Горячая линия юридической помощи

Полис ОСАГО на автомобиль

Все автовладельцы и водители, сидящие за рулем при управлении машиной, обязаны иметь при себе страховые полисы ОСАГО. Отказаться от такой страховки, означает получить штрафные санкции и, возможно, даже арест автомобиля на платную штрафстоянку в ГИБДД. Для покупки полиса требуется заранее знать об изменениях в законодательстве, были ли они, какие были. А также знать и о правилах заключения сделок со страховщиками при приобретении полисов данного вида страхования. И касается это всех, юридических или физических лиц, льготников и простых граждан.

Что это такое

ОСАГО – это страховой договор, который должен быть заключен в обязательно порядке по риску гражданской ответственности лица, находящегося непосредственно за рулем машины при наступлении страхового случая – автодорожной аварии (ДТП). Аббревиатура «ОСАГО» так и расшифровывается в виде – обязательного страхования автогражданской ответственности владельца авто, либо лица, допущенного к управлению машиной.
Осуществляют такие услуги практически все страховые компании и для этого у каждой из них должна быть своя лицензия, подтверждающая право вести страховую деятельность в отношении обязательного автострахования.
Тарифы полиса назначаются Банком России в виде тарифного коридора и не могут меняться страховыми компаниями, которые обязаны выставлять базовую ставку, входящую в установленный коридор.

Обязательно ли нужно оформлять

ОСАГО в России является обязательным видом страховой защиты, по нему даже был выпущен отдельный закон, который целиком и полностью регулирует весь процесс оформления полисов по такому виду страхования, а также все параметры прав и обязательств по выполнению правил страхования. Закон так и называется – «Об ОСАГО», заключен на федеральном уровне и имеет свой номер – №40-ФЗ от 25.04.02 г. Данное правовое положение проходило редакции несколько раз по тем или иным своим статьям и сегодня оно находится в действующей своей редакции. Не важно, требуется ли восстановить ОСАГО либо заключить новый договор со страховой компанией, продлить уже существующий полис – в любом случае, оформление такой страховки обязательно всегда. За отсутствие такого полиса у водителя, если его останови сотрудник дорожной полиции, назначаются свои меры наказания – штрафы, аресты авто.

