Горячая линия юридической помощи
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 110-56-12 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-50-97 (бесплатно)
Регионы:
8 (800) 222-69-48 (бесплатно)
ДТП на переезде

ДТП на ж-д переезде

0
ДТП на переезде

Железнодорожный переезд является зоной повышенной опасности. Именно по этой причине разработаны четкие правила пересечения автомобильных дорог и железнодорожных путей. Дорожные аварии, произошедшие на ж/д переездах, часто заканчиваются трагически.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Как себя вести в случае ДТП, какие действия необходимо предпринять в первую очередь, и какую ответственность несет каждый участник столкновения, читайте далее.

Статистика

В 2020 году на территории РФ эксплуатируется более 11 000 ж/д переездов, причем чуть менее 1/3 из них обслуживаются непосредственно сотрудниками РЖД.

По статистическим данным на переездах произошло следующее количество аварий:

Всего ДТП за 2020 год 211
— в том числе с участием поездов 56
Пострадавших в 2020 году 108 человек
Погибло за 2020 год 31 человек
Всего ДТП за январь — апрель 2020 года 109
— с участием железнодорожных составов 30
Пострадавших за начало 2020 года 70 человек
Погибших за 2020 год 20 человек

По статистике большее количество аварий происходит на:

  • Северо-Кавказской дороге;
  • Горьковской дороге;
  • Куйбышевской дороге;
  • Октябрьской дороге.

В РЖД совместно с сотрудниками правоохранительных органов и иными службами постоянно ведется работа по снижению показателей аварийности.

Для этого:

  • переезды оборудуются автоматическими шлагбаумами, перекрывающими все пространство проезжей части;
  • строятся мосты для разграничения уровней движения разных транспортных средств;
  • проводится работа с водителями (беседы, дискуссии и так далее) в целях профилактики дорожных происшествий.

Кто чаще становится виновником

Какие бывают ДТП на железнодорожном переезде? Столкновения происходят:

  • между двумя различными транспортными средствами, которые стремятся пересечь пути в кратчайшие сроки, нарушая правила движения;
  • между автомашиной и пешеходом, которые двигаются в одном или попутных направлениях;
  • между автомашиной и поездом.

По данным статистики чаще всего виновниками дорожной аварии на ж/д переезде становятся водители транспортных средств, которые:

  • не соблюдают установленные правила пересечения железнодорожных путей;
  • игнорируют сигналы светофора или регулировщика;
  • невнимательны.

Однако не стоит исключать и виновность:

  • машинистов, которые, как правило, не соблюдают установленный скоростной режим на участке пути, пересекающимся с проезжей частью;
  • пешеходов (в большинстве случаев из-за невнимательности);
  • пассажиров автомашин, которые отвлекают водителей во время пересечения железной дороги.

Большое количество аварий так же происходит по вине:

  • дорожных служб, не следящих за качеством асфальтового покрытия на ж/д переезде;
  • работников дороги, регулирующих движение автотранспорта на переездах, не оборудованных автоматическими шлагбаумами.

Правила безопасного движения

Правилам безопасного переезда через железнодорожные пути посвящена статья 15 ПДД, утвержденных Постановлением Правительства №1090 (от 23 октября 1993 года).

В документе указано, что:

