Действующие тарифы ОСАГО

0
Тарифы ОСАГО в 2018 году

К автострахованию по ОСАГО каждому автовладельцу и водителю необходимо относиться не как к роскоши, а как к неотъемлемой обязанности перед законом.

По закону «Об ОСАГО» каждому водителю во время управления ТС необходимо иметь при себе действующий полис обязательного страхования автогражданской ответственности.

При покупке таких полисов всегда обращается внимание на тарифную ставку, которая может меняться из года в год. Эта ставка разная для разных категорий автотранспорта, для физических и юридических лиц и даже для регионов страны.

Но самым интригующим для всех страхователей является, конечно же, информация о том, кто из страховщиков готов продавать полисы по минимальной ставке. Потому что чем меньше базовый тариф, тем дешевле будет полис.

Кем осуществляется регулирование

Для того чтобы купить такой полис, необходимо знать, какие цены существуют, как они формируются. Ведь одним из важнейших аспектов в этом вопросе является именно базовая тарифная ставка, которая определяется Центральным Банком РФ.

Ставки могут меняться ежегодно, а могут и оставаться без изменений. Центробанк сам решает, когда пересматривать их размер, а когда оставить прежним.

Подтверждением тому, что Центробанк уполномочен принимать такие решения, является положение, записанное в законе «Об ОСАГО», в ст. 8-й и п. 1 ст. 9-й (закон действующей редакции №40-ФЗ от 2504.02 г., измененный в последний раз 3 июля 2018 года).

Устанавливаются ставки Центробанком актуарным способом – определением своеобразного диапазона тарифов, в пределах которого страховые компании могут выбирать значение базовой ставки для своих расчетов стоимости полисов ОСАГО, которыми они торгуют.

Выходить за рамки такого диапазона страховым компаниям запрещено Банком России, поэтому страховщики не могут самовольно назначать ставки, какие им вздумается. Но это еще не все.

Контролирующий деятельность страховщиков орган также предъявляет свои к ним требования. Одним из таких требований является выплата страховой премии клиентам в размере, который бы не был меньшим 80% от всей страховки.

Такое правило заставляет страховые компании исправно платить все причитающиеся суммы страхователям и защищает последних от разных ухищрений страховщиков в плане недоплат денег своим клиентам.

Когда менялись в последний раз

Законодательное требование, прописанное в ст. 3 правового акта «Об ОСАГО», запрещает изменение тарифов по ОСАГО в течение календарного года, а также страхового года для клиента, уже пользующегося полисом.

Статья гласит о том, что меняться базовая ставка может исключительно 1 раз в год и что ее срок действия измеряется годичным периодом.

При каждой смене размера ставки Центробанк повышал ее по своему усмотрению, делал это практически в одно и то же время – весной, в апреле. Последние такие новшества были проделаны 12.04.15 г., тогда ставки для каких-то машин выросли намного больше на 40-60%, а для каких-то выросли не немного (15-30%).

После этого никаких изменений не было введено, и Центробанк публиковал в своем Указании №3604-У от 30.03.15 г. распоряжение о том, чтобы нововведенные тарифы действовали и в 2018 году.

В связи с этими изменения страховые компании сразу же решились на повышение тарифов и по КАСКО, где они вольны сами регулировать уровень дороговизны, ведь для КАСКО специальный закон не писан, как в случае с ОСАГО, по которому есть свой, отдельный закон.

Поэтому последний раз тарифы менялись 12 апреля 2015 года, их же банк оставил прежними, просто утвердил к тому, чтобы они были действующими и в 2018 году.

Это может обозначать только одно – до апреля месяца 2018 года, когда ожидается публикация в Вестнике Банка России новое Указание Центробанка о назначении коридора базовых ставок.

При этом его могут оставить прежним, а могут и повысить еще на 30%, чего так бояться водители, ведь тогда полисы станут весьма дорогостоящими.

Базовый тариф по ОСАГО в 2018 году

По тарификации базовых ставок следует отметить несколько очень важных деталей, которые прописываются также в законе «ОБ ОСАГО». В частности эти детали отражены в статьях Закона – ст. 4 и ст. 5.

Речь идет о нескольких следующих моментах, могущих заинтересовать любого пытливого водителя:

  1. После каждого изменения тарифной ставки никакие компенсации для этого страхователям не предусмотрены.
  2. Вся новая информация, за которой можно следить в Вестнике Банка России, должна быть ЦБ РФ опубликована своевременно, не позднее 3-х суток после издания Указания.
  3. Если в момент сделки были сторонами приняты ставки 2018 года (2015 года), то тогда они не меняются для такого клиента, и продолжают действовать от момента подписания договора до момента его окончания по сроку.
  4. Если страховая компания потребует от клиента в течение страхового договора каких-то доплат, которые по закону могут иметь место, то тогда такие доплаты уже будут рассчитываться с учетом новых тарифных ставок, которым все будут пользоваться после весны 2018 года.