Закон об ОСАГО новая редакция 2016 года

Последняя редакция закона «Об ОСАГО» была проделана 23.06.16 г. посредством издания дополнительного правового акта №214-ФЗ, и она внесла свои коррективы в процедуру страхования. Хотя до этого закон также неоднократно редактировался, в результате чего были внесены изменения также и касательно 2016 года. Рассмотрим все новшества в сводной таблице, которые были сделаны именно законом №214-ФЗ и другими правовыми актами. Изменения, которые коснулись закона «Об ОСАГО» в 2016 году:
Название статьи закона или параметра изменений Как было раньше Как стало теперь
ч.«б» п.2 ст.1 Потерпевший может сам вызвать независимого эксперта. Потерпевший в ДТП вызывает исключительно из страховой компании эксперта для оценки повреждений.
ч.«а» и «в» п.4 ст.1 Договор составлялся только на бумажном носителе. Можно уже оформлять договоры в электронном варианте через интернет.
Еще в начале апреля 2015 года были увеличены выплаты. В 2014 году страховые выплаты по ОСАГО составляли 120 000 – 160 000 рублей. В 2016 году страховые выплаты достигли уже максимального значения от 400 000 до 500 000, в зависимости от страхового случая.
Фиксация размера сумму выплат. Нефиксированные суммы выплачивались по результатам лечения, после лечения пострадавших в ДТП. Фиксированные суммы и выплачиваются они теперь по предоставлению медицинской справки, подтверждающей необходимость будущего лечения.
Лимит сумм, выплачиваемых по Европротоколу. Для тех, кто оформлял страховку до 2 апреля 2014 года, сумма не превысит 25 000 рублей. Для 2016 года сумма составляет 50 000 рублей.
Обращение в страховую компанию виновника или потерпевшего. Была возможность виновнику ДТП обращаться в компанию потерпевшего. Виновнику должен обращаться после ДТП только в свою страховую компанию.
Пределы износа авто До 1 октября 2014 года – 80%. 2014-2016 годы – 50%.
Сколько дней можно ездить без полиса после сделки купли-продажи. 5 дней 10 дней
Споры между страхователями и страховщиками. Решались во внесудебном порядке. Единственный способ конструктивно решить спор – судебное разбирательство.
Зона ответственности, которая входит в прерогативу страховой компании. Случившееся во дворе частного либо многоэтажного дома ДТП, не рассматривалось страховщиками как страховой случай. Сейчас ДТП во дворах домов, на парковочных площадках, при процедуре эвакуации машины на специальный погрузчик и, конечно же, проезжая часть автодороги – все они признаются зоной ответственности страховых компаний.
Ремонт и направление на восстановление машины после ДТП. Были постоянные споры о том, кто должен выбирать ремонтную мастерскую – страховщик или его клиент. Сейчас споры прекратились – с 2015 года правом выбора автомастерской обладает страховщик.
Вечные очереди или избавление от них. Получать полисы было крайне сложно из-за постоянно увеличивающегося количества автомобилистов. Сейчас можно воспользоваться предварительной регистрацией, чтобы прийти в компанию без очереди и получить свой полис.
Новый стандарт полисов. Действие бланков периода 2014-2015 годов. С 1 октября 2016 года используются новые бланки полисов ОСАГО.
При определении износа деталей и запасных частей сама рыночная стоимость автомобиля существенно меняется. А если износ оценить и учесть при страховании, тогда это позволит, хотя бы немного компенсировать стоимость машины, которая попала в аварию. Ведь ни для кого не секрет, что битые машины продавать сложнее и цена на них очень низкая, даже если они будут после ремонта.
Если, вдруг, автомобилист ищет предлог, как отказаться от ОСАГО, тогда он должен знать, что будет сильно рисковать.
Его могут остановить в любой момент дорожные полицейские и оштрафовать. При этом штрафы могут выписываться каждый раз, когда его будут останавливать инспекторы ГАИ, но штрафовать они могут не чаще чем 1 раз в день.

Новые тарифы

Все тарифные ставки, которые действуют в последней редакции Банком России, всегда будут действовать не более 1 года. Например, для 2016 года тариф устанавливался весной 2015 года, но вот для 2017-го пока Центробанк России решил пока заморозить те ставки, которые уже существуют в 2016 году. На следующий год их вновь устанавливают в начале первого квартала для будущего года. Так, на 2016 год в апреле месяце была установлена базовый тарифный коридор, который определен для всех страховых компаний одинаково и в рамках которого страховые организации могут действовать на свое усмотрение. Диапазон, определяющих базовых ставок составил – 3432-4118 рублей. Этот норматив учрежден Указанием российского Центробанка №3604-У от 20.03.15 г.
Однако не все страховые учреждения берут по минимуму, многие стараются выставить базовой ставкой максимальное пороговое значение.
Так, к примеру, в Росгосстрахе, Согласии и Ренессансе используются высокие тарифы, а вот уже в Ингосстрахе, РЕСО-Гарантии или Альфа-Страховании готовы страхователям предложить самые минимальные тарифы. Кроме базовых ставок на окончательный тариф (стоимость) страхового полиса по категории защиты – ОСАГО, стоит рассмотреть в единой таблице параметров. Все вычислительные значения берутся в индивидуальном порядке и не могут быть универсальными для всех граждан России. И сейчас вы поймете, почему так происходит. Из чего складываются тарифы по ОСАГО на конец 2016 года:
Название параметра Значение параметра
Территория, где преимущественно используется тот или иной вид автотранспорта. Выводится коэффициент из специальной таблицы. Например, для Москвы используется коэффициент – 2, а для ее области – 1,7.
Были ли выплачены в прошлом году какие-то страховки по ОСАГО. Каков коэффициент «Бонус-Малус» у водителя, его опыт безаварийности. Выявляется коэффициент из специальной таблицы.
Технические характеристики машины. Индивидуально по каждой марке авто.
Возраст водителя и его стаж. От 1 до 1,8.
Мощность двигателя машины. От 0,6 до 1,6.
Количество допущенных водителей либо неограниченный их перечень. 1-1,8.
Сезонность, период, на сколько месяцев будет использоваться авто. 0,5-1.
Это основные факторы, влияющие на общую цену тарифа стоимости полиса. Могут еще подключить значения коэффициентов за грубые нарушения, если таковые были ранее. Но было и снижение размеров тарифов. Так, особенно отличились в этом плане в 2016 году такие категории автотранспортных средств, как: мотоциклы, мопеды, квадроциклы, тракторы, самоходные машины.