  1. Пересекать ж/д пути можно только в установленных местах (на переездах), причем преимущественное право движения имеет железнодорожный состав (отдельный локомотив или дрезина).
  2. При подъезде к ж/д путям водитель обязан четко соблюдать требования установленных на переезде знаков, светофора, дорожной разметки или сигналов дежурного сотрудника.
  3. На место пересечения проезжей части с железной дорогой водителю запрещено выезжать, если:
    • шлагбаум закрыт или только начинает закрываться/открываться;
    • светофор, установленный на переезде запрещает движение (при наличии светофора водитель обязан руководствоваться исключительно его сигналом, а не шлагбаумом);
    • движение запрещено дежурным, который подает сигнал к остановке (человек может стоять лицом или спиной к водителю с поднятыми руками или руками, разведенными в разные стороны);
    • непосредственно за переездом затруднено движение автотранспорта и водителю необходимо остановиться в месте пересечения с путями;
    • к переезду приближается железнодорожный состав.
  4. Если переезд оборудован стоп линией или светофором, то водитель обязан остановиться непосредственно в разрешенном месте. Если переезд оборудован только шлагбаумом, то остановка производится не ближе 5 м. При отсутствии каких-либо ограничителей остановка автотранспорта производится не ближе 10 м от ближайшего рельса.
  5. На переездах запрещено:
    • выезжать на полосу, по которой двигается встречный транспорт;
    • двигаться задним ходом;
    • перевозить иные транспортные средства (строительную, дорожную или сельскохозяйственную технику) без специального разрешения.
  6. Если автомашина остановилась на переезде по каким-либо причинам и не может самостоятельно продолжить движение, то водитель обязан:
    • немедленно высадить пассажиров и предпринять все меры к освобождению ж-д путей;
    • послать людей в каждом направлении путей для подачи сигнала об опасности машинисту поезда;
    • оставаться около автомобиля и самостоятельно подавать сигнал об опасности (один длинный и три коротких гудка);
    • при приближении поезда предупредить машиниста о заторе на переезде. Для этого необходимо производить руками круговые движения. Для улучшения видимости днем можно использовать красную ленту или иной яркий предмет, а в темное время суток – фонарь или факел.

Соблюдение простейших правил поможет избежать возникновения аварийной ситуации или столкновения, которое может иметь трагические последствия.

Ответственность водителей авто

За несоблюдение правил проезда железнодорожных переездов на водителя может быть наложена административная ответственность по статье 12.10 КоАП.

Применяемые наказания за несоблюдение установленных законодательными актами правил:

Штраф в размере 1 000 рублей
Лишение водительских прав на срок 3 – 6 месяцев

Если фиксируется повторное правонарушение, то срок лишения прав на управление автотранспортом может быть увеличен до 1 года.

Без пострадавших

В случае отсутствия пострадавших людей (пассажиров, пешеходов, иных водителей и так далее) водитель транспортного средства, ставший виновником ДТП на переезде с ж/д путями, будет наказан по статье 12.10 КоАП штрафом или лишением прав.

Кроме этого водитель – виновник ДТП обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию за причиненный материальный (повреждение имущества) и моральный вред (ГК РФ статьи №1064 и №1100).

Размер компенсации материального вреда будет рассчитываться исходя из расходов, понесенных на восстановление имущества пострадавшего.

Размер морального вреда, как правило, определяется судебными органами на основании тяжести полученных повреждений.

Если правоохранительными органами будет доказано, что вред имуществу, полученному в результате дорожной аварии нанесен обманным путем, то водитель может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 165 УК РФ.

В этом случае наказанием может являться:

Наложение штрафа в размере до 300 000 рублей
Принудительные работы до 2 лет
Лишение свободы до 2 лет

Наказание выносится исключительно судом.

С пострадавшими

При наличии пострадавших в результате ДТП на ж/д переезде ответственность виновника будет определяться:

  • по статье 12.24 КоАП. В случае получения пострадавшим легких повреждений на виновника могут быть наложены штрафные санкции (2 500 – 5 000 рублей) или санкции в виде лишения водительских прав (1 – 1,5 года). В случае причинения повреждений средней тяжести водитель может быть наказан штрафом (10 000 – 25 000 рублей) или лишением прав на срок 1,5 – 2 года;
  • статьей 264 УК РФ, если пострадавшим получены тяжкие повреждения. В этом случае к виновнику могут быть применены следующие меры наказания: ограничение свободы (до 3 лет), принудительные работы (до 2 лет), арест (до 6 месяцем), лишение свободы (до 2 лет).