Например, если в момент покупки полиса еще действовали ставки 2018 года, то тогда в течение всего периода страхования для такого клиента ставки меняться не будут.

Какими они были прописаны в договоре страхования, такими и должны оставаться до конца срока действия договора.

Еще одним важным моментом, на котором стоит остановиться отдельно, являются те параметры, от чего зависит базовый тариф ОСАГО, а конкретно – его расчет и выведение окончательной цифры.

Базовый тариф складывается из вполне конкретных параметров, поэтому его величина всегда будет зависеть от следующих факторов:

  • регион, где поставлен на учет автомобиль или проживает его владелец;
  • тип автотранспортного средства – легковой, грузовой, пассажирский и т.д.;
  • форма собственности владения автотранспортом – физические, юридические лица;
  • технических возможностей ТС – например, для грузовиков с массой конструктива менее 16 т, выставляется одна ставка, а для массы более 16 т – другая;
  • назначение и использование в городском движении автотранспорта, которое может восприниматься как наиболее рискованное – например, для таксомоторного автотранспорта ставка будет определена повышенной, по сравнению со ставками для легкового автомобиля личного пользования.

Помимо территориальных коэффициентов, которые применяются при расчетах полной стоимости страховки, определяя базовую ставку, Центробанк всегда будет учитывать некоторые особые регионы.

К таким городам и областям относятся те, у которых движение по автодорогам машин является чересчур плотным и рисков возникновения аварий выявляется больше всего.

В первую очередь это столица страны – Москва, а затем, Санкт-Петербург и другие, крупные и густонаселенные точки. Кроме региональности ставка определяться будет по-разному также и для лиц разной формы собственности при владении авто.

Так, для физических лиц (граждан страны) будет определена своя ставка, а для юридических лиц – своя.

Для физических лиц

Все действующие нынче тарифы указываются в специальной объединенной таблице, которая была опубликована в Вестнике Банка России.

Чтобы подробнее рассмотреть такие таблицы можно их представить здесь отдельно для физических лиц и отдельно для юридических лиц. Какие-то ставки совпадают, а какие-то разнятся.

Все автомобилисты, являющиеся владельцами автотранспортных средств, сами могут сориентироваться в такой табличке, чтобы понять, какая ставка базового тарифа по ОСАГО действует до апреля 2018 года.

Может быть, кому-то нужно купить полис уже сейчас, тогда он успеет еще его приобрести по выгодной цене, еще до предполагаемого подорожания весной.

Тарифный коридор базовых ставок по страхованию ОСАГО для физических лиц в России:

Категория автотранспортного средства Минимум ставки, руб. Максимум ставки, руб.
Мотороллеры, мотоциклы, квадроциклы и прочее категории А. 867 1579
Легковой автотранспорт – В. 3432 4118
Легковой автотранспорт, принадлежащий физ. лицу, который используется как такси. 5138 6166
Грузовой автотранспорт, принадлежащий гражданину – С:

— разрешенный вес до 16 тонн;
— разрешенный вес более 16 тонн.

3509
5284

4211
6341

Автобусы различных модификаций и параметров, принадлежащие физическим лицам – D, которые применяются как извозчий транспорт. 5138 6166
Тракторы и прочие самоходные машины, которые могут быть в собственности гражданина. 1124 1579

Для юридических лиц

Для юридических лиц тарифы несколько могут быть дешевле, чем для физических лиц. Особенно, это касается легкового автотранспорта.

Такая разница связана с тем, что автомобили, подлежащие страхованию и принадлежащие какому-то предприятию, компании, организации, учреждению, фирме – все они страхуются массово.

Дается, таким образом, своеобразная «скидка», как будто за «оптовое» страхование. В редких случаях бывает так, что на балансе какого-либо предприятия находится всего один автомобиль.

Поэтому тарифы для юридических лиц на сегодня выглядят следующим образом, представленным в таблице.

Тарифный коридор для страхования юридических лиц по направлению ОСАГО в России:

Категория автотранспортного средства Минимум ставки, руб. Максимум ставки, руб.
Мотороллеры, мотоциклы, квадроциклы и прочее категории А. 867 1579
Легковой автотранспорт – В. 2573 3087
Легковой автотранспорт, принадлежащий юр. лицу, который используется для такси. 5138 6166
Грузовой автотранспорт, принадлежащий предприятию – С:

— разрешенный вес до 16 тонн;
— разрешенный вес более 16 тонн.

