекрестке;
  • особенности разметки;
  • стоп-сигналы светофора (или регулировщика).

Некоторое из перечисленного вовсе запрещает обгонять на перекрестке другие машины уже хотя бы потому, что присутствует сигнальная система – светофор, либо дорожный знак.

Поэтому успешность и законность обгонов на Т-перекрестке с заездом в поворот тоже зависит от типа перекрёстка.

По встречной за городом

Проделывать подобные маневры за пределами города тоже нужно внимательно, несмотря на то, что там может быть меньшей плотности движение.

Для этого могут пригодиться следующие рекомендации специалистов:

  1. Сначала следует присмотреться к перекрестку, определить, регулируемый он, или нет.
  2. После того, как водитель понял, что совершать действие можно, следует посмотреть в зеркало заднего видения, чтобы понять, не собирается ли проделывать то же самое мероприятие автомобилист сзади.
  3. Если путь свободен, тогда включается левый сигнал поворота.
  4. Совершается маневр, а сигнальные огни выключаются.
  5. После того, как в заднем зеркале будет видна обгоняемая машина, можно начинать выруливать на свою полосу.

При таком обгоне по встречной за пределами городской автодорожной инфраструктуры крайне важно отслеживать постоянно, чтобы обгоняемый водитель не создавал помех другим участникам – встречным машинам, при боковом разъезде с машинами своей полосы и т.д.

Правила выполнения маневра

Совершать действие объезда тихоходного или медленно едущего автотранспорта нормами ПДД не разрешается, если перекрёсток регулируемый, и возникает риск заезда на встречную полосу.

Поэтому рассмотрим порядок обгона на тех, перекрёстках, которые называются – нерегулируемые, и для тех автомобилистов, которые перемещаются по главной дороге.

Обгонять следует по следующим рекомендациям:

  1. Водитель обязан немного сбавить скорость перед развилкой.
  2. Им определяется приоритет для того потока движения, которому он дается Правилами.
  3. После этого необходимо включить поворотник с той стороны, куда будет поворачивать машина для обгона (чаще всего это левая сторона) – предупредить других автомобилистов сигнальными огнями, что вы собираетесь совершить обгон.
  4. Совершается непосредственно сам маневр, выключается поворотный сигнал.
  5. Начинать съезжать со встречной полосы в свой ряд следует только тогда, когда обгоняемый автомобиль будет отражаться в зеркале заднего просмотра.
  6. Возврат в свой ряд на свободное место, которое образовалось впереди машины, которую обгоняли.

Нужно отметить, что перекрёстки могут быть разными еще и по приоритетности движения на той или иной дороге, что сходятся в перекрестии.

Поэтому, особенно на нерегулируемых Т-перекрёстков очень важно внимательно смотреть, нет ли помехи справа для тех водителей, кто намеревается обгонять по расширенной дроге (2 полосы в одном направлении) заездом с правой стороны.

И, наоборот, следует удостовериться, что нет помехи слева, если требуется делать обгон с левой стороны.

Ответственность за нарушение правил

За назначение наказаний тем, кто проигнорировал Главу №11 ПДД, касательно обгонов на перекрёстках, отвечает статья КОАП РФ № 12.15.

В какую бы сторону не пробовал повернуть водитель при обгоне, налево или направо, если это запрещено Правилами или специально установленными знаками – тогда наказание за административное правонарушение неизбежно.

Поэтому так важно обращать внимание не только на полосы движения, но и знаки и помнить о нормах правил.

Мерой ответственности за подобное деяние является не только штраф, но и отстранение от прав вождения:

Пункт
ст.12.15
КоАП
Нарушение Наказание
Штраф Срок лишения прав
1 Неверное расположение автомобиля при обгоне на перекрестке, заезд на обочины, пересечение пешей, либо транспортной колонны. 1500
2 Обгон с попаданием на велосипедную дорожку, либо тротуар. 2000
3 Заезд на участок встречного потока при объезде препятствия, либо обгоне. 1000-1500
4 Нахождение в зоне встречного направления движения (в т.ч. – трамвайного) в результате пересечения сплошной черты (исключение – объезд статичного препятствия). 5000 4-6 месяцев
5 Вторичное допущение нарушения с неправильным обгоном, пересечением сплошной полосы, которое было заснято придорожными камерами фото или видеорегистрации. 5000 12 месяцев

За обгон по пешеходному переходу также устанавливается штраф, несмотря на то, что ст. 12.15 КоАП РФ об этом не пишется.

За то, что обгонщик не пропустил встречную машину при совершении своего маневра, полагается взыскание в размере – 500 руб.

Это касается любого нарушения в связи с неправильной очередностью разъезда. Если дистанция боковая не была соблюдена, и произошло из-за этого столкновением машин (либо не было аварии, но зафиксировано нарушение), тогда за это грозит штраф в размере – 1500 руб.

Важным для каждого водителя является — убеждение в том, что он своим маневром не будет создавать помех другим участникам движения. В этом помогает не только разметка на проезжей части, но также и указатели и сама ситуация на дорогах.

Если, к примеру, создается помеха справа, когда водитель второстепенной дороги хочет заехать на главную из поворота, тогда совершать обгон не следует.

Также основным правилом является то, что обгонять на Т-перекрестках можно только тогда, когда они не регулируются и когда автомобилист-обгонщик движется по главной дороге.

Видео: Обгон и поворот налево

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