Если в момент дорожного столкновения виновник находился в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических препаратов, то ответственность будет увеличена. Например, при выборе меры лишение свободы срок может составить до 4 лет.

Кроме административной и уголовной ответственности виновник ДТП обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию причиненного вреда.

Со смертельным случаем

Если ДТП, совершенное на переезде, будет со смертельным исходом, то водитель наказывается по статье 264 УК РФ.

В этой ситуации применяются следующие меры наказания:

Принудительные работы до 4 лет
Лишение свободы до 5 лет

При наличии усугубляющих вину обстоятельств (опьянение) срок лишения свободы увеличивается до 7 лет.

Если в результате ДТП погибло два или более человек, то наказание может заключаться:

В принудительных работах до 5 лет
В лишении свободы до 7 лет

При столкновении, совершенном в состоянии опьянения и гибели двух и более лиц срок лишения свободы может быть увеличен до 9 лет.

Вид и срок наказания при ДТП со смертельным исходом определяются судебными органами после проведения предварительного расследования и выяснения всех причин случившейся трагедии.

Водитель, ставший виновником смерти человека так же обязан выплатить родственникам погибшего денежную компенсацию, размер которой так же определяется судом.

Ответственность ж-д компании за неисправный шлагбаум

В большинстве случаев аварии на ж-д переездах случаются по вине водителей автотранспорта, однако нередко встречаются ситуации, когда правоохранительными органами признается ответственной компания, обслуживающая переезд.

Организация, занимающаяся обслуживанием и обеспечением безопасности перекрестка между железнодорожными путями и автомобильной трассой, может быть привлечена к ответственности в следующих ситуациях:

  • несоответствие подачи запрещающих сигналов. Например, если на ж-д переезде установлены одновременно и светофор и шлагбаум, то они должны работать синхронно. Не допускается опускание преграждения раньше появления запрещающего сигнала светофора и наоборот (светофор запрещает, а шлагбаум не закрыт);
  • неправильные или неправомочные действия дежурного по переезду лица. Запрещается подать сигнал о прекращении движения, если поезд находится далеко. Компания может быть привлечена к ответственности и в обратной ситуации, а именно сигнал о запрете движения подается слишком поздно;
  • плохое дорожное покрытие на переезде, которое приводит к затруднению движения автотранспортных средств.

В большинстве случаев компания привлекается к административной или гражданской ответственности.

То есть за несоблюдение правил на ответственные за те или иные обстоятельства лица могут быть наложены штрафные санкции или применена такая мера наказания, как отстранение от занимаемой должности.

Кроме этого обслуживающая компания обязана выплатить компенсацию пострадавшей стороне за порчу имущества или нанесения вреда здоровью.

В некоторых случаях, например, при аварии со смертельным исходом, представители компании, отвечающие за определенные обстоятельства, могут понести и уголовную ответственность.

Однако такая мера применяется сугубо индивидуально к конкретному гражданину и не касается организации как юридического лица.

Что делать при ДТП на переезде

Если дорожное происшествие на пересечении автомобильной трассы и железнодорожных путей произошло, то каждый человек должен действовать в рамках правил или утвержденной инструкции.

Водителю авто

Водителям автотранспортных средств необходимо:

  • не передвигать автомобиль до приезда сотрудников автоинспекции, которые обязаны зафиксировать дорожное происшествие и составить ряд документов;
  • если авария на переезде произошла без участия железнодорожного поезда, то немедленно известить соответствующие службы об образовании затора на переезде;

    Сделать это можно через единую службу спасения по телефону 112 или через дежурную часть ГИБДД (002 или 020 в зависимости от оператора сотовой связи).

  • если в результате чрезвычайного происшествия пострадали люди, то попытаться оказать первую медицинскую помощь;
  • вызвать на место столкновения сотрудников Госавтоинспекции и скорой помощи. При угрозе возгорания так же вызвать сотрудников пожарной службы;
  • найти свидетелей происшествия и получить их контактные данные (ФИО, адрес проживания, номер телефона). Показания свидетелей помогут определить причины дорожной аварии и выявить виновника происшествия.