3509
5284

4211
6341

Автобусы различных модификаций и параметров, принадлежащие транспортным компаниям – D, которые применяются для перевозки пассажиров. 5138 6166
Трамваи 1751 2101
Троллейбусы 2808 3370
Тракторы и прочие самоходные машины, которые принадлежат какому-либо предприятию. 1124 1579

Коэффициенты по регионам РФ

Изменения, введенные в тарификацию общей стоимости полиса ОСАГО при расчетах в разных компаниях, повлекли за собой также и изменения в коэффициентах, что применяются в формуле расчета.

Это говорит о том, что не по всем регионам России должны использоваться одинаковые коэффициенты.

Более того, для каких-то регионов в связи с новшествами, введенными с 2015 года и по ныне, 2018 год встретил повышение величины коэффициента, а для каких-то регионов – наоборот, снижение.

Так, повысились коэффициенты для следующих регионов России, которые представлены в таблице ниже.

Повышенные коэффициенты для некоторых регионов России, используемые для тарификации ОСАГО:

А снизились заметно коэффициенты для следующих регионов страны, которые представлены в отдельной таблице.

Сниженные коэффициенты для некоторых регионов России, используемые для тарификации ОСАГО:

В данной таблице нет такой местности Российской Федерации, как Байконур, где коэффициент снизился с 1 до значения 0,6.

Все коэффициенты представлены для расчетов ОСАГО исключительно только для легковых автомобилей, принадлежащих частным владельцам, а не юридическим лицам.

Однако стоит заметить, что такие же самые значения используются и для расчетов полисов, которые покупают юридические лица.

В данном случае разницы особой нет по той причине, что так называемый Кт (коэффициент территории) обозначается с привязкой больше к региону, чем к категориям транспорта либо форме собственности владельцев.

Лишь в индивидуальном порядке для юридических лиц, промышляющих в том или ином регионе, Центробанком могут быть определены иные коэффициенты. Но об этом всегда отдельно уведомляются те страховые компании, которые ведут свою деятельность на такой территории.

Как рассчитать самостоятельно

Стоимость полиса не состоит только лишь из одного такого действующего тарифа, как базовая ставка, которую дает Центробанк.

Еще к этой ставке всегда приумножаются и различные коэффициенты (территориальный, сезонный, коэффициент мощности машины, возраста водителя, КБМ и прочие).

Все коэффициенты, которые должны сопровождать расчеты, даются в таблицах, утвержденных в РСА и выложенных на сайте этого государственного учреждения.

Поэтому такими коэффициентами и пользуются все страховщики и расхождений в этом отношении никаких не случается.

Формула для таких расчетов используется следующая:

, где используются следующие значения:

Т тариф окончательный (стоимость полиса к оплате)
ТБ базовый неизменяемый тариф, устанавливается Центробанком
КТ коэффициент территории, на которой проживает владелец авто и где машина поставлена на учет в ГИБДД
КБМ коэффициент «Бонус-Малус», отражающий класс водителя, его опытность вождения без аварий
КВС коэффициент, отражающий возраст водителя и его шоферский стаж
КО коэффициент, показывающий есть ли какие-то ограничения по количеству лиц, которые будут допускаться владельцем к управлению его машиной
КМ коэффициент мощности двигателя машины
КС коэффициент сезонного использования автомобиля либо просто – период использования авто
КП коэффициент для машин с прицепами
КН коэффициент нарушений, которые могли бы быть допущены страхователем при оформлении договора, либо его использовании

Пользоваться формулой очень легко – все перемножаете и получаете итоговую сумму, которая и будет окончательной стоимостью полиса, заключительным тарифом страховки ОСАГО.

Нужно также отметить, что очень легко и просто рассчитать стоимость ОСАГО можно самому, если зайти на сайт РСА – Российского Союза Автостраховщиков.

Там представлена специальная форма, заполняя которую можно очень быстро получить итоговую сумму.

Эта форма и является калькулятором, который сегодня располагается почти на каждом брокерском, агентском сайте или официальном портале того или иного страховщика.

Нужно отметить, что самые точные цифры получаются именно на сайте РСА или на портале страховой компании, в которой потенциальный страхователь намеревается застраховаться.

Где можно оформить по минимальным тарифам

Самые выгодные предложения будут для автомобилистов и транспортных компаний – это те, где используется минимальная или средняя ставка.

Таких предложений на российском рынке не так уж и много и зачастую они связаны с регионом, где менее всего востребована автостраховка.

Например, такое возможно в горной местности, где машины используются жителями намного реже, чем, предположим, в Москве или ином крупном городе. Для примера рассмотрим несколько таких предложений в специальной таблице.