Рейтинг страховых компаний

Не все страховые организации вырвались вперед по линии предоставления защит ОСАГО. Некоторые переключили свою деятельность на другие виды услуг. Поэтому для облегчения задачи в поисках самой признанной страховой компании, мы предлагаем изучить рейтинг самых основных страховщиков, которые активно продавали полисы по ОСАГО и также активно выполняли свои обязательства по отношению к клиентам. Рейтинг страховых компаний, выдающих активно в 2016 году полисы ОСАГО:
Название страховщика Уровень рейтинга (от «А++»)
Альфа-Страхование А++
ВСК А++
Ингосстрах А++
РЕСО-Гарантия А++
Альянс А++
ВТБ Страхование А++
МАКС А++
Ренессанс Страхование А++
УралСиб А++
Энергогарант А++
ЖАСО А+
Либерти А+
Оранта А+
Интач Стархование А
Югория А
БИН Страхование А

Документы

Перечень бумаг для физических лиц и для юридических отличается между собой. Поэтому стоит рассмотреть оформление полисов с этими двумя категориями страхователей. Однако есть и общие бумаги, касающиеся автомобиля, которые должны подаваться страхователями во всех случаях, в независимости от того, являются ли они гражданами России или же это представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели. Все они должны перед оформлением страхового полиса ОСАГО предъявить следующие документы:
  • диагностическую карту, где будет стоять отметка о своевременном прохождении техосмотра по страхуемому авто;
  • техпаспорт ТС или ПТС;
  • водительские права всех водителей или одного водителя, который будет управлять машиной;
  • страховой полис ОСАГО, действие которого уже истекло, если таковой был у клиента.
Для справки следует отметить, что страховые компании не имеют права принуждать своих настоящих или будущих клиентов, проходить техосмотр только в той автомастерской, на которую будут указывать страховщики. Также они не имеют прав заставлять клиентов заключать предварительные договора обслуживания с СТО, выгодными для самих страховых организаций. Страховая компания имеет право только направлять на ремонт машину в свою автомастерскую, если уже наступил страховой случай, но не при прохождении техосмотра, когда заключается договор.

Частным лицам

Физическим лицам предписано сдавать следующие документы:
  • гражданский паспорт;
  • вид на жительство, если иностранное лицо официально находится на территории РФ;
  • водительское удостоверение;
  • доверенность на представителя собственника, заверенная у нотариуса.

Юрлицам

Предприятия, различные фирмы, организации и компании подают следующий пакет бумаг, когда хотят получить полис ОСАГО:
  • свидетельство о регистрации юридического лица, оформленное в ЕГРЮЛ;
  • справка из ЕГРЮЛ (по требованию);
  • доверенность на то лицо, которое является представителем юридического лица;
  • оттиск мокрой печати, заверенный нотариально.
По требованию страховой компании предприятия могут также предъявлять банковские выписки, договоры аренды на машину и прочие документы.