После прибытия на место аварии сотрудников ГИБДД составляются протокол и постановление об административном правонарушении, а так же выдается справка о ДТП.

Специалисты в области дорожного движения выявляют причины происшествия на ж-д переезде, определяют виновного и составляют схему дорожной аварии.

Все составленные документы передаются водителю (водителям) для обращения в страховую компанию.

Машинисту

Машинист поезда в случае столкновения с автотранспортом должен строго следовать инструкции (№566 – ЦП).

В случае аварии машинистом предпринимаются следующие действия:

  • в первую очередь необходимо известить диспетчерскую службу и руководство о происшествии. Для этого у машиниста есть рация. В случае поломки рации можно воспользоваться обычным мобильным телефоном;
  • сообщить в автоинспекцию и пожарную часть, а так же вызвать скорую помощь;
  • по возможности оказать пострадавшим первую помощь.

Пассажирам автомобиля

Пассажиры автотранспортных средств в критической ситуации должны:

  • по возможности выявить полученные повреждения. Если травмы серьезные, то самостоятельно или при помощи третьих лиц выйти из автомобиля и отойти на безопасное расстояние;
  • если получены повреждения легкой степени, то по возможности оказать помощь пострадавшим, водителю автомашины или машинисту поезда;
  • сообщить в ГИБДД, скорую помощь и другие экстренные службы о случившемся происшествии.

Свидетелям аварии

Если человек становиться свидетелем аварии на ж-д переезде, то ему необходимо:

  • немедленно сообщить о ДТП в экстренные службы (скорая помощь, пожарная охрана, ГИБДД);
  • оказать медицинскую или любую иную помощь (например, помочь покинуть автомобиль или вагон поезда) пострадавшим людям;
  • оставить свои координаты, чтобы правоохранительные органы могли получить дополнительные сведения, требуемые для решения вопроса о привлечении виновной стороны к ответственности.

Пример из судебной практики

Для уточнения ответственности каждой из сторон аварии на железнодорожном переезде приведем несколько примеров из судебной практики.

Пример 1

ДТП на переезде произошло по причине поломки грузового автомобиля, который не удалось убрать с железнодорожных путей до появления поезда. Машинист не успел полностью остановить состав, заметив опасность слишком поздно. Пострадавших в происшествии людей нет.

В результате рассмотрения дела о ДТП виновным признан водитель автомобиля, который в установленное законом время не прошел технического осмотра.

За нарушение правил безопасной езды на водителя был наложен штраф в размере 800 рублей (статья 12.1 КоАП). Кроме этого водителем выплачена компенсация в размере 167 000 рублей за ущерб, нанесенный локомотиву.

Пример 2

На переезде произошло столкновение между двумя автомобилями, которые одновременно пытались проехать на запрещающий сигнал светофора и под опускающийся шлагбаум.

В результате столкновения пострадало 2 человека: водитель и пассажир одного из автомобилей.

После рассмотрения дела о дорожной аварии было вынесено решение:

  • установить обоюдную вину в ДТП;
  • взыскать с каждого водителя штраф в размере 1 000 рублей (статья 12.10 КоАП);
  • лишить прав на управление обоих водителей сроком на 6 месяцев;
  • выплатить пострадавшему пассажиру компенсацию в размере 37 000 рублей.

Каждый водитель, в том числе и машинист поезда, обязан знать, что предотвратить столкновением на переезде легче, соблюдая правила движения, чем потом разбирать обстоятельства происшествия и выплачивать существенные суммы компенсаций.

Если же избежать столкновения не удается, то необходимо четко следовать правилам и инструкциям и не в коем случае не впадать в панику.

Видео: МЖД борется со статистикой

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

NO COMMENTS

LEAVE A REPLY