Минимальные ставки, предложенные разными страховыми компаниями на российском рынке:

Название компании Тип автомобильного транспорта с привязкой к региону Максимальные размеры тарифов, руб.
Росгосстрах Легковой автотранспорт для регионов: Бурятия, Крым, Волжск, Нальчик, Ивановская обл. 4050
РЕСО-Гарантия Легковые машины для Южно-Сахалинска и Владивостока. 3775
Аьфастрахование Легковой транспорт для Москвы, Самары и Владивостока. 3432-3700
РЕСО-Гарантия Легковые машины для Самары, Ростова-на-Дону, Москвы и Санкт-Петербурга. 3604
Росгосстрах Легковые машины в регионах – Самары, Ростова-на-Дону, Челябинска и Владивостока. 3432
Ингосстрах Легковушки для Москвы. 3432
Легковушки для Челябинска. 3912
МАКС Машины легковые для Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока. 3432
Гайде Легковые автомобили для Москвы. 3432

По всем указанным городам действуют базовые тарифы заниженные, но они же распространяются также и на их районы, области и окрестности.

Поэтому, если скидка обозначена в страховой компании для Санкт-Петербурга, например, то это обозначает, что она будет действовать и для всей Ленинградской области. Но это только касается базовой ставки.

Общая же сумма, которая выведется окончательно для оплаты страхователем, будет получаться всегда индивидуально для каждого случая разной.

Потому как все будет зависеть от целого ряда иных параметров – возраста и опытности водителя, мощности и иных параметров машины и от других моментов.

Стоимость в разных компаниях РФ

Кроме страховых компаний, которые предлагают покупку полиса ОСАГО с расчетом невысоких ставок, для сравнения можно рассмотреть также предложения тех компаний, которые используют ставки максимального порогового значения, либо немного завышенные от минимума.

Примеры, какие еще ставки предложат другие страховщики в РФ:

Название компании Тип автомобильного транспорта Максимальные размеры тарифов, руб.
Росгосстрах Мотоциклы и прочее.
Легковой автотранспорт.
867
4118
ВСК Мотоциклы и прочие.
Легковые машины.
885
4118
Альфастрахование Мотоциклетный транспорт.
Легковой транспорт.
1579
4118
РЕСО-Гарантия Мототранспорт.
Легковые автомобили.
1579
4118
Югория Мотоциклы и квадроциклы.
Легковые машины.
1579
4118
МСК Мото.
Легковые авто.
959
4118
Ингосстрах Мотоциклы и мотороллеры.
Легковой автотранспорт.
1579
4118

В основном ставки слишком завышают те страховые организации, которые признаны «акулами» страхового рынка и существуют на этом поприще уже не один десяток лет.

Продиктовано это, видимо, их опытностью, высоким уровнем специализации в вопросах автострахования, который сложился у них за многолетнюю практику.

В Москве

Сейчас законодатели пошли во многом на уступку для жителей столицы Российской Федерации, ездящих на собственных автомобилях:

  1. Во-первых, снизился для них коэффициент региональный (как, впрочем, и для жителей Санкт-Петербурга и нескольких еще городов).
  2. Во-вторых, отдельно каждый страховщик старается максимально привлечь побольше своих клиентов, а потому и «зазывает» путем снижения базовой ставки по ОСАГО.

Так как в Москве конкуренция большая, а водителей достаточно много, плотность населения в высокой степени, то потому и стоимость полисов формируется в большинстве страховых компаниях в данном регионе со ставкой базы немного дешевле.

Другое дело, если у водителей был высокий процент аварийности, тогда цена полиса быстро возрасте. А в условиях затрудненного потока движения на дорогах Москвы аварии часто случаются.

Минимально допустимая ставка действующего базового тарифа в Москве установлена такими страховыми компаниями, как:

Однако не стоит обольщаться тем водителям, которые намерены оформлять еще и КАСКО в довесок к страховке ОСАГО.

Занижения тарифов у таких страховщиков может быть сделаны специально для того, чтобы повысить цены на полисы по дополнительным видам автострахования.

Если говорить о действующих тарифах ОСАГО по базовым ставкам, то тогда они целиком привязаны к тарифному коридору, который выставляет для всех страховщиком одинаково Центробанк России.

Из этого коридора – 3432-4118 руб. для физических лиц и 2573-3087 руб. для юридических лиц страховые компания уже сами выбирают, какую же ставку им установить и для какого региона.

Но если говорить о тарифах полисов ОСАГО, отражающих окончательную их стоимость, то тогда она будет формировать из целого «набора» различных коэффициентов и здесь уже тарификация не имеет никаких устойчивых показателей.

Потому что каждая цена полиса по каждому случаю в отдельности будет отличаться из-за случайных показателей – возраста водителя, мощности машины, периода использования страховки и по прочим параметрам.

Видео: «Экономика»: Насколько подорожают тарифы ОСАГО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