Бонусы

КБМ или, так называемый «Бонус-Малус» – это бонусы, которые рассчитываются в результате безаварийного вождения водителей в течение года. Принцип таков – если водитель из года в год ездит без приключений и не пользовался страховками, тогда ему будет полагаться скидка, которая будет принимать к расчетам в виде коэффициентов.
Чем выше показатель КБМ, тем дороже будет обходиться страховой полис по стоимости. И, наоборот, чем меньше показатель аварийности, тем дешевле обойдется полис водителю.
А если речь идет о профессиональном шофере, тогда для него вообще полис будет дешевым.

Есть ли льготы инвалидам

Водители, которые имеют невысокую ступень инвалидности и могут управлять автомобилем, и которые ни разу не попадали в аварии, также имеют право на использование хорошей скидки. Кроме того, у всех водителей и инвалидов в том числе, есть возможность оформления полиса ОСАГО без дополнительных надбавок в виде каких-то услуг, которые обычно страховая компания любит навязывать.
На основании закона №40-ФЗ инвалиды защищены от неподъемных финансовых затрат при ежегодной покупке ОСАГО. Льгота состоит в том, что такие граждане могут оплатить только 50% стоимости полиса, а не все 100%.
При этом должны быть соблюдены определенные условия, которые заключаются в следующем:
  1. Транспортное средство инвалида должно быть соответствующим образом оборудовано, как и полагается для инвалидности в том, или ином случае.
  2. Если инвалид ребенок, являющийся собственником авто, тогда от его имени должен действовать его опекун, родитель.
  3. Инвалид обязан предоставить для рассмотрения специальное удостоверение, где будет указываться его группа.
  4. Максимум машиной инвалида могут пользоваться еще 2 человека, которые должны быть также вписанными в полис.

За что налагаются штрафы

Как только был издан отдельный закон по ОСАГО, еще в апреле 2002 года, так сразу же стали определять штрафные санкции. Так как этот вид защиты является обязательным, то за его отсутствие или ненадлежащее оформление налагаются свои штрафы и иные меры наказания. По новым правилам, которые в последний раз пришли в действие еще в начале 2016 года, и которые будут распространяться еще и на 2017 год, штрафы назначаются за езду без полиса ОСАГО, за нарушения в самом документе или его использовании. Для полного представления общей картины о подобных видах финансового наказания нужно просто рассмотреть специальную таблицу. Штрафы за езду без ОСАГО:
Штрафные случаи Статьи законов, оснований Размер штрафа
Езда на машине без полиса в случае, когда он есть, но забыт дома. ч. 2 ст. 12.3 Административно-правового кодекса РФ (далее КоАП РФ) 500 руб.
Управление автомобилем без полиса, когда он даже не оформлен. ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ 800 руб.
Если страховка отсутствует автомобилиста-сезонника. ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ 500 руб.
Повторное нарушение – езда без полиса ч. 2 ст. 12.37 или ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ 500-800 руб.
За отсутствие фамилии и имени водителя в стразовом полисе. ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ 500 руб.
Просроченный полис. ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ 800 руб.
Следует также отметить, что помимо штрафов за забытый дома полис на первый раз инспектор автодорожной полиции может просто сделать выговор. Это предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ. Штрафы, которые устанавливаются для тех граждан, которые вовсе не оформляли ОСАГО, распространяются также и на фальшивые полисы или на просроченные. Еще с 14.10.14 г. согласно закону №307-ФЗ госномера уже давно не снимают за нарушение ПДД в виде езды без страховки.

Как проверить данные полиса

Существуют на сегодня случаи, когда водители или владельцы машин покупают полисы в сомнительных компаниях, с рук, через интернет, не успевая при этом даже сообразить, что полис поддельный. Ряд водителей вообще не заморачиваются по поводу проверок полисов на подлинность.
А ведь поддельное ОСАГО можно легко отличить, если знать, каким должен быть бланк, какие степени защиты входят в его структуру, какая должна быть бумага, печати, подписи, как должен быть составлен документ и прочие тонкости.
Но кроме визуальной проверки есть еще элементарная база данных, база ОСАГО, где внесены все зарегистрированные случаи. Воспользоваться услугой проверки можно совершенно бесплатно на таких сайтах, как Единая база ОСАГО или РСА (Российский Союз Автостраховщиков).
Чтобы начать проверку, достаточно ввести серию и номер самого бланка, который предлагается или уже выдан клиенту страховщиком. Перед поиском могут попросить ввести еще проверочный код, чтобы определить, что действует на сайте не робот-программа, а живой человек.
Потом просто нажимается кнопка «Найти» или «Поиск» - на разных сайтах пишется по-разному. Кроме вышеперечисленных сайтов также такую бесплатную услугу предоставляют и иные сайты-посредники или агенты, которые также имеют подключение к проверочной базе данных.

Как составить заявление о возмещении убытков

В случае, когда страховая компания отказывается платить возмещение после ДТП потерпевшей стороне, она должна направить клиенту мотивированный отказ в письменной форме, где будет излагаться вся суть аргументов в пользу отказа.
Если же отказ не удовлетворяет запросы клиента, тогда составляется претензия по выплате ОСАГО, которая может быть составлена также не только при отказах, но еще и при недоплатах.
Такая претензия пишется на имя руководителя страховой компании и считается инструментом досудебного урегулирования. После непринятия либо письменного отказа на такую претензию клиент будет иметь право уже обращаться в судебную инстанцию с иском на страховщика. Суды обычно стараются сегодня решать все в пользу клиента, поэтому страховым компаниям крайне невыгодно доводить дело до суда, чтобы не отозвали их лицензию. Для своевременного получения денежной компенсации после ДТП клиент обязан подать заявление с просьбой перечислить потерпевшему причитающиеся страховые суммы в счет погашения ущербов, возникших после аварии. В документе должно быть следующее содержание:
  1. Название страховой компании.
  2. Фамилия, имя потерпевшего, а также его адрес, прописка.
  3. Если вместо собственника машины потерпевшим будет его доверенное лицо, тогда в заявлении указываются данные доверенности.
  4. Вся информация, которая имеет отношение к ДТП.
  5. Все сведения про водителя-виновника.
  6. Все сведения о пострадавших и их имуществе.
  7. Информация о том, в каком порядке проводилась проверка, осмотр машин после ДТП.
  8. Внизу – отметки о сдаче-приемке заявления.
  9. Перечень прилагающихся документов.
  10. Реквизиты страхователя, который должен получить денежную компенсацию.
  11. Отметки о принятии заявления.
  12. В поле дополнительной информации должно прописываться то, что страховой специалист посчитает нужным.
Все нужные сведения по страховой компании для заполнения бланка заявления можно брать из страхового полиса. Бланк можно взять не только в самом офисе страховой компании, но также и на сайте страховщика, если он там выложен. Но чаще всего граждане предпочитают заполнять такие бланки непосредственно от руки и подавать в офисе страховщика с пометками о принятии. Полис ОСАГО – это универсальная защита, которая в обязательном порядке должна наличествовать у всех автомобилистов. Рассчитывается стоимость каждого полиса ОСАГО всегда по каждому случаю отдельно, индивидуально. Потому как по каждому водителю рассматривается его стаж вождения, безаварийность, возрастной критерий. По каждому машине в отдельности будут рассматриваться свои параметры. Плюс, ко всему прочему, существует все-таки еще и диапазон базовых тарифов, внутри которого разные цифры. И одна компания может брать за основу подешевле тариф, а другая – подороже. Поэтому разница в цене будет всегда.

Видео: ОСАГО онлайн. 02.11.2016